Ведение дополнительного образования. Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" (старший дошкольный возраст).
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Рабочая программа кружка "Финансовая азбука" 2021/2022 у.г
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_finansovaya_azbuka.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий Детский сад № _______________ Принята на педсовете Протокол №1 от |
Рабочая программа
по дополнительному образованию
кружка по формированию финансовой грамотности
«Финансовая азбука»
Разработала:
Воспитатель
Белова Светлана Игоревна
2021 год
Содержание
1 | Актуальность ............................................................................. | с .3 |
2 | Новизна программы.................................................................. | с. 3-4 |
3. | Паспорт программы:................................................................. | с. 5-7 |
Цели программы | ||
Задачи программы | ||
Основные принципы работы | ||
Целевые ориентиры | ||
Возраст детей | ||
Методы | ||
Формы проведения занятий | ||
Участники | ||
Работа с родителями | ||
4. | Приложение 1. Тематический план работы кружка.............. | с. 8-17 |
5. | Приложение 2. Консультация для родителей детей «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»....... | с.18-21 |
6. | Список литературы.................................................................... | с. 22 |
Пояснительная записка
Актуальность
Финансовое просвещение и экономическое воспитание —сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, т.к. на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Этот возраст является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
Образовательная программа «Финансовая азбука» (далее —Программа) разработана в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группы детского сада. Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы.
Новизна программы
Данная Программа разработана в рамках Всеросийского проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН2.4.1.3049-20 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2020 г. №26);
- «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее —ФГОС ДО):
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования
Цели программы:
- формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- развитие экономического мышления дошкольников;
- воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Исходя из цели программы предусматривается решение следующих основных задач:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их «зарабатывания» и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т.д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.)
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий,
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность;
- Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;
- Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
Ожидаемые результаты:
В конце реализации программы планирую сформировать у детей следующие понятия и представления:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
- Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Финансы – это интересно и увлекательно.
Возраст детей
В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети подготовительной к школе группы, возраст 6-7 лет
Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 5 месяцев: (с 11.001.2021 по 31.05.21)
Время проведения: вторая половина дня, продолжительность - 30 минут.
Методы реализации программы: игровой, практический, наглядный, словесный.
Формы проведения:
1. Фронтальное (подгрупповое) занятие.
2. Индивидуальная работа.
Структура занятия:
1.Вводная часть: 4 мин. (сообщение темы занятия, проблемная ситуация.)
2. Основная часть: 22 мин. (дидактическая игра, работа в тетради финансовой грамотности, беседа, чтение и анализ сказок, практические упражнения).
3. Заключительная часть: 4 мин.(подведение итогов)
Работа с родителями: буклеты (презентация кружка по формированию финансовой грамотности «Финансовая азбука» на первом родительском собрании группы), консультация для родителей детей подготовительной группы: «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников», индивидуальные беседы, день открытых дверей (Март, апрель), итоговое открытое занятие (май).
Приложение 1.
