Речевая карта для для ОНР
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Речевая карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи
I. Анкетные данные
Фамилия, имя_______________________________________________________________________
Дата рождения______________________________________________________________________
Домашний адрес____________________________________________________________________
Дата поступления в группу___________________________________________________________
Откуда поступил ___________________________________________________________________
Жалобы родителей__________________________________________________________________
II. Анамнез
От какой беременности ребенок_______________________________________________________
Как протекала беременность (нормально, токсикоз, хронические, инфекционные заболевания)__
Роды (в срок, нормальные, досрочные, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ______________________________________________
Когда закричал _____________________________________________________________________
Асфиксия__________________________________________________________________________
Резус-конфликт_____________________________________________________________________
Вскармливание:
когда принесли кормить______________________________________________________________
грудное или искусственное___________________________________________________________
Выписали из роддома на___ день, если задержали, то почему ______________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие
Начал держать голову__(N к 2 мес), сидеть ___ (N к 6 мес), стоять с помощью опоры______(N к 8
9 мес), ходить_____ (N к 1 году). Гуление _______ (N в 2—3 мес), лепет ___ (N в 5—6 мес), первые слова____(N к 1 году), первые фразы ___(N к 1,5—2 годам), фразовая речь______ (N к 3 годам)
Перенесенные заболевания:
до 1 года___________________________________________________________________________
после 1 года ________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы______________________________________________________________
Прерывалось ли речевое развитие _____________________________________________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения _____________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); язык, преобладающий в общении_________________
Занимался ли ребенок с логопедом, с какого возраста ____________________________________
V. Объективные данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) ________________________________________________
Состояние слуха (оториноларинголог) _________________________________________________
Состояние зрения (окулист) __________________________________________________________
Состояние интеллекта (психоневролог)_________________________________________________
Общее состояние здоровья (педиатр)___________________________________________________
VI. Разговорно-описательная беседа (цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания) | ||
Начало учебного года | Конец учебного года | |
Как тебя зовут?______________________________ Сколько тебе лет?____________________________ Где ты живешь? _____________________________ С кем ты живешь?____________________________ Как зовут маму, папу? ________________________ Есть ли у тебя брат (сестра)?___________________ Кто работает в твоей семье? А кто учится?______________________________________ С кем ты дружишь в детском саду?______________ Помогаешь ли ты взрослым дома?_______________ Что ты умеешь делать?________________________ Какая у тебя любимая сказка? О чем она? Другие сведения об окружающем мире________________________________________ Вывод:______________________________________ ________________________________________ ______________________________________ | Как тебя зовут?______________________________ Сколько тебе лет?____________________________ Где ты живешь? _____________________________ С кем ты живешь?____________________________ Как зовут маму, папу? ________________________ Есть ли у тебя брат (сестра)?___________________ Кто работает в твоей семье? А кто учится?______________________________________ С кем ты дружишь в детском саду?______________ Помогаешь ли ты взрослым дома?_______________ Что ты умеешь делать?________________________ Какая у тебя любимая сказка? О чем она? Другие сведения об окружающем мире________________________________________ Вывод:______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ |
VII. Моторная сфера | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1. Состояние общей моторики Постоять на одной ноге (попеременно)___________ Попрыгать на двух ногах_______________________ Попрыгать на одной ноге (попеременно)_________ Постоять на цыпочках_________________________ Присесть, руки в стороны______________________ 2. Состояние мелкой моторики Пальчиковые упражнения: «Коза»__ «Зайчик» __ «Колечко»_ (правая, левая рука, синхронно) «Кулак - ребро»__ «Кулак — ребро — ладонь»____________________ «Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)____ Нанизывание колечек, бусинок на тесьму ________ Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)________ 3. Мимика Нахмурить брови ____________________________ Наморщить лоб______________________________ Прищурить глаз_____________________________ Изобразить радость (печаль) __________________ Надуть щеку (щеки)__________________________ 4.Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)________________________________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ | 1. Состояние общей моторики Постоять на одной ноге (попеременно)___________ Попрыгать на двух ногах_______________________ Попрыгать на одной ноге (попеременно)_________ Постоять на цыпочках_________________________ Присесть, руки в стороны______________________ 2. Состояние мелкой моторики Пальчиковые упражнения: «Коза»__ «Зайчик» __ «Колечко»_ (правая, левая рука, синхронно) «Кулак - ребро»__ «Кулак — ребро — ладонь»____________________ «Пальчики здороваются» (соединить пальцы рук)____ Нанизывание колечек, бусинок на тесьму ________ Ведущая рука (правая, левая, амбидекстр)________ 3. Мимика Нахмурить брови ____________________________ Наморщить лоб______________________________ Прищурить глаз_____________________________ Изобразить радость (печаль) __________________ Надуть щеку (щеки)__________________________ 4.Навыки самообслуживания (умеет ли самостоятельно застегивать, расстегивать пуговицы, завязывать, развязывать шнурки и т.д.)________________________________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ |
VIII. Психические процессы | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1.Внимание (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности) 2.Память запоминание предметов (слов) __________________ добавление предмета в линейный ряд ____________ уменьшение предметов в линейном ряду_________ 3.Зрительное восприятие узнавание предметов в неполном изображении____ силуэтное изображение _______________________ восприятие цвета, оттенков____________________ восприятие формы ___________________________ 4.Пространственные представления (справа_______ , слева_____ , впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ ) 5. Временные представления части суток__________________________________ времена года ________________________________ дни недели___________________________________ 6. Мышление исключение «4-го лишнего»____________________ складывание разрезных картинок________________ 7. Математические представления прямой счет__________________________________ обратный счет________________________________ простейшие арифметические действия___________ 8. Работоспособность (снижена, достаточна) Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ | 1.Внимание (достаточно устойчивое, поверхностное, недостаточно устойчивое, быстро истощается, требует переключения на другой вид деятельности) 2.Память запоминание предметов (слов) __________________ добавление предмета в линейный ряд ____________ уменьшение предметов в линейном ряду_________ 3.Зрительное восприятие узнавание предметов в неполном изображении____ силуэтное изображение _______________________ восприятие цвета, оттенков____________________ восприятие формы ___________________________ 4.Пространственные представления (справа_______ , слева_____ , впереди____ , сзади_____ , выше____, ниже _____, дальше _____, ближе______, в центре__________ ) 5. Временные представления части суток__________________________________ времена года ________________________________ дни недели___________________________________ 6. Мышление исключение «4-го лишнего»____________________ складывание разрезных картинок________________ 7. Математические представления прямой счет__________________________________ обратный счет________________________________ простейшие арифметические действия___________ 8. Работоспособность (снижена, достаточна) Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ |
IX. Строение органов артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма)
Зубы(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
Челюсти (норма, прогения, прогнатия)
Прикус (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, ассиметрия прикуса)
Твердое нёбо(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
Мягкое небо (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
Язык (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий)
Подъязычная связка (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области)
Кончик языка(норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный)
Позиция языка в полости рта (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит па дне полости рта, при фонации в межзубном положении)
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы (достаточно подвильные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Язык(подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объем движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация — отклонение языка в сторону, не удерживает язык «лопаткой», тремор — подергивание, изменение цвета; тонус — понижен, повышен, смешанный, норма)
Саливация (норма, повышенная)
Состояние дыхательной и голосовой функций тип физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) характер голоса (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)
Выразительность речи (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая)
