Методическая разработка "По дороге к азбуке" . Старший дошкольный возраст.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Рабочая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям (ФГОС ДО), устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 общеразвивающего вида». Проблема обучения детей грамоте волновала ученых с давних времен, так как владение речевыми навыками чтения и письма было и является престижным в жизни и деятельности культурного человека. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения и письма являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_doroge_k_azbuke.docx | 73.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
144006 Московская область, г. Электросталь, Первомайская ул., д.6а,
Тел.: 8(496)576-14- 41
Методическая разработка
«ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
(речевое развитие)
Возраст детей 5-6 лет
Составитель:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ткач Ирина Алексеевна
г.о. Электросталь
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………….. ……………..3 стр.
2. Актуальность рабочей программы ………………………………………………...3 стр.
3. Цель программы……………………………………………………………………..4 стр.
4. Задачи программы…………………………………………………………………...4 стр.
5. Принципы программы……………………………………………………………….5 стр.
6. Схема деятельности педагога с детьми…………………………………………….5 стр.
7. Прогнозируемые результаты……………………………………… ..……………..6 стр.
8. Тематический план………………………………………………………………….7 стр.
9. Перспективное планирование………………………………………………………9 стр.
10. Содержание рабочей программы …………………………………..…………….17 стр.
11. Методическое обеспечение программы ……………………………...................18 стр.
12. Мониторинг…………………………………………………………………………19 стр.
11.Литература……………………………………………………………………………20 стр.
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям (ФГОС ДО), устанавливаемым в соответствии с п.2 ст.7 «Закона об образовании в Российской Федерации», целям и задачам образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 56 общеразвивающего вида»
Проблема обучения детей грамоте волновала ученых с давних времен, так как владение речевыми навыками чтения и письма было и является престижным в жизни и деятельности культурного человека. От степени овладения этими навыками зависит не только успех продвижения школьника в учебной деятельности, но и его психическое и интеллектуальное развитие. То есть речевые (интеллектуальные) навыки чтения и письма являются необходимым условием и инструментом осуществления учебно-познавательной деятельности.
Дошкольнику необходимо накопить определенный багаж знаний, умений и навыков, который послужит базой для последующего школьного обучения. Поскольку основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра, именно она позволяет сделать занятия привлекательными для ребенка; позволяет развивать его любознательность, интерес, игровой азарт.
При этом готовность к школьному обучению определяется не умением ребенка писать и читать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие и обучение дошкольника ведется по следующим направлениям, определяющим его готовность к школьному обучению: формирование произвольного поведения, овладение средствами познавательной деятельности, умение видеть мир с точки зрения других людей, мотивационная готовность
Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звукобуквенного анализа. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется с детьми старшей группы, по развитию у детей фонематического слуха и восприятия, формируя интегративное качество (способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту), необходимое для успешного обучения чтению и письму).
Материал на познавательных часах по «Дороге к Азбуке» рассчитан на возможности 5-6 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.
Цель: Развитие у детей основ нового отношения к языку, сознательного оперирования им через знание звукового состава слова и словесного состава предложения.
Задачи:
- Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
- Развитие умений: умение работать в коллективе, доводить начатое до конца, работать внимательно, планировать и контролировать свои действия.
- Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
- Формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
- Развитие умения говорения, слушания, чтения, оперирования единицами языка (звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением).
- Обогащение и активизация словаря.
- Подготовка руки к письму, «печатать» (писать печатными буквами) слоги, слова.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
1.Грамотная устная речь ребенка.
2.Постепенность усложнения приемов по ознакомлению со звуками и буквами русского алфавита.
3.Развитие зрительного и слухового восприятия ребенка.
Схема познавательного часа включает:
- Организационный момент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
- Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
- На каждом познавательном часе ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
- Физминутки несут речевую нагрузку.
- Задания на словотворчество детей.
- Задания на коррекцию психических функций.
Комплексно – игровой метод организации фронтальных познавательных часов дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы.
Дети, играя, постигают понятие «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение», закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.
