Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию
материал по развитию речи на тему

Гладченко Анна Андреевна

Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию.

Речевое развитие

Задачи

в организованной детской деятельности

в ходе режимных моментов

в самостоятельной детской деятельности

при взаимодействии с семьями

Ранний возраст

Освоение разговорной речи

- Научить ребенка понимать обращенную к нему речь, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

- Научить ребенка задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешение и т.д.;

- Помочь освоить ребенку основы культуры общения;

- Помочь освоить ребенку первые умения монологической речи – рассказывать об эмоционально значимых событиях в двух-трех предложениях;

- Формирование словаря;

- Грамматический строй речи: освоить структуру простого предложения; учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; использовать в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- Звуковая культура речи: учить детей воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм; правильно пользоваться речевым дыханием.

Индивидуальная работа; игры-занятия; игры-имитации; досуги.

Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; проговаривание действий взрослым; использование художественного слова во время утренней гимнастики, приемов пищи, подготовки к прогулке, проведения гигиенических процедур, бодрящей гимнастики (чтение стишков, прибауток, потешек, ритмическое сочетание текста с движениями); дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; рассматривание иллюстраций,  картинок и окружающих предметов; словесные поручения; дидактические игры; наблюдения; показ театра.

Игры и игровые упражнения; напевание песенок/ колыбельных; озвучивание предметов; игры на развитие мелкой моторики рук; прослушивание и изучение звуковых игрушек и плакатов.

Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; муз. и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; мастер-классы для родителей по играм на речевое развитие детей; буклеты с пальчиковыми и дыхательными гимнастиками.

Младший возраст

Формирование связной речи

- Формирование словаря: продолжать расширять и активизировать словарный запас; уточнять названия и назначение окружающих предметов; развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; развивать умение понимать обобщающие слова; называть части суток, домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты; обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы.

- Звуковая культура речи: совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц) звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи;

- Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около); помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные.

- Связная речь: развивать диалогическую и монологическую формы речи; воспитывать культуру речевого общения; развивать инициативную речь детей во взаимодействиях  со взрослыми и другими детьми.

- Формирование интереса и потребности в чтении: воспитывать умение слушать художественные произведения, сопереживать героям; развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Индивидуальная работа; игры-занятия; беседы; составление коротких рассказов по плану на наглядной основе; досуги, развлечения; ЧХЛ; заучивание наизусть стихотворений; драматизация небольших литературных произведений, речевые игры и упражнения.

Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; проговаривание действий взрослым; беседы с ребенком во время утреннего приема, организация утреннего приема от лица персонажа; использование художественного слова во время утренней гимнастики, приемов пищи, подготовки к прогулке; употребление вежливых слов во время приема в группу, приема пищи, совместных игр, просьб, прощания; проговаривание названий посуды, мебели, предметов одежды и т.д., совместное описание предметов, с которыми мы действуем в данный момент; рассматривание предметных и сюжетных картинок;  дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; использование художественного слова во время проведения гигиенических процедур, бодрящей гимнастики (чтение стишков, прибауток, потешек, поговорок, ритмическое сочетание текста с движениями); проговаривание алгоритма накрытия во время дежурства на стол, уточнения, что необходимо разложить и отнести; ситуативные разговоры; игровые упражнения, д/и и игровые ситуации; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке;  дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность.

Игры и игровые упражнения; напевание песенок/ колыбельных; озвучивание предметов; игры на развитие мелкой моторики рук; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, наборов предметов, звуковых плакатов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры.

Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; проектная деятельность; оформление тематических альбомов.

Средний возраст

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими

- Формирование словаря: продолжать расширять и активизировать словарный запас; уточнение качеств предметов; учить подбирать разные глаголы для однотипных действий; учить подбирать слова в зависимости от конкретного контекста; выделяется новый смысл в знакомых многозначных словах.

- Звуковая культура речи: совершенствовать произношение звуков; развивать моторику речедвигательного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; вырабатывать интонационную выразительность речи;

- Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать части речи в предложении; совершенствовать умение использовать в речи предложений разных типов; совершенствовать умение правильно использовать предлоги, употреблять в речи формы повелительного наклонения некоторых глаголов.

- Связная речь: развивать диалогическую и монологическую формы речи; составлять рассказы по серии сюжетных картинок; дать представление о структурном оформлении высказывания; воспитывать культуру речевого общения; развивать инициативную речь детей во взаимодействиях  с окружающими.

- Формирование интереса и потребности в чтении: воспитывать умение слушать художественные произведения, сопереживать героям; развивать умение инсценировать и драматизировать литературные произведения; учить детей читать наизусть стихотворения.

Индивидуальная работа; игры-занятия; беседы; пересказ рассказов, составление описательного рассказа по картине, составление рассказа по плану, заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, знакомство с малыми фольклорными формами, викторины, досуги, развлечения, конкурсы чтецов.

Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, потешек, считалок, игровые ситуации, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, д/и, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание альбомов, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке;  дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика.

Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации,

игры для развития мелкой моторики рук.

Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки.

Старший возраст

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным русским языком

- Формирование словаря: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду; упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением; помогать детям использовать слова  в соответствии с их смыслом.

- Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков, учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки; продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове; отрабатывать интонационную выразительность речи;

- Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях; помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибки в чередовании согласных; знакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов; помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительных падежах, глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные; формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения, совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

- Связная речь: развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; поощрять попытки высказывать свое мнение; формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать  небольшие сказки, рассказы;  формировать умение рассказывать по плану и образцу о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам; формировать умение составлять короткие рассказы на заданную тему.

Индивидуальная работа; Игры-занятия; игры-путешествия; игры-драматизации; беседы; рассказы; сюжетно-игровые занятия; чтение; конкурсы; конкурсы чтецов; беседы; детское творчество; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения.

Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях, свойствах, отличительных особенностях; дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; д/и; игровые ситуации; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, считалок, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание тематических альбомов; решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке;  дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность.

Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации,

игры для развития мелкой моторики рук, подвижные игры с речитативом.

Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки.

Подготовительный возраст

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным русским языком. Обучение грамоте.

- Развитие свободного общения: проявлять инициативу с целью получения новых знаний; совершенствовать речь как средство общения; развивать построение высказывания, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы; формировать умение отстаивать свою точку зрения; осваивать формы речевого этикета; развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам о фактах и событиях.

- Формирование словаря: продолжать обогащать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь; побуждать детей интересоваться смыслом слов; совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания; осваивать выразительные средства языка.

- Звуковая культура речи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отрабатывать дикцию; совершенствовать фонематический слух – учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; отрабатывать интонационную выразительность речи;

- Грамматический строй речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени; учить правильно строить сложноподчиненные предложения.

- Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; воспитывать культуру речевого общения; развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их; совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; развивать умение составлять рассказы из личного опыта; совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.

- Подготовка к обучению грамоте: дать представление о предложении; упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; учить составлять устно слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Индивидуальная работа; Игры-занятия; игры-путешествия; игры-драматизации; рассказы; сюжетно-игровые занятия; мастерские;  чтение; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения; конкурсы. конкурсы чтецов; беседы; детское творчество; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения.чтецов;беседы;детское творчество; тренинг; посещение детской библиотеки; тематические экскурсии.

Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях, свойствах, отличительных особенностях; дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; д/и; игровые ситуации; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, считалок, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание тематических альбомов; решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке;  дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность.

Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации,

игры для развития мелкой моторики рук, подвижные игры с речитативом.

Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки, выездные экскурсии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».

Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста

Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...

«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»

Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей с ЗПР и с ОНР

Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗСодержание коррекционной работы...