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XI. Фонематический слух и фонематическое восприятие | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном): да-та-та ___ ка-га-га ___ ба-па-ба ___ ко-го-го ___ то-то-до ___ бу-бу-пу_____ вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____ 2. Различение слов со сходным звуковым составом: кот — ток___ тень — день ____ том — дом ___ коза — коса ___ суп — зуб ____ рак — лак ____ бочка — почка_____ мышка — мишка ___ корка — горка_____ 3. Определение звука в ряду других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук) 4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук__________________________ 5. Выделение, ударного гласного в начале слова __________________________________________ 6. Выделение первого и последнего звука в словах кот _____ , дом _____, утка ____ 7. Придумывание слов с заданным звуком ________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ | 1. Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном): да-та-та ___ ка-га-га ___ ба-па-ба ___ ко-го-го ___ то-то-до ___ бу-бу-пу_____ вы-ви-вы ____ ма-мя-мя _____ 2. Различение слов со сходным звуковым составом: кот — ток___ тень — день ____ том — дом ___ коза — коса ___ суп — зуб ____ рак — лак ____ бочка — почка_____ мышка — мишка ___ корка — горка_____ 3. Определение звука в ряду других звуков___ (хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук) 4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук__________________________ 5. Выделение, ударного гласного в начале слова __________________________________________ 6. Выделение первого и последнего звука в словах кот _____ , дом _____, утка ____ 7. Придумывание слов с заданным звуком ________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ |
XIII. Слоговая структура слова | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало учебного года | Конец учебного года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ Повторение предложений: Милиционер стоит у светофора _________________ Экскурсовод проводит экскурсию по городу_______ Троллейбус остановился на перекрестке__________ Жираф живет в зоопарке________________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ |
Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ Повторение предложений: Милиционер стоит у светофора _________________ Экскурсовод проводит экскурсию по городу_______ Троллейбус остановился на перекрестке__________ Жираф живет в зоопарке________________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ |
XIV. Лексическая сторона речи | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1. Понимание обращенной речи 2. Знание названий предмета и его частей: стул (ножки, сиденье, спинка)___________ чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_____ машина (кабина, кузов, колеса...)_____________ 3.Употребление обобщающих слов: с 5 лет: овощи __ мебель ___ домашние животные ___ фрукты __ посуда____ дикие животные___ одежда ___ цветы ___ грибы___ обувь _____ с 6 лет: транспорт___ профессии___ ягоды __ насекомые ___ бытовые приборы __ продукты питания ___ 4. Знание названий животных, птиц и их детенышей: кошка _______________ лиса _______________ курица _________________ корова ____________ заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________ утка ___________ коза ______________ волк ________________ овца __________ лошадь _____________ 5. Кто где живет? медведь___________________ лиса ______________ белка________________ птица ___________ волк _______________ собака ________________ 6. Кто как кричит? Корова_______________ лягушка___________ утка _______________ собака___________ воробей ___________ гусь _________ 7. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова ): солнце (какое?)______________________ апельсин (какой?)__________________ лиса (какая?)_________ облака (какие?) ________________ 8. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам: веселый __________________ друг ________________________ широкий ________________ большой________________________ радоваться _____________________ злой ____________ сладкий _________________ Вывод:_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ | 1. Понимание обращенной речи 2. Знание названий предмета и его частей: стул (ножки, сиденье, спинка)___________ чайник (крышка, ручка, носик, донышко)_____ машина (кабина, кузов, колеса...)_____________ 3.Употребление обобщающих слов: с 5 лет: овощи __ мебель ___ домашние животные ___ фрукты __ посуда____ дикие животные___ одежда ___ цветы ___ грибы___ обувь _____ с 6 лет: транспорт___ профессии___ ягоды __ насекомые ___ бытовые приборы __ продукты питания ___ 4. Знание названий животных, птиц и их детенышей: кошка _______________ лиса _______________ курица _________________ корова ____________ заяц ______ гусыня _______ собака _________ медведь __________ утка ___________ коза ______________ волк ________________ овца __________ лошадь _____________ 5. Кто где живет? медведь___________________ лиса ______________ белка________________ птица ___________ волк _______________ собака ________________ 6. Кто как кричит? Корова_______________ лягушка___________ утка _______________ собака___________ воробей ___________ гусь _________ 7. Подбор прилагательных к имени существительному (2— 3 слова ): солнце (какое?)______________________ апельсин (какой?)__________________ лиса (какая?)_________ облака (какие?) ________________ 8. Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам: веселый __________________ друг ________________________ широкий ________________ большой________________________ радоваться _____________________ злой ____________ сладкий _________________ Вывод:_______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
