Информационно-творческий проект «Ребёнок в мире сказок».
проект по развитию речи
Разработка проектной деятельности "Ребёнок в мире сказок". Проект направлен на активизацию интереса дошкольников к сказкам, способствует поддержанию традиции семейного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rebyonok_v_mire_skazok.docx | 33.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-творческий проект
«Ребёнок в мире сказок».
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.
Срок реализации проекта: январь - май.
Актуальность проекта.
Известно, что у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие речи в различной степени. Причиной этому чаще всего являются органические нарушения ЦНС. Но, не только…Задумаемся, не разучились ли мы разговаривать с нашими детьми? Телевизор, видео, компьютер поглощают и нас, и наших детей. Всё реже читаются книжки, всё реже происходят разговоры по душам, где мы можем поделиться своими впечатлениями, эмоциями, выражая их вербально.
Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. В.А. Сухомлинский писал: «В сказке ребёнок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познаёт мир не только умом, но и сердцем». Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и ребёнка мышлению, представлениям. Русские народные сказки открывают простор для чувств и мыслей о сложном мире. Через сказку мы обогащаем речь ребёнка образными выражениями, учим выразительности языка, его меткости.
Цель проекта: повысить эффективность работы по приобщению детей к сказке при взаимодействии всех участников педагогического процесса – педагогов, детей, родителей, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
Задачи проекта.
Познавательное развитие:
- формировать у детей представление о том, что такое сказка, какие бывают сказки (народные, авторские или литературные);
- познакомить с основными видами сказок (волшебные, о животных, бытовые);
- развивать психические функции (восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение).
Речевое развитие:
- прививать детям интерес к чтению книг,
- побуждать к речевой активности,
- развивать самостоятельную связную речь;
- формировать выразительность речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- знакомить с творчеством художников-иллюстраторов;
- развивать творческое воображение, учить выражать свои впечатления и переживания в рисунке;
- на примере сказочных героев воспитывать положительные личностные качества, желание участвовать в совместной деятельности.
Социально-коммуникативное развитие:
- формировать и развивать эмоциональный интеллект детей (понимание эмоционального состояния героев, умение сочувствовать, сопереживать, желание оказать помощь);
- подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивационной оценке поступков и характера героев;
- развивать коммуникативную функцию речи.
Физическое развитие:
- по средствам тематических игр и упражнений развивать мелкую и общую моторику (упражнения на рече-двигательную координацию, пальчиковые разминки).
Предполагаемый результат.
Повышение интереса к чтению книг, расширение представлений об окружающем по средствам знакомства со сказками и их героями, возвращение к традициям семейного чтения.
План реализации проекта.
Содержание | Задачи |
Подготовительный этап | |
Составление плана реализации проекта. | Познакомить педагогов и родителей с содержанием проекта. Разработать консультацию для родителей, положение о конкурсе рисунков «Моя любимая сказка». |
Изучение методической литературы по теме. | Подобрать методическое обеспечение проекта. |
Подготовить консультацию для родителей «Читаем детям сказки». | Формировать у родителей интерес к проекту, выяснить, читают ли детям сказки дома, донести значение домашнего чтения для детей с ОВЗ до родителей. Вызвать у родителей желание принимать активное участие в реализации проекта. |
Обеспечить информацию для родителей в папке-передвижке «Для чего нужны сказки», «9 причин рассказывать сказки детям». | |
Анализ содержания книжного уголка в группах. | Наличие соответствия содержания возрастным критериям и специфике работы с детьми с ОВЗ. |
Основной этап | |
Создание в группах мини-библиотеки «Путешествие по русским народным сказкам», чтение сказок детям, пересказ прочитанных сказок и инсценировка их фрагментов. | Создать условия для знакомства детей с русскими народными сказками. Учить пересказывать сказки с помощью наглядности, развивать интонационную выразительность речи. |
Организация мастерских по ремонту книг «Книжкина больница». | Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам. |
Беседы с детьми: «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки». Подготовка мультимедийной презентации «По страницам сказок». | Расширять представление о том, какие бывают сказки (Народные, авторские). Знакомить с видами сказок: волшебные, о животных, бытовые. |
Рассматривание иллюстраций различных художников к сказкам (Чарушин Е. М., Васнецов Ю. А.). Работа с «раскрасками» по мотивам сказок. Коллективные аппликации по мотивам сказки «Теремок». Аппликация из пластилиновых шариков по мотивам сказки «Репка». Аппликация в технике «обрывная аппликация» по мотивам сказки «Маша и медведь». | Приобщать детей с ОВЗ к изобразительному искусству, развивать творческое воображение, фантазию. Воспитывать желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения сказок в рисунке, аппликации, поделке. Формировать и развивать психические функции.
