Совместная деятельность в старшей группе "Речевое развитие"
материал по развитию речи (старшая группа)
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие | 57.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная деятельность педагога с детьми
старшей группы
«Речевое развитие и закрепление звуков»
на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель:
Кузнецова О.С.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребенка, в частности, речевого развития. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи. Развитие речи становится актуальной проблемой и в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения - это огромная ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.
Проблема увеличивается безграмотность-это классификация нарушения письменной речи, увеличиваются дети с речевыми нарушениями. Поэтому не случайно принятым стандартом дошкольного образования были определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. В них обозначено не
«Умение читать», а складывание у него «Предпосылок грамотности». Речь ребенка должна быть четкой, выразительной, грамотной и понятной, с правильным произношением.
Цель: Сформировать связную речь у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- выявление и развитие речевых способностей детей
- научить владеть основными элементами правильной точной речи;
- формировать начальные умения анализировать и оценивать общение и речь.
Развивающие:
- развитие речи детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм;
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие произносительно-импровизационных умений дошкольника;
- развитие понятия уместности использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации;
- развитие основных свойств устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
- развитие умения взаимодействовать с партнером общения; анализировать свое речевое поведение;
- развитие коммуникативных качеств ребенка.
Воспитательные:
- воспитание в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
Ожида емые ре зультаты:
- Правильность произношения звуков.
- Умение различать звуки на слух.
- Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
- Словарный запас в зависимости от возраста.
- Грамматически правильный строй речи.
- Умение пересказывать тексты.
- Умение отвечать на вопросы и задавать их.
В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое;
- физическое развитие.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования среди направлений развития и образования детей выделена образовательная область «Речевое развитие», которая предусматривает овладение детьми «… речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Утверждение и введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации речевой работы с детьми.
Организация работы и основные методы развития речи детей дошкольного возраста определены образовательной программой. Традиционно в существующих программах дошкольного образования выделяются две основные формы обучения речи: работа по развитию речи детей в свободном общении с педагогом и сверстниками, а также специальные речевые занятия.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития ребенка.
Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.
Мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир - отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты,
явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы как бы с разных сторон; его интересуют их внешние (Что? Кто? Какой?) и внутренние характеристики (Для чего? Как?). Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.
Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета), осознавать роль и значение предметов в жизни человека.
В че т ыре год а в развитии ребенка происходят большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга, совершенствованием психических процессов, высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении.
Ребенок 4-х лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему переходить границы ближайшего окружения. Появляющийся у детей 4-х лет новый способ познания - восприятие сведений на уровне слов - позволяет им постигать и усваивать разнообразные знания о нашем мире. В этом возрасте формируются избирательные интересы детей, поэтому необходимо отдать должное коллекционированию.
Мир ближайшего окружения ребенка 5 лет прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять.
Уровень психического и интеллектуального развития детей пяти лет позволяет им приступить к первичному элементарному постижению таких понятий, как "знак", "символ", "знаковые системы", "время". Эти понятия начинают вводиться с ознакомления детей с картами, глобусом, различными символами и знаками, продолжается созданием портретов месяцев, символов группы, каждого ребенка, месяца, климатических зон, определенного континента с разными ландшафтами и зонами. Очень серьезная тема "время", т. к. это сложное понятие, которому до сих пор нет определения. Дети в старшей группе учатся фиксировать время по часам, разным календарям, вместе с воспитателем делают календарь жизни группы, изучают прошлое на примере динозавров, воссоздают (в макете) уголок далекого прошлого. Необходимо углублять и расширять представления детей о живой и неживой природе. В 6 лет у д е т е й накоплено много сведений о большом мире. Взрослые должны направить процесс познания на содержательное упорядочивание информации, установление осмысленных взаимосвязей (причинно-следственных) нашего мира, дальнейшее формирование положительного отношения к миру.
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей - наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной мотивации.
Естественно, что познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно!
Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
Реалии современной жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте. Только делать это следует правильно.
Во-первых, важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику.
Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме, так как именно игра является основным видом деятельности дошкольников, именно игра наиболее доступна, понятна и интересна малышам, именно в игре наиболее полно удовлетворяются их насущные потребности.
В-третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка заниматься, применять хоть какое-то давление, выражать свое неудовольствие и тем более разочарование, если малыш в чем-то не оправдал ваших ожиданий. Будьте терпеливы, раз взялись за такое сложное дело. Показывайте ребенку, что вы, играя с ним, испытываете огромное удовольствие, что вам интересны все игры и задания, с которыми вы поможете ему в случае затруднения.
В-четвертых, при обучении чтению нельзя закреплять у ребенка неправильное произношение звуков. А значит, процесс должен строиться только на материале правильно произносимых звуков. В связи с этим следует изменить традиционно принятую последовательность ознакомления ребенка с буквами русского алфавита. Разные звуки родной речи осваиваются ребенком в разные сроки – есть «трудные» для детей звуки. Часто бывает, что, начиная изучать буквы, ребенок еще не очень хорошо произносит звуки, ими обозначаемые. В дальнейшем это может привести к возникновению нарушений письма и чтения. Поэтому трудные в произношении звуки и соответствующие им буквы следует изучать в последнюю очередь. Можно предложить следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Если вы будете
соблюдать эти требования исследовать рекомендациям, то ваш ребенок научится читать так же естественно, как научился ходить и говорить.
