Статья из опыта работы " ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ"
статья по коррекционной педагогике
В статье говорится о необходимости создание специальных условий коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяющих учитывать их особые индивидуально-типологические потребности посредством дифференциации образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_tipologicheskih_osobennostey_detey.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Титова Нина Михайловна
учитель-логопед МБДОУ №68
г.Нижнекамск Республика Татарстан
ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Ключевые слова: типологические особенности, комплексный подход, дифференциация, индивидуализация, педагогическая коррекция.
Знание индивидуальных различий и их учет в процессе воспитания имеет большое значение для развития личности. У каждого ребенка есть набор только ему присущих особенностей деятельности, эмоциональности, характера. И эти различия требуют, чтобы был индивидуальный подход, который педагог не всегда может осуществить. Часто такое бывает из–за низкой профессиональной подготовки педагога, неточной диагностики или же выбранные методы и приемы работы с детьми не учитывают без учета психологические характеристики ребенка, в том числе и темперамента.
Программа коррекционной работы с детьми предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, которые направлены на то, чтобы учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья через индивидуализацию процесса образования. Это способствует выбору оптимальных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы, при этом учитывать особенности типа нервной системы, особенностей характера, способностей, физических возможностей.
Принцип комплексного подхода в диагностике и образовательной деятельности всегда был одним из основных. Особенность развития психики детей-дошкольников такова, что при разных нарушениях мы можем наблюдать сходные проявления. К примеру, неговорящий ребенок 3-х лет может оказаться с нарушенным слухом, с алалией, ребенок с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, умственно отсталый. Поэтому только изучение в комплексе всех сторон физического развития, слуха, зрения, двигательной сферы, познавательной деятельности, особенностей склада характера, диагностика уровня развития речи, когнитивных способностей дают возможность правильно определить состояние ребенка, дать прогноз зоны ближайшего развития в условиях адекватной педагогической коррекции.
Во время проведения диагностики детей с ОВЗ чаще всего выявляют, насколько развита тонкая моторика: смотрят такие критерии, как согласованность движений, скоординированность, переключаемость, скорость, темп, точность. Такие же критерии рассматриваются и при характеристике разных типов темперамента. При этом двигательный компонент – это одна из основных характеристик типа нервной системы, наряду с эмоциональностью, психической активностью. Тип темперамента не влияет на степень нарушения моторики. Но, вместе с тем у детей с различными типами нервной системы можно наблюдать различия в темпе работы, в самой работоспособности, точности действий, в том, как они ведут себя в стрессовых ситуациях (например, ограничение времени при осуществлении диагностики). Поэтому и необходимо уже при диагностике учитывать индивидуально-типологические особенности.
Так, например, дети-холерически стараются выполнять действия быстрее, чем другие. Это наблюдается у детей, как с речевыми нарушениями, так и без них. У таких детей нередко наблюдается «толчкообразность» движений, излишние движения при выполнении пальчиковых проб. Известно, что у активных типов темперамента страдает точность движений, потому что амплитуда движений больше.
У сангвиников темп работы обычно выше, чем у обладателей других типов нервной системы. Флегматики же задания на моторику выполняют медленнее, но зато точность движений лучше. Если меланхолики начинают работать быстрее, то допускают много ошибок.
Так как все типы темперамента имеют свои особенности, что относится и к детям с речевыми нарушениями и с нормой в развитии, то это будет сказываться на показателях диагностики.
Нужно отметить, что для детей разных типов свойственны особенности речи.
- Сангвиники говорят быстро; их речь эмоциональная, оживленная. Им характерно обилие и живость движений.
- Холерики говорят быстро и громко, увлеченно. рассказывают, пересказывают с одного раза . Жесты у них энергичные, мимика богатая.
- Флегматики думают прежде, чем ответить на вопросы. Если они не знают точного ответа на вопрос, могут просто промолчать. Речь типа неторопливая, интонационно маловыразительная. Мимика у них уже беднее, жесты редкие, не отличаются энергичностью.
- Меланхолики обычно говорят мало и тихим голосом. Часто у таких детей наблюдается суетливость, а вот энергии меньше, мимика маловыразительная, да и жесты бывают скупые и вялые.
Таким образом, в том, как дети ведут себя при общении, можно и нужно определить характерные особенности детей и реагировать на них соответственно ситуации и психолого-педагогическим требованиям, так же это помогает правильно подбирать задания и чередовать различные виды деятельности. Одни и те же технологии, методы и приемы обучения, воспитательные воздействия на разных детей по-разному влияют. Для того, чтобы сформировать такой обоснованный подход к детям, нужно знать особенности каждого темперамента. И уже в дальнейшем, опираясь на эту информацию, мы сможем правильно понимать особенности их поведения, нужным образом варьировать приемы коррекционно-педагогического воздействия.
Список литературы:
- Богословский В.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. - 383 с.
- Божович Л. И.Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
- Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада/ Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение,2005.-112с.
- Маханева М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно методический аспект/ М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера,2007.-57с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ»
Создать и апробировать модель деятельности оздоровления дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ и организацию единого, коррекционно-образовательного ...
«Оздоровление дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ»
Создать и апробировать модель деятельности оздоровления дошкольников с речевыми нарушениями в условиях взаимодействия специалистов ДОУ и организацию единого, коррекционно-образовательного ...
Индивидуально – типологические особенности детей в дошкольного возраста.
Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка.Особенности поведе...
«Особенности формирования связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями».
Описаны особенности, которые свойственны детям с речевыми нарушениями при формировании связной речи....
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
Консультация для родителей Индивидуально – типологические особенности детей раннего возраста и необходимость учитывать их в процессе воспитания.
Полноценному развитию детей способствует индивидуальный подход, который невозможен без знания индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей каждого ребенка....
Учет индивидуально-типологических особенностей детей с речевыми нарушениями в проведении коррекционной работы.
Аннотация: коррекционная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать их особые образовательные потребности по...