Информационно-творческий проект «Ребёнок в мире сказок».
проект по развитию речи

Волкова Ольга Юрьевна

Разработка проектной деятельности "Ребёнок в мире сказок". Проект направлен на активизацию интереса дошкольников к сказкам, способствует поддержанию традиции семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rebyonok_v_mire_skazok.docx33.82 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-творческий проект

«Ребёнок в мире сказок».

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.

Срок реализации проекта: январь - май.

Актуальность проекта.

Известно, что у большинства детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается недоразвитие речи в различной степени. Причиной этому чаще всего являются органические нарушения ЦНС. Но, не только…Задумаемся, не разучились ли мы разговаривать с нашими детьми? Телевизор, видео, компьютер поглощают и нас, и наших детей. Всё реже читаются книжки, всё реже происходят разговоры по душам, где мы можем поделиться своими впечатлениями, эмоциями, выражая их вербально.

Использование в работе с детьми произведений устного народного творчества создаёт уникальные условия для развития речи, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. В.А. Сухомлинский писал: «В сказке ребёнок черпает первые представления о справедливости и несправедливости, познаёт мир не только умом, но и сердцем». Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и ребёнка мышлению, представлениям. Русские народные сказки открывают простор для чувств и мыслей о сложном мире. Через сказку мы обогащаем речь ребёнка образными выражениями, учим выразительности языка, его меткости.

Цель проекта: повысить эффективность работы по приобщению детей к сказке при взаимодействии всех участников педагогического процесса – педагогов, детей, родителей, способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

Задачи проекта.

Познавательное развитие:

- формировать у детей представление о том, что такое сказка, какие бывают сказки (народные, авторские или литературные);

- познакомить с основными видами сказок (волшебные, о животных, бытовые);

- развивать психические функции (восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение).

Речевое развитие:

- прививать детям интерес к чтению книг,

- побуждать к речевой активности,

- развивать самостоятельную связную речь;

- формировать выразительность речи.

Художественно-эстетическое развитие:

- знакомить с творчеством художников-иллюстраторов;

- развивать творческое воображение, учить выражать свои впечатления и переживания в рисунке;

- на примере сказочных героев воспитывать положительные личностные качества, желание участвовать в совместной деятельности.

Социально-коммуникативное развитие:

- формировать и развивать эмоциональный интеллект детей (понимание эмоционального состояния героев, умение сочувствовать, сопереживать, желание оказать помощь);

- подводить к пониманию нравственного смысла произведения, к мотивационной оценке поступков и характера героев;

- развивать коммуникативную функцию речи.

Физическое развитие:

- по средствам тематических игр и упражнений развивать мелкую и общую моторику (упражнения на рече-двигательную координацию, пальчиковые разминки).

Предполагаемый результат.

Повышение интереса к чтению книг, расширение представлений об окружающем по средствам знакомства со сказками и их героями, возвращение к традициям семейного чтения.

План реализации проекта.

Содержание

Задачи

Подготовительный этап

Составление плана реализации проекта.

Познакомить педагогов и родителей с содержанием проекта.

Разработать консультацию для родителей, положение о конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».

Изучение методической литературы по теме.

Подобрать методическое обеспечение проекта.

Подготовить консультацию для родителей «Читаем детям сказки».

Формировать у родителей интерес к проекту, выяснить, читают ли детям сказки дома, донести значение домашнего чтения для детей с ОВЗ до родителей.

Вызвать у родителей желание принимать активное участие в реализации проекта.

Обеспечить информацию для родителей в папке-передвижке «Для чего нужны сказки», «9 причин рассказывать сказки детям».

Анализ содержания книжного уголка в группах.

Наличие соответствия содержания возрастным критериям и специфике работы с детьми с ОВЗ.

Основной этап

Создание в группах мини-библиотеки «Путешествие по русским народным сказкам», чтение сказок детям, пересказ прочитанных сказок и инсценировка их фрагментов.

Создать условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

Учить пересказывать сказки с помощью наглядности, развивать интонационную выразительность речи.

Организация мастерских по ремонту книг «Книжкина больница».

Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Беседы с детьми: «Сказки – добрые друзья», «Мои любимые сказки».

Подготовка мультимедийной презентации «По страницам сказок».

Расширять представление о том, какие бывают сказки (Народные, авторские).

Знакомить с видами сказок: волшебные, о животных, бытовые.

Рассматривание иллюстраций различных художников к сказкам (Чарушин Е. М., Васнецов Ю. А.).

Работа с «раскрасками» по мотивам сказок.

Коллективные аппликации по мотивам сказки «Теремок».

Аппликация из пластилиновых шариков по мотивам сказки «Репка».

Аппликация в технике «обрывная аппликация» по мотивам сказки «Маша и медведь».

Приобщать детей с ОВЗ к изобразительному искусству, развивать творческое воображение, фантазию.

Воспитывать желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения сказок в рисунке, аппликации, поделке.

Формировать и развивать психические функции.

 

Драматизация русских народных сказок или их отрывков: «Репка, «Колобок», «Теремок» и др.

Создавать условия для творческого самовыражения.

Развивать эмоциональную сферу детей с ОВЗ, выразительность мимики и речи. Побуждать к активной вербализации. Формировать коммуникативную функцию речи.

Просмотр мультипликационных фильмов по сказкам «Маша и медведь», «Лиса и журавль», «Каша из топора» и др.

Создавать у воспитанников радостное настроение.

Развивать целенаправленное внимание, осведомлённость детей интересными и доступными способами.

Учить добру и справедливости.

Дидактические игры: «Сложи картинку», «Из какой сказки?», «Что в начале, что потом?», «Путаница», «Что перепутал художник?» и др.

Формировать и развивать психические процессы, учить пересказу по картинкам, развивать самостоятельную связную речь.

Рисование иллюстраций к сказкам в домашних условиях. Организация конкурса рисунков «Моя любимая сказка».

Вовлекать в воспитательно-образовательный процесс родителей детей.

Подготовка и поведение викторины «Знатоки сказок»

Закреплять знания о сказках и их героях.

 Формировать целенаправленное внимание, развивать мышление, связную речь.

Прививать навыки партнёрства и сотрудничества в группе сверстников.

Заключительный этап

Подведение итогов конкурса «Моя любимая сказка», организация выставки, награждение победителей.

Отметить и поощрить активных участников проекта.

Подготовка презентации проекта, обсуждение проделанной работы на педагогическом совете.

Выявить и обобщить наиболее успешные моменты, отметить с целью устранения в будущем недочёты.

Рекомендуемые для прочтения сказки:

«Репка», «Колобок», «Теремок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, лиса и петух», «У страха глаза велики», «Заяц - хваста».

Беседа с детьми по теме: «Сказки – добрые друзья».

 

Сказки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни: в детстве нам читают их родители, став постарше, мы читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

Что же такое сказка? Сказки – это очень интересные, занимательные рассказы о необыкновенных приключениях и часто вымышленных, то есть придуманных событиях.

 Сказки бывают народные и литературные. У литературной сказки есть автор, поэтому её ещё называют авторской. А у народной сказки автора нет, её придумал народ.

Существуют тир основных вида русских народных сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.

В волшебной сказке человек общается с такими существами, которых не встретишь в реальной жизни: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. Эти персонажи обладают какой-то невероятной силой. В такой сказке всё возможно.

Персонажами сказок о животных являются животные – лиса, заяц, волк, медведь и т.д. Им присуще человеческие качества: они бывают хитрыми, глупыми, жадными, мудрыми, обладают способностью думать и говорить, носят одежду. Побеждает в таких сказках не сильный, а хитрый и умный. К таким сказкам относятся такие русские народные сказки как «Колобок», «Теремок», «Лиса и журавль», «Кот, лиса и петух», «Волк и козлята» и др.

В бытовых сказках в отличие от волшебных всё происходит в повседневной жизни. В них обычно рассказывается о богатых и бедных. Бедняки в этих сказках умные, трудолюбивые,

Умелые, а богачи – злые, глупые, жадные и ленивые. Правда в таких сказках всегда на стороне бедных.

Чему нас учат сказки? Сказки учат отличать хорошее о плохого, доброе от злого, умного от глупого. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности, учит, как важно каждому человеку иметь друзей, учит не судить о людях по внешнему виду, слушаться родителей.

Викторина «Знатоки сказок».

Задачи: - закрепить знание русских народных сказок и их героев;

- воспитывать интерес к книгам, чтению книг;

- формировать и развивать психические функции;

- формировать партнёрские взаимоотношения в группе.

Ход викторины.

Ведущий:

- Собрались все дети в круг.

  Ты мой друг и я твой друг.

  Все мы за руки возьмёмся

  И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, сегодня у нас занятие – соревнование! Давайте разделимся на две команды и выберем их капитанов! (Команда «Умники» и «Умницы»). А вот наше жюри, которое будет оценивать наши конкурсы.

- На занятии-соревновании мы будем говорить про сказки. Я знаю, что вы любите сказки. Ответьте на вопросы:

- Скажите, пожалуйста, кто пишет сказки? (Ответы детей)

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные)

- Кто является героями сказок? (Животные, люди, предметы, явления природы)

- Что происходит в сказках? (Чудеса, превращения, колдовство)

- Про сказки есть много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним!

  • Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
  • Кашу кушай, а сказку слушай.
  • Хорошая сказка к правде близка.

(Звучит песня из кинофильма «Там на неведомых дорожках» сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич)

Ведущий: - Начинаем нашу викторину!

Конкурс № 1- «Вспомни названия сказок!»

Командам предоставляются иллюстрации к сказкам, за каждое правильное название команда получает одну фишку.

Конкурс № 2 – «Из какой сказки отрывок?»

Зачитывается короткий отрывок сказки, ранее изученной с детьми. Кто догадался, поднимает руку. Каждый правильный ответ – фишка команде.

Пальчиковая разминка «Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

«Рукавичка», «Теремок»,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя и лиса.

Про жар-птицу сказку знаем

«Репку» мы не забываем,

Знаем волка и козлят…

Этим сказкам каждый рад!

(Дети загибают пальцы на каждом названии, в конце – хлопают).

Конкурс № 3 – «Кто говорит эти слова?»

Команде «Умницы»:

  • Сяду на пенёк, съем пирожок.
  • У меня не усы, а усищи. У меня не глаза, а глазищи!
  • Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи!
  • Кто сидел на моём стульчике и сломал его?

Команде «Умники»:

  • Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…
  • Не пей из копытца, козлёночком станешь…
  • Кто –кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?
  • Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Фишка – команде, у которой больше правильных ответов.

Конкурс № 4 – «Исправь ошибки в названиях сказок!»

Команде «Умницы»:

  • «Даша и медведь»
  • «Петушок и ряба»
  • «Волк и семеро цыплят»
  • «По рыбьему велению»
  • «Два медведя»

Команде «Умники»:

  • «Принцесса-лягушка»
  • «Утки-лебеди»
  • «Сестрица Алёнушка и братец Егорушка»
  • «Кот, лиса и курица»
  • «Мужик и волк»

Фишка – команде, у которой больше правильных ответов.

Конкурс № 5 – «Весёлые художники»

Командам предлагаются раскраски с изображением сказочных героев. Дети выступают в качестве художников-иллюстраторов. Фишку получает команда, которая выполнит задание аккуратнее и быстрее.

Конкурс № 6 – «Кто быстрее?»

Детям каждой из команд раздаются шапочки героев сказок «Репка» и «Теремок». По команде ведущего дети – герои сказок должны стать друг за другом в соответствии с заданной сказкой (кто за кем тянул репку; кто за кем приходил к теремку и оставался там жить).

Ведущий: - Вы все большие молодцы! Наше занятие-соревнование подошло к концу. Пора итоги подводить и команды наградить!

Положение конкурса «Моя любимая сказка».

Конкурс проводится с 15 января по 25 мая 2018 г

    В конкурсе могут принять участие все воспитанники МКДОУ № 86 и их родители. Участие может быть индивидуальным или совместным.

Цель конкурса: содействовать развитию творческих способностей воспитанников и совершенствованию   навыков совместной деятельности детей и их родителей, формированию семейных традиций.

Номинации конкурса:

  • Главный герой сказки.
  • Эпизодический герой сказки.
  • Сюжет из сказки.

Порядок участия.

Для участия в конкурсе необходимо

до 25 мая 2018 г подготовить конкурсную работу и сдать её в кабинет ст. воспитателя (группа № 1, 1-ый этаж).

Награждение.

По результатам работы жюри (члены инициативно-творческой группы ДОУ) участники награждаются дипломами I, II и III степени в каждой из номинаций.

В каждом дипломе указывается Ф. И. О. педагога, который является куратором участника.

Проектная деятельность

«Ребёнок в мире сказок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

межсемейный информационно-творческий проект "В мире профессии".

Цель. Знакомство детей с разнообразием профессий родителей,  сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей....

Информационно - творческий проект "В мире гласных звуков и букв"

Этот проект значим для всех его участников:Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.Педагоги: продолжение освоения ме...

Краткосрочный информационно - творческий проект «Мир сказок Андерсена»

Хочу поделиться опытом  работы  в проектной деятельности по развитию интереса к чтению, через знакомство с творчеством Ганса Христиана  Андерсена. Современные дети все реже читают книги...

Информационно-творческий проект «К далеким мирам»

Информационно-творческий проект «К далеким мирам»Цельпроекта: формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

«Путешествие в страну сказок С. Я. Маршака» Вид проекта: информационно-творческий Тип: образовательный

Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка....

Информационно-творческий проект по ознакомлению с миром природы и экологическому воспитанию «Цветочная поляна» для детей средней группы

Ознакомление с природой является одной из важных задач в работе с дошкольниками. При этом необходимо, чтобы знания, даваемые детям, не были изолированы от комплекса явлений, окружающих предмет из...