Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Звуковая культура речи: звуки З и ЗЬ."
план-конспект занятия по развитию речи

Гордеева Надежда Александровна

Конспект НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_zvuki_z_i_z.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУКИ  «З» и «ЗЬ»:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь »

Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Формировать у детей интерес к устному народному творчеству, чистоговоркам, загадкам.

Задачи:

обучающие: Упражнять детей в произношении звука З-зь, в слогах и словах; учить произносить звук З твердо и мягко; различать слова с этим звуком. 

развивающие: Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе этот звук, развивать речевое внимание. Совершенствовать интонационную выразительность.

воспитательные: воспитывать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь ребёнка; воспитывать культуру общения.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я загадаю вам загадку, а вы подумайте и скажите  о каком насекомом  в ней идёт речь :

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.                                                                                                                      

Разрешенья не спросит,                                                                                                              

Подлетит- и укусит! (Комар)

-Как поёт комар?( З-з-з…)

Звуки С и З дружат(…)

-Если звук С – «песенка воды» — звучит тихо,  то звук З  песенка комара звучит громко – зззз, и слышен голос. Горлышко – это домик голоса. И когда голос звонко поет песенку комара, даже стенки домика дрожат. И это можно ощутить.(положите руку на горло и пропойте песенку комара)

Протяжно сами произнесите звук З – «песенку комара».

Попросите малыша повторить ее.

-У нас на Севере летом и осенью очень много комаров,  больших и маленьких, большие комары произносят звук з-з-з-, а маленькие звук зь-зь-зь.

-Какие ещё насекомые произносят звук З?                                                                                                      

Если пил ты чай с медком,

С ней ты хорошо знаком.

Много меду собрала

Работящая… (пчёла)

2.Дидактическая игра «Пчелы»

Программное содержание. Развивать речевое внимание, фонематический слух детей.

Материал. Картинка с изображением улья.

Воспитатель.  Пчелы живут в ульях — домиках, которые для них сделали люди (показ картинки). Когда пчел много, они гудят: «Зззз-зззз-зззз» (дети повторяют). Одна пчела поет ласково: «Зь-зь-зь».

Вы будете пчелами. Встаньте сюда (с одной стороны комнаты). А там (показ на противоположную сторону комнаты) — поляна с цветами. Утром проснулись пчелы и загудели: «Ззз-ззз» (дети произносят звуки). Вот одна пчела (дотрагивается до какого-нибудь ребенка) полетела за медом, крылышками машет и поет: «Зь-зь-зь» (ребенок имитирует полет пчелы, произносит звуки, присаживается на другой стороне комнаты).

Вот еще пчела полетела (дотрагивается до следующего ребенка; игровые действия выполняют все дети).

Набрали они много меда и полетели в улей: «Зь-зь-зь»; прилетели домой и громко загудели: «Зззз-ззз-ззз» (дети имитируют полет и произносят звуки).

3.Работа по картинкам

Воспитатель. Ребята, назовите предметы, которые здесь изображены?

Назовите предметы в которых слышна песенка большого комара З…? (Заяц, зубы, зонт)

Назовите предметы в которых слышна песенка маленького комара Зь…? (зебра, зеркало, зима)

Назовите слова в которых звука З нет? (собака, дерево, лиса)

Давайте ещё раз проговорим эти слова? (Заяц, зубы, зонт, зебра, зеркало, зима)

4.Логопедическая распевка  «Коза» (проговаривание чистоговорки)

Воспитатель. Сегодня мы с вами разучим чистоговорку «Коза».

Скажите, а в слове коза есть звук З? ( Да) Где его слышно в начале или в середине? (В середине) какую песенку этот звук поёт, песенку большого или маленького комара? (Песенку большого комара)

 За-за-за-за-за

Прибежала к нам коза,

Зы-зы-зы-зы-зы

Ой беда у той козы,

Зо-зо-зо-зо-зо

И поют козлята зо,

Зу-зу-зу-зу

Надо выручить козу.

IV.Подведение итога

Воспитатель. Ребята скажите какой звук мы сегодня учились произносить? (З-зь)

С каким звуком дружет звук З? (Со звуком С..)

Чем они отличаются? (Звук С-тихий, звук З-громкий)

-Мы с вами позанимались, пойдемте, погуляем по осенним дорожкам.

 Дети удаляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема: «Домашние животные» Воспитатель: Койносова Елена Станиславна МАДОУ ЦРР - д/с №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной деятельности по развитию речи  в средней группе Тема: «Домашние животные»Воспитатель: Койносова Елена СтаниславнаМАДОУ ЦРР -  д/с №14 г. Кропоткин...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Прогулка в зимний лес"

На занятии у детей развивается творческое мышление, фонематический слух, прививается любовь к прекрасному: музыке, стихам....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по теме "Путешествие во фруктовый сад" в рамках темы образовательного комплекса "Фрукты"

Конспект актуален для педагогов, работающих по программе "Детский сад - 2100". Так,  как составлен  в рамках образовательного комплекса "Фрукты", как итоговое занятие....

Конспект образовательной деятельности по области «Развитие речи» Тема: звуковая культура речи «Звук [ш]; [ж] в старшей группе.

Цель: дифференциация звуков [ж] и [ш] в словах, предложениях.Программные задачи:Образовательные: упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить согласовыв...