XV. Грамматический строй речи | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1. Обследование понимания грамматических категорий (числа, рода) На какой картинке матрешка?______ На какой матрешки?______ Где мяч?______ А где мячи?____ Где бежит?_______ Где бегут?____ Где играет в мяч?________ Где играют в мяч?___ Где Женя собирал грибы?__________ Где Женя собирала грибы?____________ 2. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением. Покажи картинку: карандаши в пенале_____карандаши на пенале____ карандаши за пеналом ____карандаши перед пеналом____ 3. Преобразование имени существительного единственного числа во множественное число: дом________глаз _________ утенок_________карандаш__________ ухо________стакан_______перо ________ рукав окно ________паук_______стол _________рот 4. Употребление имен существительных в родительном падеже, множественного числа: Чего много в лесу? __________________________ Кого много в лесу? ________________________ Чего много в детском саду? 5. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: нос __________ стул __________ вишня _________ рука ______ птица _________утка _____ плечо ________ ведро _______ сумка _______ голова _____ стол ___________воробей________ 6. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе: 1 мяч 1 елка 1 яблоко 2 _______________ 2 ___________2 ________ 3 ________________3 ___________3 __________ 4________________4 ___________4 __________ 5 ________________5 ___________5____________ 7. Употребление в речи предлогов: простых__________ сложных __________ 8. Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет: чей фартук? (мама, бабушка) __________ чей дом? (Таня, кошка)__________ с 6 лет: чьи следы? (лиса, заяц)_____________ чья голова? (медведь, волк)____________ 9. Образование относительных прилагательных: каша из риса (гречки, пшена)___________________ компот из вишни (яблок, слив)__________ _______ салат из моркови (капусты, свеклы) _____________ дом из кирпича (камня, дерева) _________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ | 1. Обследование понимания грамматических категорий (числа, рода) На какой картинке матрешка?______ На какой матрешки?______ Где мяч?______ А где мячи?____ Где бежит?_______ Где бегут?____ Где играет в мяч?________ Где играют в мяч?___ Где Женя собирал грибы?__________ Где Женя собирала грибы?____________ 2. Обследование понимания предложных конструкций с пространственным значением. Покажи картинку: карандаши в пенале_____карандаши на пенале____ карандаши за пеналом ____карандаши перед пеналом____ 3. Преобразование имени существительного единственного числа во множественное число: дом________глаз _________ утенок_________карандаш__________ ухо________стакан_______перо ________ рукав окно ________паук_______стол _________рот 4. Употребление имен существительных в родительном падеже, множественного числа: Чего много в лесу? __________________________ Кого много в лесу? ________________________ Чего много в детском саду? 5. Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: нос __________ стул __________ вишня _________ рука ______ птица _________утка _____ плечо ________ ведро _______ сумка _______ голова _____ стол ___________воробей________ 6. Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе: 1 мяч 1 елка 1 яблоко 2 _______________ 2 ___________2 ________ 3 ________________3 ___________3 __________ 4________________4 ___________4 __________ 5 ________________5 ___________5____________ 7. Употребление в речи предлогов: простых__________ сложных __________ 8. Образование притяжательных прилагательных: с 5 лет: чей фартук? (мама, бабушка) __________ чей дом? (Таня, кошка)__________ с 6 лет: чьи следы? (лиса, заяц)_____________ чья голова? (медведь, волк)____________ 9. Образование относительных прилагательных: каша из риса (гречки, пшена)___________________ компот из вишни (яблок, слив)__________ _______ салат из моркови (капусты, свеклы) _____________ дом из кирпича (камня, дерева) _________________ Вывод: _____________________________________ ____________________________________________ _____________________________________________ |
XVI. Фразовая речь | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами_______ ____________________________________________ по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности: на, Саша, лыжах, катается____________________ клетки, чиж, из, вылетел______________________ по картинкам_________________________________ Вывод:______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ | Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами_______ ____________________________________________ по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности: на, Саша, лыжах, катается____________________ клетки, чиж, из, вылетел______________________ по картинкам_________________________________ Вывод:______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
XVII. Связная речь | |
Начало учебного года | Конец учебного года |
1 Составление рассказа по картине 2.Составление рассказа по серии картин 3. Пересказ Вывод:______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ | 1 Составление рассказа по картине 2.Составление рассказа по серии картин 3. Пересказ Вывод:______________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ |
Дата | Логопедическое заключение | Дата | Логопедическое заключение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...