Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 27.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №100
комбинированного вида Московского района
Санкт-Петербурга
Создано самостоятельно
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
(Интерактивная игра)
Тема: "Дикие звери зимой"
Воспитатель: Нечаева Елена Валерьевна, 1 кв. категории.
Санкт - Петербург
2016 год
Цель: Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой.
Задачи:
Образовательные:
- Развивать умение отгадывать загадки;
- Активизировать знания детей о признаке предмета;
- Формировать связную монологическую и диалогическую речь.
Коррекционные:
- Активизировать у детей память и внимание.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику и координацию движений, быстроту реакции.
- Развивать речевое дыхание и голос.
Воспитательные:
- Стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, заботиться об окружающем мире.
- Воспитывать любознательность.
Оборудование:
Мультимедийное оборудование, шапочки зверей ( медвежонка, белки, лисы, зайца, волка, лося, кабана), музыкальный центр, скорлупки от грецких орехов, барабаны.
Методические приемы:
- Проблемная ситуация;
- Путешествие;
- Игры - упражнения;
- Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
- Упражнения на развитие коммуникативных навыков
- Имитация движений
- Речевые игры
- Музыкальные и подвижные игры
Предварительная работа:
Беседы на темы: “Зима”, “Дикие животные зимой”, ритмические игры - упражнения, подвижные игры, настольно - печатные- на развитие памяти и логического мышления, игра на музыкальных инструментах, изготовление шапочек зверей, подготовка презентации.
Ход
Воспитатель | Дети |
- Здравствуйте, ребята! - Давайте поздороваемся друг с другом. - Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам еще раз сходить в зимний лес. Вы сегодня вспомните о том, как живут звери зимой в лесу. Я буду рассказывать, а вы мне помогать. Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”: Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем, По сугробам высоко ноги поднимаем, А по льду совсем легко тихонечко шагаем. Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся. Мы деревья и кусты змейкой обойдем И к лесной опушке вскоре мы придем. (1 слайд) - Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга? Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабою Ягой. Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”. Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”. - Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся? Самомассаж: Вот на улице мороз! Ну - ка, все потрите нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну - ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! По коленкам постучали, По плечам похлопали, Ножками затопали! - Посмотрите. какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть в лесу никого нет? Но слышите, кто – то рычит? (2 -3 слайд) Кто в лесу глухом живёт, Неуклюжий, косолапый? Летом ест малину, мёд, А зимой сосёт он лапу. - Наверное, мы разбудили его нашим топотом! - Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Наши дети знают специальную гимнастику для медвежат. Сейчас мы тебе ее покажем, а ты не ленись, повторяй вместе с нами. Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”: - Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так! - Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так … - Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так… - А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так… - Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так… - Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу. - Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит. (4 - 5 слайд) Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу… - Как вы думаете, чьи скорлупки и кто их грызет? -Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка. - А чем еще питается зимой белка? - Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку. Упражнение на развитие чувства ритма и голосового диапазона. По деревьям скок, скок, Да орешки щелк, щелк. Кто же это? Отгадай! Это белка, так и знай! - Ребята слышите, кто - то воет? (6 - 7 слайд) Что за зверь зимой холодной Ходит по лесу голодный? На собаку он похож, Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть… - Правильно - это волк., поиграем и с тобой Пальчиковая игра "Апельсин" Мы делили апельсин, Много нас, а он один, Эта долька для бельчат, Эта долька для лисят, Эта долька медвежат, Эта долька для зайчат, Эта долька для ежа, А для волка кожура. Он сердит на нас - беда! Разбегайтесь, кто куда! (8 - 9 слайд) - Знает лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Лисица проворный и осторожный зверь. Бродит она по лесу и прислушивается, где кто бежит, где кто пищит? Подвижная игра "Лиса и мыши" Спасайтесь мыши, ведь у кумушки - лисы, зубки большие и остры. (10 - 11 слайд) Смотрите, чьи то следы. И кора у деревьев обгрызана. Кто здесь побывал? Мчится без оглядки, Лишь сверкают пятки. Мчится что есть духу, Хвост короче уха. Всех зверёк пугается, Под кустом спасается, на зуб волку попадается… - Посмотрите, здесь заяц насторожился. - Да ты не бойся, зайка, с нами поиграй - ка. Музыкальная игра " Повтори" - с муз. инструментами барабанами. (12 - 13 слайд) - Отгадайте: Кого еще можно встретить в зимнем лесу? Тяжелы рога по весу, Ходит важно он по лесу: Он хозяин, а не гость – Хмурый и сердитый… - Правильно - это лось. - Молодцы ребята, но кто то еще бродит по лесу? (14 - 15 слайд) Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами И с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу… - Ребята а кто может помочь лесным зверям зимой? - Все верно. (16 слайд) - Давайте, ребята еще раз вспомним каких животных мы встретили в лесу? - Понравилось вам в лесу? Вы вспомнили про животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Заключительное упражнение на релаксацию. | Здравствуйте! Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: “Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!” В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе. Дети, проговаривая слова, выполняют движения и имитацию. Дети произносят звуки: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.) “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.) “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.) “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.) “Ш-ш-ш ш-ш-ш”. “С-с-с-с-с-с”. Дети выполняют движения: Руки на поясе. Трут кончик носа. Грозят правым указательным пальцем. Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад. Стучат ладонями по коленям. Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам. Топают ногами. Это медведь Ребенок в шапочке медведя: УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает! Дети вместе с медведем выполняют движения. Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется. Это скорлупки от орешка. Это белка. Ребенок в шапочке белки: Чтобы пережить холодную и суровую зиму, я делаю много запасов на зиму. Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников. Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают: Ти-ти-ти-ти - та-та Ти-ти-ти-ти - та-та Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та У,У,У, добычу я ищу, У, у, у. (ребенок в шапочке волка) Это волк Дети по очереди загибают пальчики, изображают пасть волка. Волк : Отгадайте-ка друзья, есть подружка у меня. Повыше кошки рост, Живёт в норе, в лесу, Пушистый рыжий хвост – Все знаем мы… (лису) Ребенок в шапочке лисы: Лиса: Правильно лиса. Всему свету я краса. Тише - мыши, не шумите, лису в лесу не разбудите. (дети - мышки бегают по поляне, под музыку). Со словами - лиса идет(мышки замирают на месте.) Заяц. Выходит ребенок в шапочке зайца: Заяц: Волку или лисе в лапы попадусь! Ой боюсь, боюсь, боюсь! Воспитатель отстукивает ритм на барабане палочками, а дети повторяют. Это лось. Ребенок в шапочке лося: Я большой, высокий, у меня длинные ноги, сильные копыта и рога. А что вы еще знаете про меня? Дети рассказывают: -Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев и кустарников. Это кабан. Ребенок в шапочке кабана: Ой беда, беда, беда, снегом все запорошило и траву и листву, что же кушать мне тогда помогите мне друзья! - На помощь животным приходят люди - лесники. Они подкармливают животных. Делают большие кормушки, раскладывают сено, венички березовые и осиновые. Дети называют и появляются картинки животных. (медведь, волк, белка, заяц, лиса, лось, кабан) Да. Дети идут спокойным шагом со словами: До свиданья, зимний лес. Рады были встрече! Много было здесь чудес. Наступает вечер. Нам пора идти домой В этот поздний час. Детский садик наш родной Ждет давно уж нас. |
Литература:
О.А.Соломенкова "Экологическое воспитание в детском саду"- М.Мозаика- Синтез,2005 г.
Шорыгина Т.А. "Какие звери в лесу?!" - Путешествие в мир природы и развитие речи. - М.: Издательство Гном и Д, 2000г.- 96с.
Авторы- составители Т.А. Третьякова, С.Б.Суровцева, О.В.Кирьякова. Комплексные занятия для детей 6-7 лет: окружающий мир, развитие речи, мелкая моторика рук.
Изд. 2-е, переработанное - Волгоград: Учитель, 2013.-351с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к весне план - конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
В гости к весне...
Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"
Совместная непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)
В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Что такое здоровье?» (технология ЗОЖ)
Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко» Тема: «Дом мы строим для друзей, будет им зимой теплей»
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, направлен на создание условий для развития познавательной активности детей посредством коллективного создания макета "Сельский дв...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Дети в гостях у Айболита"
Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дети в гостях у Айболита» (технология ЗОЖ) Задачи: - формировать умение детей заботиться о своём здоро...