Подготовку ребенка к обучению грамоте невозможно представить без развития тонкой моторики и навыков ориентировки на плоскости листа. Проверьте, правильно ли ребенок держит карандаш, умеет ли закрашивать изображения разного размера и сложности, не выходя за контур; может ли проводить прямые и волнистые, вертикальные и горизонтальные линии, рисовать различные геометрические фигуры. Предложите малышу порисовать в тетради в крупную клетку: научите видеть строку, выполнять обводку клеточек, рисовать в клеточках различные фигурки, писать палочки.
Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлении с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей.
Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения).
Программа для младшей группы включает два раздела:
Развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов.
Развитие движений кистей рук и пальцев.
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи и формирование движений кистей рук и пальцев.
В старшей группе – развитие фонематической стороны речи и овладение элементарными графическими умениями.
В подготовительной группе – программа включает 3 направления:
Развитие фонематической стороны речи.
Ознакомление со знаковой системой языка. Подготовка руки ребенка к письму.
План кружка «Развитие речи и закрепление звуков у дошкольников».
Дата проведения | Тема | Цель | ООД |
Сентябрь | |||
«На что похожа буква [А]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [О], [О’]». |
|
| |
«На что похожа буква [М]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [У], [У’]». |
|
| |
Октябрь | |||
«На что похожа буква [Т]?». | 2. Познакомить детей с буквой [Т]. 1. Упражнять в различии и правильном произношении звуков [Т], [Т’] в речи. 3. Развивать фонематический звук. |
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Ю], [Ю’]». |
|
|
«На что похожа буква [Н]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Р], [Р’]». |
|
| |
Ноябрь | |||
«На что похожа буква [К]?». | 1. Познакомить детей со звуком и буквой [К], [К’]. 2.Продолжать формировать понятие «согласный звук». 3. Развивать фонематический слух, мелкую моторику. |
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Ж], [Ж’]». |
|
«Ж»». | |
«На что похожа буква [С]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [И], [И’]». |
|
| |
Декабрь | |||
«На что похожа буква [Й]?». |
|
|
место звука в слове. 3. Развивать мелкую моторику пальцев рук. | |||
«Знакомство со звуком и буквой [Е], [Е’]». |
|
| |
«На что похожа буква [Ё]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [В], [В’]». |
|
| |
Январь | |||
«На что похожа буква [П]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Г], [Г’]». |
произнесении звука [Г]. |
| |
Февраль | |||
«На что похожа буква [Л]?». | 1.Познакомить детей со звуками [Л], [Л’],
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Ы], | 1. Знакомство с буквой [Ы]. |
|
[Ы’]». |
|
| |
«На что похожа буква [Ь]?». | 1. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. |
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Д], [Д’]». |
|
| |
Март | |||
«На что похожа буква [Б]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Я], [Я’]». |
|
| |
«На что похожа буква [Х]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [З], [З’]». |
|
муха».
|
обратных слогах. | |||
Апрель | |||
«Знакомство со звуком и буквой [Ш], [Ш’]». | 1. Познакомить со звуком и буквой [Ш] и [Ш’].
|
| |
«На что похожа буква [Щ]?». |
3. Обучение четкому произношению звука [Щ]. |
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Ц], [Ц’]». |
|
| |
Май | |||
«На что похожа буква [Ч]?». |
|
| |
«Знакомство со звуком и буквой [Э], [Э’]». |
«оэу». |
| |
«На что похожа буква [Ф]?». |
|
| |
«Знакомство с буквой [Ъ]». | 1. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)
Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки....
Фотоальбом :"Организация работы по развитию речи в совместной деятельности детей старшего дошкольного возраста и педагога"
Фотоальбом по совместной деятельности воспитателя с детьми в образовательной области ''РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"....
Конспект Совместной деятельности по социально - коммуникативному развитию «Витамины роста» с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР (с использованием здоровье сберегающей технологии)
Конспект разработан с возрастными особенностями детей с задержкой психического развития....
Конспект совместной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе "Волшебный эликсир"
Совместная деятельность построена на коммуникативных играх с детьми. В играх дети участся действовать в команде, договариваться, слушать собеседника, свободно выражать свои эмоции....
Совместная деятельность по познавательно - речевому развитию с детьми старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Грибы»
Цель: расширять представление детей о грибах...
Игра-квест «Путешествие в заколдованный лес» Совместная деятельность в старшей группе ОО художественно-эстетическое развитие, ОО речевое развитие
Игра-квест «Путешествие в заколдованный лес»Совместная деятельность в старшей группеОО художественно-эстетическое развитие, ОО речевое развитиеПодготовила и провела воспитатель высшей квал...