Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"
материал по развитию речи (старшая группа)
Отчет по самообразованию на тему: "Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_posredstvom_skazkoterapii.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №90»
Отчет по самообразованию на тему: «Развитие речи дошкольников посредством сказкотерапии»
Подготовила воспитатель:
Бурыкина Н.В.
Саранск
2019
Само слово СКАЗКА – это устное, художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т. к. от уровня овладения устной связной речью зависит успешность обучения детей в школе.
Трудно отрицать роль сказок в формировании языковой культуры. Потому как при воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие монологической и диалогической речи. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.
Что же такое сказкотерапия?
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия). Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия - в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.
Работая с детьми по речевому развитию с помощью сказкотерапии, я поставила перед собой следующие цели и задачи:
Цель:
Содействие развитию речи детей, обогащение словаря, развитие образного строя и навыков связной речи через сказку.
Задачи:
• Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
• Развитие диалогической и монологической речи.
• Эффективность игровой мотивации детской речи. Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
• Сотрудничество педагога с детьми и друг с другом.
Работа по развитию речи посредством сказкотерапии ведётся мною по следующим направлениям:
дидактические игры;
театрализация сказок;
показ, инсценировка;
1.Дидактические игры:
За время работы я изготовила (приобрела) немало дидактических игр на тему «Сказки», в которые с удовольствием играют дети.
Общая цель всех игр: закреплять название сказок, их содержание, героев, развивать речь детей.
2.Театрализация сказок:
В течение года была создана картотека театрализованных игр с элементами сказкотерапии. В театрализации сказок своей задачей я ставлю обучение пересказу методом проигрывания. Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они находят в театре. Поэтому соединение театра и сказки гармонично и оправдано. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному и интеллектуальному развитию. Манипулирование куклами развивает общую и мелкую моторику. Инсценировки сказок с помощью театрализации включают в себя:
• чтение или выразительное рассказывание сказки;
• беседа по содержанию;
• показ воспитателем настольного театра;
• инсценировка сказки детьми.
Были проведены: театрализованное представление «Путешествие в Страну сказок», физкультурный досуг «В гостях у сказки».
3.Показ, инсценировка
Инсценировка сказок помогает обучиться пересказу, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями. Инсценировали короткие или сокращенные по содержанию произведения: «Курочка Ряба», «Кисонька Мурысенька», «Жили у бабуси…», «Репка», «Кошкин дом» и другие.
На протяжении учебного года периодически проводилась творческая мастерская «Куклотерапия» (при непосредственном участии родителей), где мы пополняли уголок театрализации новыми атрибутами.
В свободной деятельности с детьми проводились разные виды игр:
Имитации упражнений: «Изобрази героя сказки», «Пройди мишкой, проползи мышкой»,»Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?», «Волшебные ворота».
Пальчиковые игры: «Идёт коза рогатая», «Сорока», «Зайка», «Кот на печку пошел», «Есть у каждого свой дом»
Подвижные игры с сюжетом: «Лохматый пес», «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Совушка сова – большая голова», «Курочка хохлатка», «Наседка и цыплята» и другие.
Театрализованные игры: «Плачет киска…», «Медвежата», «Старичок Лесовичок», «Зеркало».
С детьми были проведены викторины: «Что за прелесть эти сказки!», «Сказки – наши друзья».
Также большая работа проведена с родителями:
Консультация для родителей «Влияние сказкотерапии на детей дошкольного возраста», полезные советы и рекомендации «Сказкотерапия в семье», анкетирование «Сказка в жизни ребенка, оформление выставки:
«Портрет сказочного героя».
Родители принимали непосредственное участие в изготовлении атрибутов для театрального уголка.
Работа по сказкотерапии, проведенная в этом учебном году с детьми второй младшей группы, значительно улучшила диалогическую речь детей, позволила раскрыться более застенчивым детям, способствовала развитию у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".
Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...
Опыт работы. Тема "Формирование коммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии"
Опыт работы.Тема: «Формированиекоммуникативных навыков дошкольников посредством сказкотерапии»Актуальность:Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореал...
Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"
Отчет по самообразованию "Развитие речи дошкольников посредством использования ИКТ технологий"...
Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии
Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно....
Обобщение педагогического опыта "Развитие речи детей посредством сказкотерапии"
В данной работе я делюсь с педагогами опытом работы по методике сказкотерапии. Рассказала, что такое сказкотерапия,в чем заключается актуальность данной темы, о задачах скаазкотерапии. Познакомила кол...
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии.Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей....
Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством сказкотерапии
развитие эмоциональной сферы дошкольников...