Методическая разработка "ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка по развитию речи
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,
Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности.
Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.
Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.
Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево". Здесь можно найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр".
Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).
Методика О. Новиковской. В книге представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук. Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.
Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.
Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,
Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности.
Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.
Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.
Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево". Здесь можно найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр".
Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).
Методика О. Новиковской. В книге представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук. Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.
Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.
Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-506143-1415182139.jpg)
Игра как средство развития детей дошкольного возраста
Ни для кого не секрет, что игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Без игры не проходит ни один день пребывания ребенка в детском саду....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-245166-1366563884.jpg)
Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"
...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-300588-1491647845.jpg)
Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.
Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....
Дидактическая игра - как средство развития детей дошкольного возраста.
Этот материал предназначен для консультации педагогов или родителей. Материал говорит о значимости дидактической игры в жизни ребенка дошкольного возраста и о всестороннем развитии детей. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/13/picture-802087-1468407656.jpg)
Актуальность темы по самообразованию "Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста"
Дидактическая игра является игровым методом обучения детей, средством всестороннего развития воспитания личности. Через дидактические игры закрепляются знания и умения....
Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/27/picture-744388-1453898474.jpg)
Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»
Деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша....