Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию
материал по развитию речи на тему
Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_psihologo-pedagogicheskoy_raboty_po_rechevomu_razvitiyu.docx | 31.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание психолого-педагогической работы по речевому развитию.
Речевое развитие | ||||||||
Задачи | в организованной детской деятельности | в ходе режимных моментов | в самостоятельной детской деятельности | при взаимодействии с семьями | ||||
Ранний возраст | ||||||||
Освоение разговорной речи | ||||||||
- Научить ребенка понимать обращенную к нему речь, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя; - Научить ребенка задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешение и т.д.; - Помочь освоить ребенку основы культуры общения; - Помочь освоить ребенку первые умения монологической речи – рассказывать об эмоционально значимых событиях в двух-трех предложениях; - Формирование словаря; - Грамматический строй речи: освоить структуру простого предложения; учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; использовать в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Звуковая культура речи: учить детей воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм; правильно пользоваться речевым дыханием. | Индивидуальная работа; игры-занятия; игры-имитации; досуги. | Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; проговаривание действий взрослым; использование художественного слова во время утренней гимнастики, приемов пищи, подготовки к прогулке, проведения гигиенических процедур, бодрящей гимнастики (чтение стишков, прибауток, потешек, ритмическое сочетание текста с движениями); дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; рассматривание иллюстраций, картинок и окружающих предметов; словесные поручения; дидактические игры; наблюдения; показ театра. | Игры и игровые упражнения; напевание песенок/ колыбельных; озвучивание предметов; игры на развитие мелкой моторики рук; прослушивание и изучение звуковых игрушек и плакатов. | Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; муз. и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; мастер-классы для родителей по играм на речевое развитие детей; буклеты с пальчиковыми и дыхательными гимнастиками. | ||||
Младший возраст | ||||||||
Формирование связной речи | ||||||||
- Формирование словаря: продолжать расширять и активизировать словарный запас; уточнять названия и назначение окружающих предметов; развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение; развивать умение понимать обобщающие слова; называть части суток, домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты; обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы. - Звуковая культура речи: совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные (п – б – т – д – к – г; ф – в; т – с – з – ц) звуки; развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность речи; - Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около); помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа; помогать детям получать из нераспространенных простых предложений распространенные. - Связная речь: развивать диалогическую и монологическую формы речи; воспитывать культуру речевого общения; развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми. - Формирование интереса и потребности в чтении: воспитывать умение слушать художественные произведения, сопереживать героям; развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок; учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. | Индивидуальная работа; игры-занятия; беседы; составление коротких рассказов по плану на наглядной основе; досуги, развлечения; ЧХЛ; заучивание наизусть стихотворений; драматизация небольших литературных произведений, речевые игры и упражнения. | Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; проговаривание действий взрослым; беседы с ребенком во время утреннего приема, организация утреннего приема от лица персонажа; использование художественного слова во время утренней гимнастики, приемов пищи, подготовки к прогулке; употребление вежливых слов во время приема в группу, приема пищи, совместных игр, просьб, прощания; проговаривание названий посуды, мебели, предметов одежды и т.д., совместное описание предметов, с которыми мы действуем в данный момент; рассматривание предметных и сюжетных картинок; дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; использование художественного слова во время проведения гигиенических процедур, бодрящей гимнастики (чтение стишков, прибауток, потешек, поговорок, ритмическое сочетание текста с движениями); проговаривание алгоритма накрытия во время дежурства на стол, уточнения, что необходимо разложить и отнести; ситуативные разговоры; игровые упражнения, д/и и игровые ситуации; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность. | Игры и игровые упражнения; напевание песенок/ колыбельных; озвучивание предметов; игры на развитие мелкой моторики рук; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, наборов предметов, звуковых плакатов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры. | Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; проектная деятельность; оформление тематических альбомов. | ||||
Средний возраст | ||||||||
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими | ||||||||
- Формирование словаря: продолжать расширять и активизировать словарный запас; уточнение качеств предметов; учить подбирать разные глаголы для однотипных действий; учить подбирать слова в зависимости от конкретного контекста; выделяется новый смысл в знакомых многозначных словах. - Звуковая культура речи: совершенствовать произношение звуков; развивать моторику речедвигательного аппарата, речевое дыхание, фонематический слух, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; вырабатывать интонационную выразительность речи; - Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать части речи в предложении; совершенствовать умение использовать в речи предложений разных типов; совершенствовать умение правильно использовать предлоги, употреблять в речи формы повелительного наклонения некоторых глаголов. - Связная речь: развивать диалогическую и монологическую формы речи; составлять рассказы по серии сюжетных картинок; дать представление о структурном оформлении высказывания; воспитывать культуру речевого общения; развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с окружающими. - Формирование интереса и потребности в чтении: воспитывать умение слушать художественные произведения, сопереживать героям; развивать умение инсценировать и драматизировать литературные произведения; учить детей читать наизусть стихотворения. | Индивидуальная работа; игры-занятия; беседы; пересказ рассказов, составление описательного рассказа по картине, составление рассказа по плану, заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, знакомство с малыми фольклорными формами, викторины, досуги, развлечения, конкурсы чтецов. | Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, потешек, считалок, игровые ситуации, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, д/и, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание альбомов, проектная деятельность, решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика. | Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации, игры для развития мелкой моторики рук. | Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки. | ||||
Старший возраст | ||||||||
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным русским языком | ||||||||