Некоторые варианты организации познавательных часов с использованием:
- воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
- литературных персонажей;
- известных и придуманных игр;
- элементов сюжетно-дидактических игр;
- сюжетных и пейзажных картин;
- специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
- настольно-печатных игр;
Прогнозируемые результаты:
- Развитие личности дошкольников
- Развитие памяти, мышления, кругозора, интеллекта
- Сформированность качеств личности, таких как: работать в коллективе, работать самостоятельно, слушать и слышать себя и своих друзей, планировать и контролировать работу
- Овладение умением звукобуквенного анализа, навыками слогового чтения, написание печатных букв, слогов, слов.
- Улучшение грамматического строя речи, связной речи.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
-мониторинг усвоения детьми раздела «Подготовка к обучению грамоте».
-открытые показы познавательных часов педагогам ДОУ и на ГМО воспитателей.
Объём и срок освоения программы:
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год, по 1 часу в неделю. Форма познавательного часа – фронтальная. Продолжительность его – 25 минут. Общее количество часов в год – 32.
Расписание студии «По дороге к азбуке»
Название кружка | Направление | Дни недели | Время |
Студия «По дороге к азбуке» | Речевое развитие | Понедельник | 15.40 – 16.05 |
Тематический план студии «По дороге к азбуке»
№ п/п | Тема | Общее кол-во занятий | Кол-во минут |
1. | Знакомство. Звуки вокруг нас. Звуки и буквы. | 1 | 25 |
2. | Слова длинные и короткие. | 1 | 25 |
3. | Слова и звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова. | 1 | 25 |
4. | Слог - как часть слова | 1 | 25 |
5. | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звук» и «буква» | 1 | 25 |
6. | Звук [А], буква А. Штриховка. | 1 | 25 |
7. | Звук [О]. Знакомство со звуком [О] и буквой «О». Обведение буквы по контуру. | 1 | 25 |
8. | Звук [У]. Знакомство со звуком [У] и буквой «У». Акустические характеристики, выделение в слове гласных звуков. | 1 | 25 |
9. | Звук [Ы]. Выделение звука в конце и середине слова. | 1 | 25 |
10. | Звук [Э]. Знакомство со звуком [Э] и буквой «Э» Дифференциация понятия «звук» и «буква». Штриховка. | 1 | 25 |
11 | Звук [Л]. Изменение слов путём замены, перестановки звуков или слогов. Звук [Л']. Знакомство с буквой «Л». | 1 | 25 |
12 | Звук [М]. Звук [М']. Знакомство с буквой «М». Понятие «слог», звуковой анализ слогов. | 1 | 25 |
13 | Звук [Н]. Соотнесение букв и звуков. Гласные и согласные звуки. Звук [Н']. Знакомство с буквой «Н». Штриховка в разных направлениях | 1 | 25 |
14 | Звуки [Р] - [Л], [Р'] - [Л']. Выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов. Срисовывание и обведение узоров. | 1 | 25 |
15 | Звуки [Й'Э], [Й'О], [Й'У], [Й'А]. Соотнесение букв и звуков. | 1 | 25 |
16 | Буква Я. Соотнесение буквы и звука. | 1 | 25 |
17 | Буква Ю. Соотнесение буквы и звука. | 1 | 25 |
18 | Буква Е. Соотнесение буквы и звука. | 1 | 25 |
19 | Буква Ё. Соотнесение буквы и звука. | 1 | 25 |
20 | Звук [И]. Знакомство со звуком [И] и буквой «И». Срисовывание рисунков, узоров, раскраска заданных контуров. | 1 | 25 |
21 | Звук [И] - [Ы]. Изменение слов путём замены звука. Различение звуков [И] – [Ы] | 1 | 25 |
22 | Звук [К]. Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. Звук [К']. Знакомство с буквой «К». | 1 | 25 |
23 | Звук [Т]. Звук [Т']. Знакомство с буквой «Т». Раскраска заданных контуров, штриховка в разных направлениях. | 1 | 25 |
24 | Звук [Ф]. Обучение составлению рассказа по сюжетной картинке. Звук [Ф']. Знакомство с буквой «Ф». | 1 | 25 |
25 | Звуки [В] и [В']. Обучение диалоговой речи. Знакомство с буквой «В». | 1 | 25 |
26 | Звуки [Д] - [Д']. Составление слова из изученных звуков и слогов. Звуки [Д] - [Т], [Д'] - [Т']. Знакомство с буквой «Д». | 1 | 25 |
