Конспект НОД по речевому развитию и художественному творчеству (бусоград) "Встреча зимы. Зимние узоры"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Редькина Марина Юрьевна

Интегрированное занятие, которое продолжает знакомить детей с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, в рисунках бусами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 41 «Звездочка»

города Южно-Сахалинска

_______________________________________________________________________

  город Южно – Сахалинск, ул.  Пограничная, д.  22 – а, телефон/факс (22 – 34 - 42)

КОНСПЕКТ НОД                                                                                 ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ                                                                                                                        И ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ                      (БУСОГРАД)  

 «ВСТРЕЧА ЗИМЫ. ЗИМНИЕ УЗОРЫ»

/подготовительная группа/

                                                                                                                       

                                                                                          Воспитатель:

                                                               Редькина Марина Юрьевна

2017

Тема: «ВСТРЕЧА ЗИМЫ. ЗИМНИЕ УЗОРЫ».

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.

Цели: продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе; учить сравнивать ветреную погоду с тихой, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках бусами.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров бусами.

Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы; запись пьесы                   П. И. Чайковского «Времена года. Январь»;  репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж»; бусы.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

– Повторяйте за мной строчки из стихотворения.

Белые шапки

На белых берёзах,

Белый узор

На ветвях от мороза,

Белый зайчишка

На белом снегу,

По белому лесу

На лыжах бегу.

– О каком времени года этот отрывок из стихотворения? Нас пригласила в гости Снежная королева.

2. Беседа о зиме.

– Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.

Зима (какая?)… (холодная белая, снежная).

Снег (какой?)… (рыхлый, липкий, белый).

Мороз (какой?)… (жгучий, сильный, трескучий).

Ветер (какой?)… (пронизывающий, резкий, сильный).

Деревья (какие?)… (голые, сонные).

Дни (какие?)… (короткие, холодные, ясные).

– Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зима? Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт –

Мы встречаем Новый год.

                        (Декабрь.)

– На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

                        (Январь.)

– Январь  называли  сечень,  так  как  он  рассекает  зиму  на  две  половины.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

                        (Февраль.)

– Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.

– О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома – изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое снежинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образуют крупные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.) Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Что вы представили? Приведите примеры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – зимние явления.)

– Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили.

Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стёклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьётся,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

3. Рисование зимних узоров техникой «Бусоград»

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь».

– Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором П.И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.

Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями. Куда собрался мужичок? Может, елочку присмотрел к Новому году или решил подкормить животных? Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина. Далеко слышна песня мужичка.

– А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа.

– Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого.

Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте бусами узоры Деда Мороза.

4. Итог занятия.

– Рассмотрите все работы и выберите наиболее выразительные. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству в подготовительной логопедической группе

Тема:"МАЙСКИЙ ДЕНЬ 45 ГОДА- СТАЛ ПОСЛЕДНЕЮ ТОЧКОЙ В ВОЙНЕ"Задачи:-познакомить детей с исторически значимой для страны датой и событиями;-прививать интерес к истории;-формировать патриотические позиции...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественному творчеству (аппликация) «День семьи, любви и верности»

Цель:- воспитание ответственного отношения к семье как к базовой ценности общества.Задачи:1. Создать условия для развития способностей коммуникативного общения.2. Способствовать развитию положительных...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественному творчеству (аппликация) «Зачем нужны дорожные знаки»

Цель:- формирование знаний о дорожных знаках.Задачи:1. Создать условия для развития способностей коммуникативного общения.2. Способствовать развитию положительных эмоции и чувств.3. Формировать умение...

НОД «Зимушка-зима» (интеграция нравственного воспитания, речевого развития и художественного творчества детей в рисовании нетрадиционными техниками)

Продолжать вызывать у детей чувство радости  от восприятия родной природы, продолжать развивать у детей умение восхищаться красотой и многообразием природных форм. Учить детей находить сходство х...

Художественное творчество(рисование) на тему «Зимние узоры на окнах»

Художественное творчество(рисование) на тему «Зимние узоры на окнах»Цель: расширить представления о красоте в зимний период.Задачи:Образовательные: учить детей рисовать узоры с п...

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушением слуха. Тема: «Зима. Зимние забавы»

Конспект НОД по Речевому развитию детей с нарушением слуха.Тема: «Зима. Зимние забавы»Цели: Повторить приметы зимы. Повторить известный словарь. Сформировать целостное восприятие представл...