Тематический план работы кружка
№ п/п | Тема | Дата | Педагогические средства | Оборудование |
1 | Что такое потребности? | Д/И «Заветные желания», демонстрация м/ф «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф по сказке К.И. Чуковского «Телефон», тетрадь по финансовой грамотности, лото «Заветные желания». | |
2 | Что необходимо человеку? | Д/И «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки совы», беседа, упражнение. | Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия), м/ф «Уроки тётушки совы» (7 серия), картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?». | |
3 | Потребности семьи. | Д/И «Потребности семьи», демонстрация м/ф «Ох и Ах идут в поход», беседа, упражнения. | Компьютер, фрагмент м/ф «Ох и Ах идут в поход» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности, лото «Кому что нужно?». | |
4 | Что мне нужно? | Беседа, упражнения, изобразительная деятельность. | Картинка с изображением Гнома Эконома, цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. | |
5 | Как Гном Эконом лень преодолел. | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение. | Цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. | |
6 | Как Гном Эконом решил дом построить. | Беседа, чтение художественной литературы, игровые упражнения, демонстрация мультфильмов, ситуативный разговор. | Компьютер, м/ф «Самый главный», картинка- коллаж с изображением людей разных профессий. | |
7 | Почему все взрослые работают? | Беседа, соревнование, д/и, упражнение. | Картинки- путаницы с изображением людей разных профессий, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (6 серия), цветные карандаши, тетрадь по финансовой грамотности. | |
8 | Путешествие в страну профессий. День открытых дверей. | Сюжетно- ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. | Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка- схема с изображением аэропорта, картинки- коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов. | |
9 | Всякому делу учиться надо. | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков. | Компьютер, м/ф «Незнайка учится» по сценарию Николая Носова. | |
10 | Как Гном Эконом узнал, что такое товар. | Беседа, д/и, упражнение. | Карточки с изображением профессий и результатов труда, карточки зелёного цвета для игры «Сигнальщики», монеты для ролевой игры «Покупка мороженого», тетрадь по финансовой грамотности. | |
11 | Что такое стоимость товара? | Беседа, д/и, упражнение. | Картинки для д/и «Составь рассказ», карточки с примерами товаров, тетрадь по финансовой грамотности. | |
12 | Обмен и покупка товаров. | Беседа, д/и, решение экономических задач. | Лото «Бартер», игра «Обмен и покупка». | |
13 | Что такое цена? | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение, просмотр м/ф, решение экономических задач. | Компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (2 серия), загадки, картинки товаров с ценниками, тетрадь по финансовой грамотности. | |
14 | Ярмарка. | Беседа, чтение художественной литературы, игровое упражнение. | Товары для игрового упражнения «На ярмарке». | |
15 | Что такое деньги? | Беседа, рассказ, просмотр м/ф. | Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (1 серия), тетрадь по финансовой грамотности. | |
16 | Деньги. Монета. Банкнота. | Беседа, д/и, изобразительная деятельность. | Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши. | |
17 | Дом, где живут деньги. | Заочная экскурсия, просмотр мультфильма. | Изображение автобуса, здания и внутреннего помещения банка, компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (10 серия). | |
18 | Как правильно тратить деньги? | Беседа, упражнения, просмотр м/ф. | Картинки с изображением товаров, которые покупает семья; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки совы» (11 серия). | |
19 | «Доверили Андрюше вести бюджет семьи …» | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». | Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности. | |
20 | Как приходят деньги в семью мальчика Андрюши, или азбука доходов. | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». | Изображение мальчика Андрюши, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи. | |
21 | Андрюша с мамой идут в магазин. | Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов. | Картинки с изображением аптеки, магазина игрушек, магазина спорттоваров, продовольственного магазина, конверт с заданиями, картинки для составления рассказов. | |
22 | Семейные доходы и расходы. | Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, анализ домашнего задания, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря. | Разноцветный клубок, конверты разного цвета с карточками, рисунки- схемы семейного дохода (выполненные детьми вместе с родителями), обложка для экономического словарика, модель круга, карточки которые являются секторами расхода, мяч, тетрадь по финансовой грамотности. | |
23 | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку». | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы. | Компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки. | |
24 | Как Гном Эконом узнал, откуда берутся товары в магазине. | Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность. | Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши. | |
25 | «В гостях у Гнома Эконома…» | Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность, отгадывание загадок. | Мяч, бумага, карандаши, картинки с изображением людей разных профессий, сундучок с предметами для игры «Чудесный сундучок», картинки- раскраски. | |
26 | «Мир профессий транспорта» | Беседа- визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации. | Презентация «Мир профессий транспорта», карандаши и листы бумаги с нарисованными шаблонами машины, рули на каждого ребёнка, игрушечные машинки. | |
27 | Как Гном Эконом спасателям помогал. | Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра. | Компьютер, фрагмент м/ф «Рекс- спасатель». | |
28 | Профессии модного мира. | Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, рассказ- визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, отгадывание загадок, моделирование. | Компьютер, презентация, шаблоны силуэтов платья, клей, кисточки, пуговицы, картон, ножницы, карандаши, шарики из пластилина. | |
29 | «Профессии на свете важнее не бывает». | Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, демонстрация презентации, сюжетно- ролевая игра, отгадывание загадок. | Компьютер, презентация, белый халат, бланки рецептов, ручка, игрушечный градусник, фонендоскоп. | |
30 | «От купца до продавца». | Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ- визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Материалы для детского творчества, картинка с изображением супермаркета, карточки с изображением отделов супермаркета и картинки с изображением групп товаров, компьютер, презентация. | |
31 | «Программист- великий волшебник». | Чтение художественной литературы, беседа, игра- пазл«Мой компьютер», демонстрация презентации, отгадывание загадок. | Компьютер, презентация, картинки с изображением составляющих компьютера, картинки- пазл с изображением компьютера, магнитная доска с магнитами. | |
32 | Сила печатного слова. | Чтение художественной литературы, беседа, подвижная игра, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. | Альбомы для рисования, краски, цветные карандаши. | |
33 | Профессий много в мире есть. | Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок. | Интерактивная игра- презентация «ПриключенияГнома Эконома, или экономика для малышей». Призы для награждения активных участников викторины. | |
34 | В мире профессий. | Закрепление знаний посредством Составления обобщающих рассказов, дидактическая игра. | Картинки с изображением людей разных профессий, картинки с изображением инструментов, схемы для составления описательных рассказов, кукла Незнайка, мяч. | |
35 | Как Гном Эконом узнал, откуда появились деньги. | Беседа, дидактическая игра, рассказ, просмотр мультфильма. | Компьютер, плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» | |
36 | Как Гном Эконом узнал, что такое номинал и как деньги разменивают. День открытых дверей. | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Плакат с изображением для поиска клада, карточка с указателем трёх направлений: направо- гора, налево- озеро, прямо- сундук; коробка, оформленная под «сундук»; банкноты разного достоинства; монеты разного достоинства; плакат, объясняющий размен сторублёвой банкноты; магнитная доска с магнитами. | |
37 | Для чего родители ходят на работу. | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность. | Плакат с изображением людей разных профессий, карточки с изображением атрибутов каждой из профессии на плакате; медали из плотной бумаги, окрашенные в жёлтый свет, с цифрой «1» и подписью «зарплата», фломастеры или карандаши для каждого ребёнка; вырезанная из плотной белой бумаги фигурка заварочного чайника; магнитная доска с магнитами. | |
38 | Жители кошелька. | Сюжетно- ролевая игра с подвижными элементами. | Макет банкноты с указанием номинала на каждого ребёнка; «товары» для магазина, «товары» для дома; таблички с ценами на все товары; две пластиковые карты; изображение маленького мешочка соли и большого кол-ва золотых монет, изображение большого пакета «Соль» и несколькими банкнотами; таблички с изображением кошелька с монетами и банкнотами, таблички с изображением монет и банкнот; Изображение пластиковой карты; игрушки. | |
39 | Как поступать с деньгами? | Беседа, дидактическая игра, подвижная игра. | Аппликации из бумаги героев сказки, изображение дома для каждого ребёнка, набор картонных монет, копилка или сундучок для монет; | |
40 | Путешествие денег в разные страны. | Подвижная игра, беседа- рассуждение, творческая изобразительная деятельность. | Круги жёлтого, синего, красного цветов для размещения на полу; изображения банкнот со знаками доллара США, евро, йены, рубля; плакат со схематичным изображением элементов защиты рублей; изображение банкнот разных стран; листы бумаги формата А-5; наборы для рисования. | |
41 | Как Гном Эконом узнал, что магазины бывают разные. | Рассказ, дидактическая игра. | Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. | |
42 | Как правильно делать покупки? | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Муляжи продуктов, «ценники», муляжи денег, плакат с изображением пар товаров, магнитная доска, магниты, фломастер. | |
43 | Как Гном Эконом в магазин ходил. | Рассказ, дидактическая игра. | Картинки с изображением пар товаров, муляжи или изображение мешочков разного размера(для изображения стоимости товаров). | |
44 | Как правильно выбирать товары в магазине | Сюжетно- ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра. | Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; кот Белобок и заяц; плакат с изображением пар товаров, плакат с изображением товаров и нематериальных ценностей, плакат с изображением яблок, мяч, магнитная доска. | |
45 | Гном Эконом идет в банк. | Беседа, дидактическая игра, виртуальная экскурсия. | Плакат с изображением внутреннего устройства банка; таблички «магазин» и «банк» для каждого ребёнка; изображениеГнома Эконома с пакетом покупок и кошельком с монетами и банкнотами; изображение Ёжика с облаком мыслей о покупках и деньгах, компьютер, фрагмент м/ф. «Уроки тётушки совы» (10 серия). | |
46 | Центральный банк. | Рассказ, дидактическая игра, беседа, театрализованная игра. | Таблички с изображением дракона, гнома и короля; атрибутика короля; листы с нарисованными эмблемами разных банков, весы с двумя чашами; два предмета одинакового веса с наклеенным изображением монет; набор предметов равного веса с изображением монет; игрушки. | |
47 | Профессии работников банка. | Сюжетно- ролевая игра, рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, беседа. | Иллюстрации с изображением людей разных профессий, изображения монет, договоры, чековая лента, таблички для детей с надписями «Кассир», «Операционист», «Консультант», «Кредитный специалист», мяч. | |
48 | Раз не найден клад- беги в банке делать вклад. | Наглядная демонстрация. | Большая и маленькая матрёшки, две одинаковые копилки, макет здания банка, компьютер, видиофрагмент мультфильма «Золотой ключик или приключения Буратино». | |
49 | Ёжик берёт деньги в банке. | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение. | Картинки с изображением Гнома Эконома и Ёжика; наборы: пластилина, картона, досок для раскатывания пластилина; плакат с изображением внутреннего устройства банка; табличка «Банк». | |
50 | Семейный бюджет. | Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра. | Компьютер, м/ф «Уроки тетушки совы. 3 серия», карточки с картинками. | |
51 | Семейные расходы. | Сюжетно- ролевая игра, изобразительная деятельность. | Бумага, цветные карандаши, компьютер, м/ф. «Барбоскины. 78 серия». | |
52 | Семейные расходы. | Проблемный диалог, игра, решение задачи, изобразительная деятельность. | Картинки с изображением богатырей, карты- схемы дохода и расхода, карточки с изображением предмета, обозначающих основные расходы, раздаточные карточки, цветные карандаши. | |
53 | Как распределить бюджет семьи. | Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра. | Картинки с изображениемГнома Эконома, монетки, два ведра. | |
54 | Как стать экономным. | Просмотр м/ф., обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра. | Компьютер, м/ф. «Уроки тетушки совы. 5 серия», карточки с картинками. | |
55 | Сбережения. | Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка. | Картинка с изображением банка и банки из под варенья, краски, цветные карандаши, альбомы, кисти. | |
56 | Копилка. | Ситуация проектирования, чтение худ./лит., обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнение, закрепление знаний посредством практических действий, выставка. | Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, коробочки маленькие, пластиковый флакон, цветная бумага, простые карандаши, 4 крышечки небольших размеров, цветной картон. | |
57 | Покупка велосипеда. | Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа. | Демонстрационные картинки, мяч. | |
58 | Кошелёк. | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическая игра, сюрпризный момент, показ, упражнение, чтение художественной литературы. | Заготовки квадратов разного цвета и размера на каждого ребёнка, картинка с изображением Гнома Эконома | |
59 | Идём в магазин. | Сюжетно- ролевая игра. | Разнообразный ассортимент товаров, полочки для товаров, касса, белые фартучки, шапочки, чеки, деньги, корзины, целлофановые пакеты, подносы. | |
60 | Путешествие по Финансовой азбуке. | Экономическая игра «КВН». | Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры. | |
61 | Тётушка Сова. | Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра. | Набор пластилина, плотный картон фиолетового цвета, доска для лепки. | |
62 | Карманные деньги | Просмотр м./ф. , беседа, дидактическая игра, проблемный диалог. | Компьютер, м/ф. «Уроки тетушки совы. 4 серия», мяч. | |
63 | Занимательная экономика от Гнома Эконома | Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, Проблемный диалог, дидактическая игра, решение арифметических задач. | Карточки с цифрами, бант, машинка, цветы, Кукла, шоколадка, мишка, фланелеграф, калькулятор, игрушки. | |
64 | Экономическая игра «Что? Где? Когда?» (итоговое открытое для родителей) | Игра- викторина. | Призы- медали, музыкальный центр, чёрный ящик. |
Приложение 2.
Консультация для родителей детей подготовительной группы
«Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников»
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Еще одним важный урок о деньгах, который стоит получить в дошкольном возрасте – это умение различать эмоциональные и товарно-денежные отношения.
Не стоит пренебрегать финансовым обучением Вашего ребенка, так как это может определить его будущее. И если Вы не отнесетесь к этому со всей серьезностью, плоды придется пожинать не только ему, но и Вам.
У многих воспитание заканчивается фразой: «Деньги на деревьях не растут» или «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда». Финансовое воспитание подразумевает под собой не просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не будет.
Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка.
Одна из ведущих специалистов Джолайн Годфри , занимающихся в США финансовым воспитанием детей систематизировала упражнения, которые помогут детям выработать нужные навыки. По ее мнению, процесс социального, эмоционального развития ребенка стоит разделить на четыре ступени. Первая ступень — возраст с 5 до 7 лет. В это время главные детские черты — любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание при этом — огромные запасы энергии. Зато еще нет понимания, что в этом мире справедливо, а что — нет. Как раз в этом возрасте пора учить, как вести счет деньгам, пониманию ценности и назначению денег. Формировать умение отличать желания от потребностей
Основная форма обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.
Учение в дидактической игре — появляется уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский подчеркивал, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим.
Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:
1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения;
2. Освоение учебной деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое «учиться»);
3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
В процессе дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
В процессе экспериментальной работы дидактические игры включались в содержание занятий и проводились вне их. Для возникновения самостоятельных дидактических игр в группе создавались необходимые условия: подбирался соответствующий дидактический материал и пособия. Для повышения интереса использовались разные по содержанию и видам дидактические игры: с предметами, с картинками, настольно-печатные, словесные экономические игры, а также игры-путешествия, игры-загадки, игры-беседы, игры-предположения и т.д.
В результате исследования мы пришли к выводу, что дидактические игры являются эффективным средством формирования основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры
«Денежный поток»
Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.
«Монополия»
Цель игры: необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Вывод: Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Список используемой литературы
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт.- сост. Т.А. Шорыгина.- М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт.- сост. А.А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт.-сост. М.М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
дидактические игры/авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт.-сост. М.М. Воронина.- Волгоград: Учитель, 2008.
6. Курак, Е.А. Экономическое воспитание дошкольников.-М.,2002.
7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.- сост. А.Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
8. Протасова, Е.Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДИФИЦИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (для детей от 3 до 7 лет) студии «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА»
Данная программа является типовой, адаптированная/модифицированная (в основе ее лежит программа М.Д. Маханевой) реализуется в студии по театральной деятельности «СКАЗОЧНАЯ СТРАНА» руководи...
Выступление на городской математической конференции педагогов. «Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных математических представлений дошкольного возраста». «Творческая мастерская «Эврика».
laquo;Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая, сделать его занимательным» Б. Паскаль Математическое развитие детей – это одно из основных направлений...
Программа дополнительного образования по развитию физических качеств детей дошкольного возраста (программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования) (подвижные игры
Кружок "Непоседы"...
Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста
Рабочая программа дополнительного образования по «LEGO – конструированию» для детей дошкольного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста «Я умею!»
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ по дополнительному образованию: Кружок «ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ» для детей старшего дошкольного возраста
Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...
Рабочая программа дополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных тех
Рабочая программадополнительного образования По теме: "Развитие речи детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий"...