Организация психолого-педагогической работы по речевому развитию
статья по развитию речи
Особенности речевого развития у каждого возраста дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое развитие в доу | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация психолого-педагогической работы по речевому развитию.
Речевое развитие включает в себя: владение речью, обогащение словаря, развитие речевого творчества. Основной целью работы педагога является становление начальной компетенции ребенка – развивать устную речь. Основные виды деятельности речевого развития – коммуникативное развитие, чтение художественной литературы. Давайте же разберемся, каковы мотивы освоения родного языка у ребенка? Главный мотив – узнать, что-то новое. Второй шаг – суметь рассказать другим, и, конечно же, уметь воздействовать, с помощью речи. Речь включается во все виды деятельности и ее основные функции: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. У каждого возраста дошкольников есть свои особенности речевого развития.
Младший дошкольный возраст характерен тем, что включает в себя активное познание мира, развитие фразовой речи. В этом возрасте идет формирование характера, идут изменения в крупной и мелкой моторике. На данном этапе развивается основная функция речи - коммуникативная . В этом возрасте расширяется словарный запас, формируется умение составлять сообщения из личного опыта, начинается период активного словотворчества. Хотя в этом возрасте имеются нарушения по произношению. Развивается артикуляционный аппарат, начинает развиваться умение различать звуки. Именно с этого периода ребенок может отвечать предложениями на вопросы педагога, пересказать текст (2-3 предложения), связано отвечать на вопросы педагога.
В среднем возрасте ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со сверстниками. Ребенок уже может планировать свои действия, выполнять поручения по этапам, учится выделять главное и второстепенное. Активно развивается изобразительная и конструктивная деятельность. Развивается умение выделять гласные и согласные звуки, словарный запас развивается по тематическим группам. В этом возрасте начинается работа с синонимами, антонимами. Начинается работа по конструированию словосочетаний и предложений. В связной речи доминирует диалог, внутри его возникает монолог ребенка. На этом этапе развития связной речи приоритете рассказа – описания, пересказ текста по зрительной опоре.
В старшем дошкольном возрасте идет интенсивное развитие во всех сферах. Дети объединяются по интересам в группы, появляется потребность в самоутверждении. В речевом развитие завершается формирование грамматического строя речи, уже сформирован довольно богатый словарный запас. Ребенок уже может использовать сложные синтаксические конструкции. На данном этапе происходит овладение элементами грамоты. В связной речи преобладают все формы монологических высказываний, рассказы по картинам. Ребенок может составить рассказ из личного опыта по теме, заданной воспитателем. В этом возрасте дети могут объяснить абстрактные понятия.
Формы общения дошкольников с взрослыми
- ситуативно-личностная и ситуативно-деловая (с 2 мес.) выражается в потребности общения с взрослыми и сотрудничестве с ними в виде игры.
- внеситуативно-познавательная форма (3-5 лет), заключается в совместной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, где взрослый является источником знаний.
- внеситуативно-личностная (5-7 лет) заключается в теоретическом и практическом познании ребенком мира , социальных явлений. Ребенок выходит за рамки предложенных ситуаций.
Формы общения дошкольника со сверстниками
- эмоционально-практическая (до 4 лет), ребенок ждет общения со сверстниками, но продолжает играть самостоятельно.
- ситуативно-деловая (4-6 лет), ребенок участвует в коллективной деятельности, появляется конкуренция.
- внеситуативно-деловая (6-7 лет), общение ребенка уже может быть не связано с игрой, общается по интересам.
Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей;
- речь детей развивается в деятельности и в первую очередь в игре и труде. Игра и труд создают условия для самостоятельной деятельности в области языка;
- руководство развитием речи должно охватывать все периоды жизни ребенка, включая и первый год жизни;
- обучение на специальных занятиях является необходимым и важным средством речевого развития дошкольников;
- развитие речи связано со всеми педагогическим процессом детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию
Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию...
Педагогический совет №2 Тема: «Организация и эффективность работы по речевому развитию»
Тематический контроль «Организация и эффективность работы по речевому развитию»Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи;- средствами всест...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"
Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....
Формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Презентация к выступлению из опыта работы воспитателя, где представлены различные формы организации психолого-педагогической поддержки социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста....
Тематический контроль "Организация воспитательно-образовательной работы по речевому развитию ДОУ"
План, грвфик тематического контроля. Аналитическая справка по итогам тематического контроля....
Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности поср...