27 | Многозначные слова. Классификация звуков: свистящие согласные звуки [З] - [С], [З'] - [С']. Срисовывание и обведение узоров | 1 | 25 |
28 | Звук [С].Звук [С']. Знакомство с буквой «С». | 1 | 25 |
29 | Звук [Х]. Звук [Х']. Определение положения звука в слове. Знакомство с буквой «Х» | 1 | 25 |
30 | Звуки [Б] - [Б']. Звуки [Б] - [П], [Б'] - [П']. Знакомство с буквой «Б». | 1 | 25 |
31 | Звук [Ж]. Расширение словарного запаса. Знакомство с буквой «Ж». | 1 | 25 |
32 | Звук [Ч']. Обучение распространению предложений, добавлению недостающих слов. Знакомство с буквой «Ч». Звук [Ш]. Звуки [Ш] - [Щ']. Знакомство с буквой «Ш», «Щ». | 1 | 25 |
Закрепить знания, полученные в течение года через игровые задания и упражнения. | |||
Итого | 32 часа | 800 мин. |
Перспективный план студии «По дороге к азбуке»
ОКТЯБРЬ
№ | ТЕМА | Содержание |
1. | Знакомство. Загадки вокруг нас. Звуки и буквы. | Закреплять умение различать звуки и буквы. |
2. | Слова длинные и короткие. | Графическое изображение слова (прямоугольник). |
3. | Слова и звуки. Выделение звука в начале, конце и середине слова. | Графическое изображение слова (прямоугольник). |
4. | Слог - как часть слова | Графическое изображение слова (прямоугольник). |
НОЯБРЬ
№ | ТЕМА | Содержание |
1. | Звуки и буквы. | Дифференциация понятий «звук» и «буква». |
2. | Звук А. Буква А. Штриховка. | Графическое изображение гласного звука (красный квадрат), место звука в слове (нач., сер., конец) Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Развитие мелкой моторики рук. Штриховка. |
3. | Звук О. Буква О. Штриховка. | Место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Развитие мелкой моторики рук. Штриховка. |
4. | Звук У. Буква У. Штриховка. | Место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Выделение в словах гласных звуков. Место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Развитие мелкой моторики рук. Штриховка. |
Декабрь
№ п/п | ТЕМА | Содержание |
1. | Звук Ы. Буква Ы. | Место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. Штриховка. |
2. | Звук Э. Буква Э. Штриховка. | Место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). Развитие мелкой моторики. Штриховка. |
3. | Звук Л. Буква Л. | Место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы. Развитие мелкой моторики. Штриховка. |
4. | Звук М. Буква М. | Графическое изображение твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. Штриховка. |
Январь
№ п/п | ТЕМА | Содержание | |
1. | Звук Н. Буква Н. Штриховка в разных направлениях. | Написание буквы Н, чтение слогов. Игры: Соедини правильно» «Подскажи словечко» «Слово, схема, предмет» Развитие мелкой моторики. Штриховка. | |
2. | Тема – Звук Р, Л. Буквы Р, Л. | Место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. Игры: «Подскажи словечко» «Слова и слоги» Срисовывание и обведение узоров. | |
Звуки ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Соотнесение букв и звуков. | Игра «Цепочка слов» «Звук потерялся» «Как зовут мальчика» «Круги на воде» Штриховка в разных направлениях. | ||
3. | |||
4. | Звук Я. Буква Я. | Написание буквы Я, чтение слогов. Игры: «Загадки и отгадки» «Как зовут девочку» Штриховка. Развитие мелкой моторики. |
Февраль
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
1. | Звук и буква Ю. | Написание буквы Ю. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры: «Напиши правильно: «Как зовут девочку и мальчика». Штриховка в разных направлениях. |
2. | Звук Е. Буква Е. | Написание буквы Е. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры: «Подскажи словечко». «Соедини правильно». Штриховка. |
3. | Звук Ё. Буква Ё. | Написание буквы Ё. Игры: «Слушай, смотри, пиши». «Буквы рассыпались». «Круги на воде». Штриховка. |