- Формирование словаря: обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду; упражнять в подборе существительных к прилагательному, слов со сходным значением, с противоположным значением; помогать детям использовать слова в соответствии с их смыслом. - Звуковая культура речи: закреплять правильное, отчетливое произношение звуков, учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки; продолжать развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове; отрабатывать интонационную выразительность речи; - Грамматический строй речи: совершенствовать умение детей согласовывать слова в предложениях; помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибки в чередовании согласных; знакомить с разными способами образования слов, упражнять в образовании однокоренных слов; помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительных падежах, глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные; формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения, совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. - Связная речь: развивать умение поддерживать беседу; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; поощрять попытки высказывать свое мнение; формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы; формировать умение рассказывать по плану и образцу о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; развивать умение составлять рассказы из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам; формировать умение составлять короткие рассказы на заданную тему. | Индивидуальная работа; Игры-занятия; игры-путешествия; игры-драматизации; беседы; рассказы; сюжетно-игровые занятия; чтение; конкурсы; конкурсы чтецов; беседы; детское творчество; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения. | Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях, свойствах, отличительных особенностях; дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; д/и; игровые ситуации; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, считалок, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание тематических альбомов; решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность. | Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации, игры для развития мелкой моторики рук, подвижные игры с речитативом. | Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки. | ||||
Подготовительный возраст | ||||||||
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным русским языком. Обучение грамоте. | ||||||||
- Развитие свободного общения: проявлять инициативу с целью получения новых знаний; совершенствовать речь как средство общения; развивать построение высказывания, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы; формировать умение отстаивать свою точку зрения; осваивать формы речевого этикета; развивать умение содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам о фактах и событиях. - Формирование словаря: продолжать обогащать бытовой, природоведческий, обществоведческий словарь; побуждать детей интересоваться смыслом слов; совершенствовать умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания; осваивать выразительные средства языка. - Звуковая культура речи: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отрабатывать дикцию; совершенствовать фонематический слух – учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; отрабатывать интонационную выразительность речи; - Грамматический строй речи: упражнять детей в согласовании слов в предложении; совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени; учить правильно строить сложноподчиненные предложения. - Связная речь: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; воспитывать культуру речевого общения; развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их; совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием; развивать умение составлять рассказы из личного опыта; совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему. - Подготовка к обучению грамоте: дать представление о предложении; упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; формировать умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части; учить составлять устно слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах. | Индивидуальная работа; Игры-занятия; игры-путешествия; игры-драматизации; рассказы; сюжетно-игровые занятия; мастерские; чтение; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения; конкурсы. конкурсы чтецов; беседы; детское творчество; пересказ художественных произведений; составление своих рассказов; заучивание наизусть стихотворений, ЧХЛ с обсуждением, словесные игры, драматизации литературных произведений, речевые игры и упражнения, викторины, досуги, развлечения.чтецов;беседы;детское творчество; тренинг; посещение детской библиотеки; тематические экскурсии. | Индивидуальная работа; вопросы к ребенку; беседы с ребенком во время утреннего приема; использование художественного слова во время режимных моментов; воспитание культуры речевого общения в течение дня (употребление вежливых форм, игровое упражнение «Вежливые слова»); ситуативные беседы, разговоры о правилах/ предметах личной гигиены, д/и по закреплению знаний о ЗОЖ; проговаривание названий предметов окружающей обстановки, их функциях, свойствах, отличительных особенностях; дидактические игры «Какой (-ая/ -ое)?», «Наши помощники», «Одень куклу» и др.; ситуативные беседы; проговаривание алгоритма накрытия на стол во время дежурства, уточнения, что необходимо разложить и отнести, какая посуда нам сейчас пригодится; д/и; игровые ситуации; рассматривание предметных и сюжетных картинок с обсуждением, чтение художественной литературы, разучивание стихов, считалок, прослушивание аудиозаписей, игры-драматизации, речевые игры и упражнения, словесные игры, создание тематических альбомов; решение проблемных ситуаций; настольно-печатные игры; наблюдения на прогулке; дыхательная гимнастика; пальчиковая гимнастика; проектная деятельность. | Игры и игровые упражнения; использование считалок в играх; рассматривание иллюстраций, книг, тематических альбомов, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные игры, фантазийные игры, инсценирование литературных произведений, игры-имитации, игры-драматизации, игры для развития мелкой моторики рук, подвижные игры с речитативом. | Консультации; мастер-классы; буклеты; папки-передвижки; музыкальные и театральные досуги и праздники; Открытые занятия; Дни открытых дверей; рекомендации, беседы, конкурсы, выставки, проектная деятельность, оформление тематических альбомов, самодельных книг, журналов, газет, семейное посещение детской библиотеки, выездные экскурсии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста ...
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования».
Самостоятельная работа . тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «социально-коммуникативное развитие» в условиях реализации в ФГОС дошкольного образования»....
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста
Содержание психолого - педагогической работы по освоению образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» детьми среднего дошкольного возраста...
«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»
Одной из основных задач дошкольного образования - формирование правильной речи ребенка....
Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» квалифицированной коррекцией недостатков в развитии детей с ЗПР и с ОНР
Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗСодержание коррекционной работы...
«Содержание и организация работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОО»
актуальность работы по речевому развитию в ДОО...