|
Драматизация русских народных сказок или их отрывков: «Репка, «Колобок», «Теремок» и др. | Создавать условия для творческого самовыражения. Развивать эмоциональную сферу детей с ОВЗ, выразительность мимики и речи. Побуждать к активной вербализации. Формировать коммуникативную функцию речи. |
Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Каша из топора» и др. | Создавать у воспитанников радостное настроение. Развивать целенаправленное внимание, осведомлённость детей интересными и доступными способами. Учить добру и справедливости. |
Дидактические игры: «Сложи картинку», «Из какой сказки?», «Что в начале, что потом?», «Путаница», «Что перепутал художник?» и др. | Формировать и развивать психические процессы, учить пересказу по картинкам, развивать самостоятельную связную речь. |
Рисование иллюстраций к сказкам в домашних условиях. Организация конкурса рисунков «Моя любимая сказка». | Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс родителей детей. |
Подготовка и поведение викторины «Знатоки сказок» | Закреплять знания о сказках и их героях. Формировать целенаправленное внимание, развивать мышление, связную речь. Прививать навыки партнёрства и сотрудничества в группе сверстников. |
Заключительный этап | |
Подведение итогов конкурса «Моя любимая сказка», организация выставки, награждение победителей. | Отметить и поощрить активных участников проекта. |
Подготовка презентации проекта, обсуждение проделанной работы на педагогическом совете. | Выявить и обобщить наиболее успешные моменты, отметить с целью устранения в будущем недочёты. |
Рекомендуемые для прочтения сказки:
«Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «У страха глаза велики», «Заяц - хваста».
Беседа с детьми по теме: «Сказки – добрые друзья».
Сказки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни: в детстве нам читают их родители, став постарше, мы читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.
Что же такое сказка? Сказки – это очень интересные, занимательные рассказы о необыкновенных приключениях и часто вымышленных, то есть придуманных событиях.
Сказки бывают народные и литературные. У литературной сказки есть автор, поэтому её ещё называют авторской. А у народной сказки автора нет, её придумал народ.
Существуют тир основных вида русских народных сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.
В волшебной сказке человек общается с такими существами, которых не встретишь в реальной жизни: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Эти персонажи обладают какой-то невероятной силой. В такой сказке всё возможно.
Персонажами сказок о животных являются животные – лиса, заяц, волк, медведь и т.д. Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми, глупыми, жадными, мудрыми, обладают способностью думать и говорить, носят одежду. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. К таким сказкам относятся такие русские народные сказки как «Колобок», «Теремок», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» и др.
В бытовых сказках в отличие от волшебных всё происходит в повседневной жизни. В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые,
Умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда в таких сказках всегда на стороне бедных.
Чему нас учат сказки? Сказки учат отличать хорошее о плохого, доброе от злого, умного от глупого. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности, учит, как важно каждому человеку иметь друзей, учит не судить о людях по внешнему виду, слушаться родителей.
Викторина «Знатоки сказок».
Задачи: - закрепить знание русских народных сказок и их героев;
- воспитывать интерес к книгам, чтению книг;
- формировать и развивать психические функции;
- формировать партнёрские взаимоотношения в группе.
Ход викторины.
Ведущий:
- Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Все мы за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, сегодня у нас занятие – соревнование! Давайте разделимся на две команды и выберем их капитанов! (Команда «Умники» и «Умницы»). А вот наше жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.
- На занятии-соревновании мы будем говорить про сказки. Я знаю, что вы любите сказки. Ответьте на вопросы:
- Скажите, пожалуйста, кто пишет сказки? (Ответы детей)
- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)
- Кто является героями сказок? (Животные, люди, предметы, явления природы)
- Что происходит в сказках? (Чудеса, превращения, колдовство)
- Про сказки есть много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним!
- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!
- Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Кашу кушай, а сказку слушай.
- Хорошая сказка к правде близка.