4. | Звук И. Буква И. | Написание буквы И. Чтение слогов, твердые и мягкие согласные. Игры: «Загадки и отгадки». «Определи место звука в слове». Штриховка в разных направлениях. |
Март
№ п/п | ТЕМА | Содержание |
1. | Звук К. Буква К. | Акустические характеристики, выделение в слове согласных звуков. Игры: «Напиши правильно». «Кто больше» . Штриховка. |
2. | Звуки Т. Буква Т. | Написание буквы. Чтение слогов. Игры: «Подскажи словечко». «Слово, схема». Раскраска контуров, штриховка в разных направлениях. Заучивание стихотворения Т. Шорыгиной. |
3. | Звуки Д-ДЬ, Т-Ть, буквы Д-Т. | Написание букв Д-Т. Чтение слогов. Игры: «Загадки, отгадки». «Узнай какой звук потерялся». Заучивание стихотворения М. Дружининой. |
4. | Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ, буквы В-Ф. | Написание букв В-Ф. Чтение слогов. Игры: «Определи место звука в слове». «Подскажи словечко». Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
Апрель
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ |
1. | Звуки «Ч-Щ» и буквы «Ч-Щ» | Написание букв «Ч-Щ». Чтение слогов, стихотворения. Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно». Штриховка. |
2. | Звук «Ц» и буква Ц. | Написание буквы Ц. Чтение слогов, стихотворения. Игры: «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались». Штриховка. |
3. | Звук «Й» и буква Й. | Написание буквы Й. Чтение слов, стихотворения. Игры: «Подскажи словечко». Штриховка. |
4. | Буква «Ь» | Чтение слов, стихотворения. Игры: «Буква потерялась, «Допиши слово». Штриховка. |
Май
№ п/п | ТЕМА | СОДЕРЖАНИЕ | ||
1-я неделя | . Звук «З-ЗЬ», буква З | Написание буквы З. Чтение стихотворений. Игры: «Загадки, отгадки». «Узнай какой звук потерялся». Штриховка. | ||
2-я неделя | Звуки С-СЬ, буква С | Написание буквы С. Чтение слогов, стихотворения. Игры: «Загадки и отгадки», «Буквы рассыпались» Штриховка. | ||
3-я неделя
| Звук «Б-БЬ», буква Б | Написание буквы «Б». Чтение слогов, стихотворения. Игры: «Подскажи словечко», «Соедини правильно», «Цепочка слов». Штриховка. | ||
4-я неделя | Закрепление пройденного материала. Мониторинг. | - Отгадывать загадки с опорой на рисунок. - Закрепить навыки правильного произношения. - Формировать навык самоконтроля и самооценки. |
Содержание рабочей программы «По дороге к Азбуке»
Основным содержанием программы является звуко-слоговой анализ слов.
- Звуки:
-понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;
-акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
-выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;
-выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;
-звуковой анализ состава слогов и слов;
-«чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
2. Слоги:
-понятие «слог», слоговой анализ слов;
-подбор слов на заданное количество слогов;
-выделение в словах первого и последнего слогов;
-подбор слов на заданный слог;
Составление прямых и обратных слогов.
- Слова:
-выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;
-составление слов из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;
-изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков или слогов;
-выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;
-восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;
-последовательное преобразование слова в другие слова путем неоднократного изменения его звукового и слогового состава.
4. Буквы:
-знакомство с буквами;
-дифференциация понятия «звук» и «буква»;
-согласные и гласные буквы;
-соотнесение букв и звуков.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение представлено:
-мультимедийный комплекс,
-картотека дидактических игр,
-картотека речевых игр,
-карточки для составления слов и слогов,
-демонстрационный набор цветных карточек-букв алфавита,
-звукоград,
-рабочие тетради,
-цветные карандаши, простой карандаш.
-зеркала.
