Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Белова Светлана Игоревна

Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_finansovaya_azbuka.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий

Детский сад №

_______________

Принята на педсовете

Протокол №1 от

Рабочая программа

по дополнительному образованию

кружка по формированию финансовой грамотности

«Финансовая азбука»

Разработала:

Воспитатель

Белова Светлана Игоревна

2021 год

Содержание

1

Актуальность .............................................................................

с .3

2

Новизна программы..................................................................

с. 3-4

3.

Паспорт программы:.................................................................

с. 5-7

Цели программы

Задачи программы

Основные принципы работы

Целевые ориентиры

Возраст детей

Методы

Формы проведения занятий

Участники

Работа с родителями

4.

Приложение 1.

Тематический план работы кружка..............

с. 8-17

5.

Приложение 2.  

Консультация для родителей детей  «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».......

с.18-21

6.

Список литературы....................................................................

с. 22

Пояснительная записка

Актуальность

     Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Этот возраст является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Образовательная программа «Финансовая азбука» (далее —Программа) разработана в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группы детского сада.  Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.

Новизна программы

Данная Программа разработана в рамках Всеросийского проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2020 г. №26);
  • «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
  •  приобщение детей к социокультурным нормам;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования

Цели программы:

  • формирование первичных экономических представлений и компетенций;
  •  развитие экономического мышления дошкольников;
  • воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для          рационального поведения в сфере экономики.

Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:

  • сформировать первичные экономические понятия;
  • научить детей правильному отношению к деньгам, способам их «зарабатывания» и разумному их использованию;
  • объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
  • научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)

Основные принципы работы:

  • Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • Комплексный подход при разработке занятий,
  • Вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • Систематичность и последовательность занятий;
  • Наглядность;
  • Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
  • Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

Ожидаемые результаты:

        В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие  понятия и представления:

  • Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
  • Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
  • Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
  • Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
  • Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
  • Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
  • Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
  • Финансы – это интересно и увлекательно.

Возраст детей

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе  группы, возраст 6-7 лет

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 5 месяцев: (с 11.001.2021  по 31.05.21)

Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.

Методы реализации программы: игровой, практический, наглядный, словесный.

Формы проведения:

1.        Фронтальное (подгрупповое) занятие.

2.        Индивидуальная работа.

Структура занятия:

1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)

2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).

3. Заключительная часть: 4 мин.(подведение итогов)

Работа с родителями: буклеты (презентация кружка  по формированию финансовой грамотности  «Финансовая азбука» на первом родительском собрании группы), консультация для родителей детей  подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»,  индивидуальные беседы,  день открытых дверей  (Март, апрель),  итоговое открытое занятие (май).

Приложение 1.

Тематический план работы кружка

№ п/п

Тема

Дата

Педагогические средства

Оборудование

1

Что такое потребности?

Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон»,

беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», тетрадь по финансовой грамотности, лото «Заветные желания».

2

Что необходимо человеку?

Д/И «Кому что нужно?»,

демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение.

Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов,

тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

3

Потребности семьи.

Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения.

Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?».

4

Что мне нужно?

Беседа, упражнения, изобразительная деятельность.

Картинка с изображением Гнома Эконома, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

5

Как Гном Эконом  лень преодолел.

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение.

Цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

6

Как Гном Эконом решил дом построить.

Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор.

Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий.

7

Почему все взрослые работают?

Беседа, соревнование, д/и, упражнение.

Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий,  фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия),

цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности.

8

Путешествие в страну профессий.

День открытых дверей.

Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение.

Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.

9

Всякому делу учиться надо.

Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков.

Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова.

10

Как Гном Эконом  узнал, что такое товар.

Беседа,  д/и, упражнение.

Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности.

11

Что такое стоимость товара?

Беседа,  д/и, упражнение.

Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров, тетрадь по финансовой грамотности.

12

Обмен и покупка товаров.

Беседа,  д/и, решение экономических задач.

Лото «Бартер», игра «Обмен и покупка».

13

Что такое цена?

Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач.

Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками, тетрадь по финансовой грамотности.

14

Ярмарка.

Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение.

Товары для игрового упражнения «На ярмарке».

15

Что такое деньги?

Беседа, рассказ, просмотр м/ф.

Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности.

16

Деньги. Монета. Банкнота.

Беседа,  д/и, изобразительная деятельность.

Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.

17

Дом, где живут деньги.

Заочная экскурсия, просмотр мультфильма.

Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия).

18

Как правильно тратить деньги?

Беседа, упражнения, просмотр м/ф.

Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия).

19

«Доверили Андрюше вести бюджет семьи …»

Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход».

Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.

20

Как приходят деньги в семью мальчика  Андрюши, или азбука доходов.

Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет».

Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.

21

Андрюша с мамой идут в магазин.

Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов.

Картинки с изображением

аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов.

22

Семейные доходы и расходы.

Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.

Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика,

модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности.

23

Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку».

Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы.

Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.

24

Как Гном Эконом  узнал, откуда берутся товары в магазине.

Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.

25

«В гостях у Гнома Эконома…»

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, отгадывание загадок.

Мяч, бумага, карандаши,

картинки с изображением людей разных профессий,

сундучок с предметами для игры «Чудесный сундучок», картинки- раскраски.

26

«Мир профессий транспорта»

Беседа- визуализация, дидактическая и подвижная игры,

изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации.

Презентация «Мир профессий транспорта», карандаши и листы бумаги с нарисованными шаблонами машины, рули на каждого ребёнка, игрушечные машинки.

27

Как Гном Эконом спасателям помогал.

Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра.

Компьютер, фрагмент м/ф «Рекс- спасатель».

28

Профессии модного мира.

Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, рассказ- визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, отгадывание загадок, моделирование.

Компьютер, презентация, шаблоны силуэтов платья, клей, кисточки, пуговицы, картон, ножницы, карандаши, шарики из пластилина.

29

«Профессии на свете важнее не бывает».

Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, демонстрация презентации, сюжетно- ролевая игра, отгадывание загадок.

Компьютер, презентация, белый халат, бланки рецептов, ручка, игрушечный градусник, фонендоскоп.

30

«От купца до продавца».

Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация.

31

«Программист- великий волшебник».

Чтение художественной литературы, беседа, игра- пазл«Мой компьютер», демонстрация презентации, отгадывание загадок.

Компьютер, презентация, картинки с изображением составляющих компьютера, картинки- пазл с изображением компьютера, магнитная доска с магнитами.

32

Сила печатного слова.

Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность.

Альбомы для рисования, краски, цветные карандаши.

33

Профессий много в мире есть.

Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок.

Интерактивная игра- презентация «ПриключенияГнома Эконома, или экономика  для малышей».

Призы для награждения активных участников викторины.

34

В мире профессий.

Закрепление знаний посредством

Составления обобщающих рассказов, дидактическая игра.

Картинки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением инструментов, схемы для составления описательных рассказов, кукла Незнайка, мяч.

35

Как Гном Эконом узнал, откуда появились деньги.

Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма.

Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко»

36

Как Гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают.

День открытых дверей.

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Плакат с изображением для поиска клада,  карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами.    

37

Для чего родители ходят на работу.

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность.

Плакат с изображением людей разных профессий, карточки с изображением атрибутов каждой из профессии на плакате; медали из плотной бумаги, окрашенные в жёлтый свет, с цифрой «1» и подписью «зарплата», фломастеры или карандаши для каждого ребёнка; вырезанная из плотной белой бумаги фигурка заварочного чайника; магнитная доска с магнитами.    

38

Жители кошелька.

Сюжетно- ролевая игра с подвижными элементами.

Макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка;

«товары» для магазина, «товары» для дома; таблички с ценами на все товары; две пластиковые карты; изображение маленького мешочка соли и большого кол-ва золотых монет, изображение большого пакета «Соль» и несколькими банкнотами; таблички с  изображением кошелька с монетами и банкнотами,  таблички с  изображением монет  и банкнот;

Изображение пластиковой карты; игрушки.

39

Как поступать с деньгами?

Беседа, дидактическая игра, подвижная игра.

Аппликации из бумаги героев сказки, изображение дома для каждого ребёнка, набор картонных монет, копилка или сундучок для монет;

40

Путешествие денег в разные страны.

Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность.

Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу;  изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным  изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования.

41

Как Гном Эконом  узнал, что магазины бывают разные.

Рассказ, дидактическая игра.

Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами.

42

Как правильно делать покупки?

Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра.

Муляжи продуктов, «ценники», муляжи денег, плакат с изображением пар товаров, магнитная доска, магниты, фломастер.

43

Как Гном Эконом  в магазин ходил.

Рассказ, дидактическая игра.

Картинки с изображением пар товаров, муляжи или изображение мешочков разного размера(для изображения стоимости товаров).

44

Как правильно выбирать товары в магазине

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра.

Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки;  кот Белобок и заяц; плакат с изображением пар товаров, плакат с изображением товаров и нематериальных ценностей, плакат с изображением яблок, мяч, магнитная доска.

45

Гном Эконом  идет в банк.

Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия.

Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображениеГнома Эконома  с пакетом покупок и кошельком с монетами и банкнотами; изображение  Ёжика с облаком мыслей о покупках и деньгах, компьютер, фрагмент м/ф.  «Уроки тётушки совы» (10 серия).

46

Центральный банк.

Рассказ, дидактическая игра, беседа, театрализованная игра.

Таблички с изображением дракона, гнома и короля; атрибутика короля; листы с нарисованными эмблемами разных банков, весы с двумя чашами; два предмета одинакового веса с наклеенным изображением монет; набор предметов равного веса с изображением монет; игрушки.

47

Профессии работников банка.

Сюжетно- ролевая игра, рассказ,

дидактическая игра, подвижная игра, беседа.

Иллюстрации с изображением людей разных профессий, изображения монет, договоры, чековая лента, таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист»,  «Консультант», «Кредитный специалист», мяч.

48

Раз не найден клад- беги в банке делать вклад.

Наглядная демонстрация.

Большая и маленькая матрёшки, две одинаковые копилки, макет здания банка, компьютер, видиофрагмент мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино».

49

Ёжик берёт деньги в банке.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение.

Картинки с изображением Гнома Эконома и Ёжика; наборы: пластилина, картона, досок для раскатывания пластилина; плакат с изображением внутреннего устройства банка; табличка «Банк».

50

Семейный бюджет.

Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра.

Компьютер,

м/ф «Уроки тетушки совы. 3 серия», карточки с картинками.

51

Семейные расходы.

Сюжетно- ролевая игра, изобразительная деятельность.

Бумага, цветные карандаши, компьютер,

м/ф. «Барбоскины. 78 серия».

52

Семейные расходы.

Проблемный диалог, игра, решение задачи, изобразительная деятельность.

Картинки с изображением богатырей, карты- схемы дохода и расхода, карточки с изображением предмета, обозначающих основные расходы, раздаточные карточки, цветные карандаши.

53

Как распределить бюджет семьи.

Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.

Картинки с изображениемГнома Эконома, монетки, два ведра.

54

Как стать экономным.

Просмотр м/ф., обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра.

Компьютер,

м/ф. «Уроки тетушки совы. 5 серия», карточки с картинками.

55

Сбережения.

Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка.

Картинка с изображением банка и банки из под варенья, краски, цветные карандаши, альбомы, кисти.

56

Копилка.

Ситуация проектирования, чтение худ./лит., обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнение, закрепление знаний посредством практических действий, выставка.

Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки,  коробочки маленькие, пластиковый флакон, цветная бумага, простые карандаши, 4 крышечки небольших размеров, цветной картон.

57

Покупка велосипеда.

Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа.

Демонстрационные картинки, мяч.

58

Кошелёк.

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, сюрпризный момент, показ, упражнение, чтение художественной литературы.

Заготовки квадратов разного цвета и размера на каждого ребёнка, картинка с изображением Гнома Эконома

59

Идём в магазин.

Сюжетно- ролевая игра.

Разнообразный ассортимент товаров, полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы.

60

Путешествие по Финансовой азбуке.

Экономическая игра «КВН».

Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры.

61

Тётушка Сова.

Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра.

Набор пластилина, плотный картон фиолетового цвета, доска для лепки.

62

Карманные деньги

Просмотр м./ф. , беседа, дидактическая игра, проблемный диалог.

Компьютер,

м/ф. «Уроки тетушки совы. 4 серия», мяч.

63

Занимательная экономика от Гнома Эконома

Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение,

Проблемный диалог, дидактическая  игра, решение арифметических задач.

Карточки с цифрами, бант, машинка, цветы,

Кукла, шоколадка, мишка, фланелеграф, калькулятор, игрушки.

64

Экономическая игра «Что? Где? Когда?»

(итоговое открытое для родителей)

Игра- викторина.

Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик.

Приложение  2.

Консультация для родителей детей подготовительной группы

«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.

Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.

У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.

Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.

Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей

Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;

2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.

Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.

В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»

Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»

Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.

Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.

Список используемой литературы

1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.

6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.

7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8. Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»

Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»  руководи...

Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».

laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...

Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста

Рабочая программа       дополнительного образования        по «LEGO – конструированию»      для детей дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей старшего дошкольного возраста

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...

Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех

Рабочая программадополнительного образования  По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста  через  использование инновационных технологий"...