(Звучит песня из кинофильма «Там на неведомых дорожках» сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич)
Ведущий: - Начинаем нашу викторину!
Конкурс № 1- «Вспомни названия сказок!»
Командам предоставляются иллюстрации к сказкам, за каждое правильное название команда получает одну фишку.
Конкурс № 2 – «Из какой сказки отрывок?»
Зачитывается короткий отрывок сказки, ранее изученной с детьми. Кто догадался, поднимает руку. Каждый правильный ответ – фишка команде.
Пальчиковая разминка «Любимые сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
«Рукавичка», «Теремок»,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя и лиса.
Про жар-птицу сказку знаем
«Репку» мы не забываем,
Знаем волка и козлят…
Этим сказкам каждый рад!
(Дети загибают пальцы на каждом названии, в конце – хлопают).
Конкурс № 3 – «Кто говорит эти слова?»
Команде «Умницы»:
- Сяду на пенёк, съем пирожок.
- У меня не усы, а усищи. У меня не глаза, а глазищи!
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи!
- Кто сидел на моём стульчике и сломал его?
Команде «Умники»:
- Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
- Не пей из копытца, козлёночком станешь…
- Кто –кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
- Ловись, рыбка, большая и маленькая!
Фишка – команде, у которой больше правильных ответов.
Конкурс № 4 – «Исправь ошибки в названиях сказок!»
Команде «Умницы»:
- «Даша и медведь»
- «Петушок и ряба»
- «Волк и семеро цыплят»
- «По рыбьему велению»
- «Два медведя»
Команде «Умники»:
- «Принцесса-лягушка»
- «Утки-лебеди»
- «Сестрица Алёнушка и братец Егорушка»
- «Кот, лиса и курица»
- «Мужик и волк»
Фишка – команде, у которой больше правильных ответов.
Конкурс № 5 – «Весёлые художники»
Командам предлагаются раскраски с изображением сказочных героев. Дети выступают в качестве художников-иллюстраторов. Фишку получает команда, которая выполнит задание аккуратнее и быстрее.
Конкурс № 6 – «Кто быстрее?»
Детям каждой из команд раздаются шапочки героев сказок «Репка» и «Теремок». По команде ведущего дети – герои сказок должны стать друг за другом в соответствии с заданной сказкой (кто за кем тянул репку; кто за кем приходил к теремку и оставался там жить).
Ведущий: - Вы все большие молодцы! Наше занятие-соревнование подошло к концу. Пора итоги подводить и команды наградить!
Положение конкурса «Моя любимая сказка».
Конкурс проводится с 15 января по 25 мая 2018 г
В конкурсе могут принять участие все воспитанники МКДОУ № 86 и их родители. Участие может быть индивидуальным или совместным.
Цель конкурса: содействовать развитию творческих способностей воспитанников и совершенствованию навыков совместной деятельности детей и их родителей, формированию семейных традиций.
Номинации конкурса:
- Главный герой сказки.
- Эпизодический герой сказки.
- Сюжет из сказки.
Порядок участия.
Для участия в конкурсе необходимо
до 25 мая 2018 г подготовить конкурсную работу и сдать её в кабинет ст. воспитателя (группа № 1, 1-ый этаж).
Награждение.
По результатам работы жюри (члены инициативно-творческой группы ДОУ) участники награждаются дипломами I, II и III степени в каждой из номинаций.
В каждом дипломе указывается Ф. И. О. педагога, который является куратором участника.
Проектная деятельность
«Ребёнок в мире сказок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".
Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....
Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"
Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...
Краткосрочный информационно - творческий проект «Мир сказок Андерсена»
Хочу поделиться опытом работы в проектной деятельности по развитию интереса к чтению, через знакомство с творчеством Ганса Христиана Андерсена. Современные дети все реже читают книги...
Информационно-творческий проект «К далеким мирам»
Информационно-творческий проект «К далеким мирам»Цельпроекта: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
«Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака» Вид проекта: информационно-творческий Тип: образовательный
Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка....
Информационно-творческий проект "В мире сказок" (средняя группа)
Информационная карта проекта...
Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы и экологическому воспитанию «Цветочная поляна» для детей средней группы
Ознакомление с природой является одной из важных задач в работе с дошкольниками. При этом необходимо, чтобы знания, даваемые детям, не были изолированы от комплекса явлений, окружающих предмет из...