Головлева Любовь Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Воспитание детей

Увлечения: Спорт

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБДОУ 51

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/lyubovgolovleva

О себе

Доклад.

Тема представляемой вашему вниманию работы «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».

Всестороннее развитие и воспитание  детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.

Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и  гуманное отношение к живым существам.

Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других  нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.

Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.                          Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
 Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.

Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения.                                                Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.                                                                             

Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги,  ученые, лингвисты.

Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.   

 Марковская Майя Михайловна  считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками. 

Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.

 

Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
         Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.                                                         

         Предмет исследования: методы и приемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ухода за комнатными растениями.                                                                            

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Лев Николаевич Толстой

Моё портфолио

 ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Для нормального формирования и развития речи ребенка необходимы следующие условия: нормальный слух, нормальный артикуляционный аппарат, нормальный интеллект, хорошая, полноценная речевая среда. Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы  пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.

Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросёнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.

На сегодняшний день представлено множество методик по развитию мелкой моторики пальцев рук. Их предлагают такие авторы, как И. Агапова и М. Давыдова, Ю. Соколова, Е. Черенкова, О. Новиковская и многие другие,  

Наиболее заметной оказалась методика М. Борисенко и Н. Лукиной, которая дает полную картину развития мелкой моторики в соответствии с сенситивными периодами, т.е. с периодами возрастного периода ребенка, наиболее благоприятными для освоения определенного вида деятельности. 

Методическое пособие содержит таблицы, позволяющие спланировать программу занятий и практический материал по каждому разделу развития мелкой моторики. Приведены игры по развитию кистей и пальцев рук: на развитие тактильного восприятия, с водой, на нанизывание, с пластилином, с бумагой, мозаикой, на выкладывание и т.д.

Методика О. Крупенчук. В книге известного петербургского логопеда представлены пальчиковые игры – комплекс упражнений и массажа для развития пальцев рук. Систематическая тренировка пальцев рук способствует развитию речи, улучшает мыслительную деятельность, запоминание и внимание ребенка.

Методика А. Хвостовцева. Предложенные в книге упражнения для пальчиков помогут развить мелкую моторику рук и  речь ребенка. Кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. С пальчиковыми потешками ребенок легко освоит азы математики, научится счету, осознает понятия "выше" и "ниже", "сверху" и "снизу", "право" и "лево".  Здесь можно  найти огромнейшее количество пальчиковых игр для детей разного возраста, "игры-просыпалочки" и "игры-усыплялочки", "пальчиковые зверушки" и "пальчиковый театр". 

Методика Г. Галкиной и Т. Дубининой. Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевы­ми нарушениями. За­нятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, про­водимые на материале различных лексических тем. Также в ра­боте используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, путницы, липучки, молнии и т.д.).

Методика О. Новиковской. В книге  представлены стихи и пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Стихи можно не только рассказывать, но и показывать, сочетая их с простыми движениями рук.  Игры, представленные в книге помогут ребенку научиться свободно владеть своими, не всегда послушными, пальчиками, разовьют координацию движений. Попутно малыш будет отгадывать загадки, запоминать небольшие стихи. В ходе игр-занятий расширятся представления ребенка об окружающем мире, словарный запас. Весь приведенный в книге речевой материал систематизирован по тематическому принципу и может быть использован педагогами на занятиях по развитию речи.

Таким образом, можно отметить, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.

Кроме того, использование пальчиковых игр способствует приобретению подвижности, гибкости кистей рук, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться, улучшаются внимание и память.

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы