Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дикие звери зимой" (развитие речи)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Нечаева Елена Валерьевна

Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой. Использовать иллюстрации, загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx27.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное образовательное учреждение  детский сад №100

комбинированного вида Московского района

Санкт-Петербурга

Создано самостоятельно

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности.

(Интерактивная игра)

Тема: "Дикие звери зимой"

                                                       

Воспитатель: Нечаева Елена Валерьевна, 1 кв. категории.

Санкт - Петербург

2016 год

Цель: Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать умение отгадывать загадки;
  2. Активизировать знания детей о признаке предмета;
  3. Формировать связную монологическую и диалогическую речь. 

Коррекционные:

  1. Активизировать у детей память и внимание.
  2. Совершенствовать общую и мелкую моторику и координацию движений, быстроту реакции.
  3. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные:

  1. Стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, заботиться об окружающем мире.
  2. Воспитывать любознательность.

Оборудование: 

Мультимедийное оборудование, шапочки зверей ( медвежонка, белки, лисы, зайца, волка, лося, кабана), музыкальный центр, скорлупки от грецких орехов, барабаны.

Методические приемы:

  • Проблемная ситуация;
  • Путешествие;
  • Игры - упражнения;
  • Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
  • Упражнения на развитие коммуникативных навыков
  • Имитация движений
  • Речевые игры
  • Музыкальные и подвижные игры 

Предварительная работа:

Беседы на темы: “Зима”, “Дикие животные зимой”, ритмические игры - упражнения, подвижные игры, настольно - печатные-  на развитие памяти и логического мышления, игра на музыкальных инструментах, изготовление шапочек зверей, подготовка презентации.

Ход

Воспитатель

Дети

- Здравствуйте, ребята!

- Давайте поздороваемся друг с другом.

- Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам еще раз сходить в зимний лес. Вы сегодня вспомните о том, как живут звери зимой в лесу. Я буду рассказывать, а вы мне помогать.

Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:

  Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

    По сугробам высоко ноги поднимаем,

    А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

    Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

    Мы деревья и кусты змейкой обойдем

    И к лесной опушке вскоре мы придем.

(1 слайд)

 - Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга?

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”.

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”.

Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”.

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”.

Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”.

Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.

- Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся?

Самомассаж:

Вот на улице мороз!

Ну - ка, все потрите нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну - ка, взялись все за уши:

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели!

По коленкам постучали,

По плечам похлопали,

Ножками затопали!

- Посмотрите. какой красивый лес! Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Может быть в лесу никого нет? Но  слышите,  кто – то рычит?

(2 -3 слайд)

Кто в лесу глухом живёт,

Неуклюжий, косолапый?

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

- Наверное, мы разбудили его нашим топотом!

- Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Наши дети знают специальную гимнастику для медвежат. Сейчас мы тебе ее покажем, а ты не ленись, повторяй вместе с нами.

Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:

  - Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!

  - Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …

  - Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…

  - А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…

  - Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…

- Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу.

- Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит.

(4 - 5 слайд)

Хожу в пушистой шубе,

 Живу в густом лесу,

 В дупле на старом дубе  

Орешки я грызу…

- Как вы думаете, чьи скорлупки и кто их грызет?

-Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка.

- А чем еще питается зимой белка?

- Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку.

Упражнение на развитие чувства ритма и голосового диапазона.

По деревьям скок, скок,

Да орешки щелк, щелк.

Кто же это? Отгадай!

Это белка, так и знай!

- Ребята  слышите, кто - то воет?

(6 - 7 слайд)

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

На собаку он похож,

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть…

- Правильно -  это волк., поиграем и с тобой

Пальчиковая игра "Апельсин"

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один,

Эта долька для бельчат,

Эта долька для лисят,

Эта долька медвежат,

Эта долька для зайчат,

Эта долька для ежа,

А для волка кожура.

Он сердит на нас -  беда!

Разбегайтесь, кто куда!

(8 - 9 слайд)

- Знает  лисонька лиса, в шубе вся ее краса. Шубы нет в лесу рыжей, зверя нет в лесу хитрей. Лисица проворный и осторожный зверь. Бродит она по лесу и прислушивается, где кто бежит, где кто пищит?

Подвижная игра "Лиса и мыши"

Спасайтесь мыши, ведь у кумушки - лисы, зубки большие и остры.

(10 - 11 слайд)

Смотрите, чьи то следы.      

И кора у деревьев обгрызана.  Кто здесь побывал?

Мчится без оглядки,

Лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу,

Хвост короче уха.

Всех зверёк пугается,

Под кустом спасается,

на зуб волку попадается…

- Посмотрите, здесь заяц насторожился.

-

 Да ты не бойся, зайка, с нами поиграй - ка.

Музыкальная игра " Повтори" - с муз. инструментами  барабанами.

