Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: «В поисках волшебной воды»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ахметшина Ляйсан Шамиловна

Конспект образовательной деятельности по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе: «В поисках волшебной воды»

Цель: Развивать речь детей, расширять активный словарь детей, формировать математические, коммуникативные навыки.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять умение делить слова на части, обозначать понятиями «длинное слово», «короткое слово»

- Упражнять детей в произношении звуков ж, ш, з, с, называть слова в которых слышатся данные звуки

- Закреплять в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

- Упражнять в умении различать свойства предметов и находить предмет по описанию.

- Упражнять в нахождение понятий, противоположных по смыслу

- Закреплять счет в пределах 5.

Развивающие:

- Развивать у детей слуховое внимание, память;

- развивать логическое мышление

- развивать речевое внимание, фонематический слух

Воспитательные:

- воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, желание оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Сундучок, пять ключей разного размера, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, ребристая дорожка (мостик), дорожка «Травка», голубая ткань (озеро), пять рыбок, удочка,  схематические изображения звуков, демонстрационный материал, телефон, ноутбук, экран.

Методы и приемы работы:

Словесные: пояснение, объяснение, повторение и уточнение, художественное слово, похвала, поощрение, постановка проблемы, беседа-диалог, подведение итогов

Наглядные: демонстрация предметов, показ способов действия и построения образов,

Практические: упражнения, поручения, дидактические игры, эксперимент с водой

Ход ОД:

1.Введение в образовательную ситуацию. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Поздороваемся с ними?  А у нас сегодня хорошее настроение? Все мы веселые и здоровые, и улыбаемся?

Дети: ДААА.

В.: Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра

И скажем: «Здравствуй, солнце!»

Я предлагаю Вам, ребята, и нашим гостям подарить частичку нашего хорошего настроения, и отправить им наш воздушный поцелуй.

2. Создание проблемной ситуации.

В: Умнички! Теперь и наши гости будут веселыми, и у них будет замечательное настроение.

За дверью слышится шум. В группу входит взволнованный доктор Айболит, в руках держит сундучок

Айболит. Ребята, помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель. А что случилось?

Айболит. Представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все зверята. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Они закрыли её в сундук, а ключ бросили в глубокое озеро. Что же теперь будет с больными зверятами???

3. Проектирование решения проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.

Воспитатель. Ребята, что случилось у Айболита? Что же нам делать? Как мы можем помочь?

Ответы детей

Воспитатель. Доктор Айболит, ты не переживай, мы найдем ключик.

Айболит. Но это будет сделать не так просто. Вам предстоит выполнить задания. За каждое правильно выполненное задание вы получите ключ, какой-то из них обязательно откроет замок. А вы точно справитесь с заданиями?

Ответы детей

Воспитатель. Конечно, справимся. Ведь наши ребята очень дружные, умные и справятся со всеми трудностями

Айболит. ДА? Это хорошо. А вот вы знаете, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Айболит: А какое время года наступит после весны

Дети: Лето

Айболит. А сколько дней в неделе?

Дети: Семь

Айболит: А в какие дни недели мы отдыхаем?

Дети: В субботу и воскресенье.

Айболит: Какие вы молодцы, теперь я уверен, что вы сможете достать ключи и открыть замок. Ребята,  я бы тоже вам помог, но меня ждут другие больные зверята.

Воспитатель. Хорошо, доктор Айболит, как только мы достанем ключи, тут же позвоним тебе. До встречи.

Айболит желает удачи и уходит

4. Выполнение действий.

Воспитатель. Тогда отправляемся в путь к озеру. Идём по дорожке, а теперь по мостику.  

Вот мы и пришли, посмотрите, в озере плавают рыбки. Наверно, чтобы заполучить ключи и узнать первое задание,  нам с вами надо поймать рыбку.

Дети считают количество рыбок. Называют цвет рыбки.

-Воспитатель:  Молодцы! Вот первая рыбка и задание 1. Ребята в конверте у нас карточки с описанием свойств предметов, а на экране картинки, нам с вами необходимо правильно подобрать картинку к описанию данному на карточках. Попробуем? Можно я буду читать, а вы постараетесь подобрать картинку?

1 ЗАДАНИЕ «Свойства предметов»

На экране картинки предметов, дети называют картинку соответствующую описанию в конверте.

Воспитатель: Молодцы, ребята, мы справились с первым заданием, вот и первый ключик. Достаем следующую рыбку и постараемся выполнить задание?

Дети: ДААА

Дети достают рыбку и называют какого она цвета

Воспитатель: 2 ЗАДАНИЕ «Из чего сделаны предметы?».

Ребята, посмотрите, здесь есть мешочек, в нем разные предметы, нам с вами надо достать предмет, назвать его и сказать, из какого он материала сделан. (дети стоят или сидят полукругом, каждый достает по одному предмету из мешочка)

- Мяч из резины – … резиновый.

- Мяч из пластмассы – … пластмассовый

- Матрёшка из дерева – … деревянная.

- варежка  из шерсти – … шерстяная

- Стакан и салфетка из бумаги – …бумажная.

- Ложка из железа – … железная.

- Бутылочка из стекла - стеклянная

Воспитатель. Молодцы! Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Посмотрим, что же нам приготовила третья рыбка.

Дети достают рыбку и называют какого она цвета.

Воспитатель: Она предлагает нам рассмотреть картинки, назвать, что на них нарисовано, поделить слово на части с помощью хлопков и составить пирамидку из них. Количество клеточек соответствует количеству частей в слове.

3 ЗАДАНИЕ «Раздели слова на части»

Даны картинки, дети называют, что нарисовано на картинке, делят слово на части и закрепляют картинку в нужное окошко. (работа ведется у доски)

Воспитатель. Молодцы! Мы справились и с этим заданием. Вот от рыбки ключик за правильные ответы. Ребята я немного устала, может мы немного отдохнем?

Дети: ДААА

Физкультминутка

Раз – подняться. Подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – закончим мы считать.

Воспитатель.  Мы немного отдохнули, но нам надо торопиться, и выполнить оставшиеся 2 задания. Достаем 4 рыбку. Какого она цвета? Что же приготовила нам  она.

4 ЗАДАНИЕ Дидактическая игра «Закончи предложение» 

Воспитатель.  Ребята, нам необходимо дополнить предложение словом противоположного значения (картинки показаны на экране)

(Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.)

Апельсин  сладкий, а лимон (кислый).

Дорога широкая, а тропинка. (узкая)

Летом жарко, а зимой (холодно)

Береза высокая, а ель (низкая)

Слон большой, а мышка (маленькая)

Воспитатель. Хорошо. Мы молодцы и с этим заданием справились. Рыбка даёт нам четвёртый ключ. Осталась одна рыбка. Какого она цвета? Что же приготовила нам она. Ребята, а последняя рыбка хочет узнать у  нас, знаем ли мы песенку звуков. Ребята, здесь . (обращает внимание детей на доску, на которой закреплены картинки со схематичным  изображением звуков)

5 ЗАДАНИЕ Дидактическая игра «Песенка звуков»

Воспитатель: Ребята, кто это на картинке?

Дети: комарик

Воспитатель: А как поет комарик?

Дети: Зззззззз

Воспитатель: А в каких  словах мы можем услышать песенку комарика?

Дети: зебра, зонтик, зима, забор; зубы

Далее пропевают  остальные звуки на картинке

  • Песенка жука (Ж) - живот, жираф, жук, ёжик ножик;
  • Песенка ветра (Ш) - шапка, шуба, шишка, машина;
  • Песенка водички (С) - стол, стул, слон, самолет,

Воспитатель. Молодцы! Рыбка даёт нам ещё один ключ. Итак, сколько у нас ключей? (Пять). Пора звонить доктору Айболиту.

Звонят доктору. Заходит Айболит.

Айболит. Вы смогли получить целых пять ключей? Тогда посмотрим какой же из ключей нам подойдет и сможет открыть замочек.

Дети с воспитателем подбирают ключ. Открывают и достают волшебную воду. (Она прозрачная).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, по-моему, это обыкновенная вода?

Ответы детей

Айболит. А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода!

Воспитатель: Ой,  правда, волшебная! Доктор Айболит, поторопись, тебя ждут зверята.

Айболит: Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз в ларце, чтобы вы не болели. До свидания.

Воспитатель и дети находят в ларце витамины.

Воспитатель и дети. Спасибо. До свидания!

5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Воспитатель: Ребята, какие мы молодцы! Может мы присядем и отдохнем на берегу озера? ( садятся на коврик рядом с озером) Ребята, а какое доброе дело мы сегодня сделали? Какие задания Вам понравились? А какие показались самыми трудными? А что нам помогло справиться со всеми трудностями?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Домашние животные» Воспитатель: Койносова Елена Станиславна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в средней группе Тема: «Домашние животные»Воспитатель: Койносова Елена СтаниславнаМАДОУ ЦРР -  д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Прогулка в зимний лес"

На занятии у детей развивается творческое мышление, фонематический слух, прививается любовь к прекрасному: музыке, стихам....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе

«Петушок и бобовое зернышко»Чтение художественной литературы(специально организованная образовательная деятельность с детьми  среднего дошкольного возраста с использованиемсовременных образо...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....