Мониторинг
развития фонематического слуха и восприятия,
формирования интегративного качества
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту», необходимого для успешного обучения чтению и письму»
(дидактические игры для проведения мониторинга (см. Приложение 1)
№п/п | И.Ф.ребенка | Критерии | Итог | |||||||||
Формирование словаря | Связная речь | Грамматический строй речи | Звуковая культура речи | |||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г |
В - высокий уровень (самостоятельность, развитые умения, результаты высокого качества).
С - средний уровень (самостоятельность, результат высокий, но с помощью взрослого).
Н - низкий уровень (отказ от деятельности, результаты не достигнуты, нет самостоятельности).
К - конец года
Н - начало года
Литература:
- Е. В. Колесникова
Программа «От звука к букве» 2016 г. Москва, Издательство «Ювента», 2016г. – 64 с.
- Е. В. Колесникова «Методическое пособие: Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».
- Индивидуальный демонстрационный материал.
- Рабочая тетрадь: «От слова к звуку»
(Приложение 1)
Словарный запас.
1. Игра «Опиши предмет».
Материал: различные предметные картинки.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы.
Просит ответить на вопросы:
- Что это? (Шар.)
- Какой он? (Красный, большой, воздушный.)
- Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.)
2. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение».
-Я буду начинать предложение, а ты - подумай, как его можно закончить.
- Сахар сладкий, а перец ... (горький).
- Дорога широкая, а тропинка ... (узкая).
- Пластилин мягкий, а камень ... (твердый).
- Мачеха злая, а Золушка ...
- Карабас-Барабас злой, а Папа Карло ...и т. п.
3. Задание «Расскажи о мальчиках».
Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один - чистый, аккуратный, веселый, второй - неряшливый, грустный.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков.
Затем организовывает беседу по вопросам:
- Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
- Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)
- Быть неряшливым хорошо?
- А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
- А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т. п.
Критерии оценки
1 балл - словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов.
2 балла - понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик.
3 балла - ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимает и употребляет слова-антонимы.
Уровень сформированности грамматической стороны речи.
1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Материал: чайный сервиз (для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи).
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:
- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
- Назови известные предметы посуды.
- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…)
- В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.)
- А сухарики? (В сухарницу.) И т. п.
- Расставь красиво посуду.
- Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д.
2. Упражнение «Закончи предложение».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения:
«Наступила ночь и ... »
«Мы пошли с мамой в магазин и купили ... ».
«Мне нравится зима, потому что».
«Мы делаем зарядку, потому что » и т.п.
3.Дидактическая игра «Прятки».
Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и·просит ребенка назвать группы животных.
- Это лисята.
- Это ежата.
Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза.
Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).
Критерии оценки
1 балл - ребенок не справляется с заданиями.
2 балла - затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар - сахарница), Осмысливает причинно – следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных.
3 балла - ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.
Уровень развития связной речи.
1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон».
Материал: сюжетные картинки «Времена года».
Содержание диагностического задания:
В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие.
2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».
Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.
Содержание диагностического задания:
Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.
3. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.
- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?
- Что произошло с петушком?
- Как ты думаешь, почему петушок подавился?
- К кому сначала побежала курочка за помощью?
- Для чего нужно было маслице?
(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.
Критерии оценки
1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.
2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.
3 балла - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
Звуковая культура речи.
Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».
Содержание диагностического задания:
Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук.
ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др.
При повторе слов просит назвать первый звук.
Критерии оценки
1 балл - большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.
2 балла - не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук.
3 балла - осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.
Высокий уровень -10-12 баллов.
Средний уровень - 6-9 баллов.
Низкий уровень - 4-5 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие четкой дикции у ребенка старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» /методические рекомендации для воспитателей детей старшего дошкольного возраста/
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. Неправильная дикция- следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижн...
Методические рекомендации для педагогов "СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Методические рекомендации для педагогов - картотека сюжетно - ролевых игр как средство формирования основ безапосного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста....
Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения на дорогах среди детей старшего дошкольного возраста «Шапокляк учит правила дорожного движения».
Цель:Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице, закрепление теоретических знаний детей о правилах дорожного движения....
Досуг по ПДД «Дорожная азбука» (старший дошкольный возраст)
Досуг по ПДД «Дорожная азбука» (старший дошкольный возраст)...