(12 - 13 слайд)

- Отгадайте: Кого еще можно встретить в зимнем лесу?

Тяжелы рога по весу,

 Ходит важно он по лесу:

Он  хозяин, а не гость –

Хмурый и сердитый…

- Правильно - это лось.

- Молодцы ребята, но кто то еще бродит по лесу?

(14 - 15 слайд)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу…

- Ребята а кто может помочь лесным зверям зимой?

- Все верно.

(16 слайд)

- Давайте, ребята еще раз вспомним каких животных мы встретили в лесу?

- Понравилось вам в лесу?

Вы вспомнили про животных, а в следующий раз мы поговорим о зимних птицах.

А нам уже пора возвращаться в детский сад.

Заключительное упражнение на релаксацию.

Здравствуйте!

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Дети, проговаривая слова, выполняют движения и имитацию.

Дети произносят звуки:

“З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)

“М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

“М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)

“М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

“Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

“С-с-с-с-с-с”.

Дети выполняют движения:

Руки на поясе.

Трут кончик носа.

Грозят правым указательным пальцем.

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

Стучат ладонями по коленям.

Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Топают ногами.

Это медведь

Ребенок в шапочке медведя:

УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает!

Дети вместе с медведем выполняют движения.

Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется.

Это скорлупки от орешка.

Это белка.

Ребенок в шапочке белки:

Чтобы пережить холодную и суровую зиму, я делаю много запасов на зиму.

Ягодами, грибами, плодами деревьев и кустарников.

Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

Ти-ти-ти-ти - та-та

Ти-ти-ти-ти - та-та

Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

У,У,У, добычу я ищу, У, у, у. (ребенок в шапочке волка)

Это волк

Дети по очереди загибают пальчики, изображают пасть волка.

Волк : Отгадайте-ка друзья, есть подружка у меня.

Повыше кошки рост,

Живёт в норе, в лесу,

Пушистый рыжий хвост

– Все знаем мы… (лису)

Ребенок в шапочке лисы:

Лиса: Правильно лиса.

           Всему свету я краса.

Тише - мыши, не шумите, лису в лесу не разбудите. (дети - мышки бегают по поляне, под  музыку). Со словами - лиса идет(мышки замирают на месте.)

Заяц.

Выходит ребенок в шапочке зайца:

Заяц: Волку или лисе в лапы попадусь!

           Ой боюсь, боюсь, боюсь!

Воспитатель отстукивает ритм на барабане палочками, а дети повторяют.

Это лось.

Ребенок в шапочке лося:

Я большой, высокий, у меня длинные ноги, сильные копыта и рога.

А что вы еще знаете про меня?

Дети рассказывают:

-Лоси умеют легко бегать по глубокому снегу. Защищаются сильными копытами и рогами. Лось питается ветками деревьев и кустарников.

Это кабан.

Ребенок в шапочке кабана:

Ой беда, беда, беда,

 снегом все запорошило и траву и листву,

что же кушать мне тогда

помогите мне друзья!

- На помощь животным приходят люди - лесники. Они подкармливают животных. Делают большие кормушки, раскладывают сено, венички березовые и осиновые.

Дети называют и  появляются картинки животных. (медведь, волк, белка, заяц, лиса, лось, кабан)

Да.

Дети идут спокойным шагом со словами:

До свиданья, зимний лес.

Рады были встрече!

Много было здесь чудес.

Наступает вечер.

Нам пора идти домой

В этот поздний час.

Детский садик наш родной

Ждет давно уж нас.

Литература:

О.А.Соломенкова "Экологическое воспитание в детском саду"- М.Мозаика- Синтез,2005 г.

Шорыгина Т.А. "Какие звери в лесу?!"  - Путешествие в мир природы и развитие речи. - М.: Издательство Гном и Д, 2000г.- 96с.

Авторы- составители Т.А. Третьякова, С.Б.Суровцева, О.В.Кирьякова. Комплексные занятия для детей 6-7 лет: окружающий мир, развитие речи, мелкая моторика рук.

Изд. 2-е, переработанное - Волгоград: Учитель, 2013.-351с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгрупповой совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Животные жарких и холодных стран"

Совместная  непосредственно - образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, ОНР....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Айболит в гостях у детей» (технология ЗОЖ)

В гости к детям приходит Айболит и рассказывает о стране, в которой никто никогда не болеет. Это страна – Неболейка....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Что такое здоровье?» (технология ЗОЖ)

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным....

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко» Тема: «Дом мы строим для друзей, будет им зимой теплей»

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе, направлен на создание условий для развития познавательной активности детей посредством коллективного создания макета "Сельский дв...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему "Дети в гостях у Айболита"

Конспект совместной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Дети в гостях у Айболита» (технология ЗОЖ) Задачи: - формировать умение детей заботиться о своём здоро...