Развитие связной речи и личности дошкольника посредством сказкотерапии
консультация

Колесникова Людмила Владиславовна

Целью данной консультации является применение метода сказкотерапии педагогом в ролевых играх дошкольников, где дети учатся говорить грамматически правильно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка - детский сад№50"

Левобережного района города Воронеж

"Развитие связной речи  и личности дошкольника

посредством сказкотерапии"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

                                Подготовила:

воспитатель ВКК Колесникова Л.В.

   Дошкольный возраст уникальный период   для приобретения свойств личности. В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность,  способность к творчеству.

   Дети, часто испытывающие отрицательные эмоции, стремятся к более узкому кругу общения, в отличие от сверстников, склонных к положительным переживаниям. Именно в дошкольном возрасте закладывается модель свойств личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном гармоничном развитии  ребенка.

    Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника. Поэтому  метод сказкотерапии представляется перспективным, благоприятствующим становлению ребенка как личности, предствляющей  собой системность его качеств, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы.

    Центральный момент сказкотерапии - добровольность участия детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом - рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях.

    С учетом индивидуальных особенностей детей следует начинать сказкотерапию с теми, кто быстрее откликается на приглашение взрослого. До проведения сказкотерапии дети  знакомятся со сказкой, ведь при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующей внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении эмоциональное состояние персонажа.

   При проведении сказкотерапии большое внимание уделяется двигательной активности. Усталость после многократного выполнения движений в этюдах приводит  к непроизвольному расслаблению организма, снятию эмоционального напряжения. Лишь небольшую часть времени малыши располагаются на стульчиках: при рассказывании  сказки взрослым, фантазировании по музыкальной композиции, роли зрителей в игре- драматизации по отдельным эпизодам сказки.

   Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности  и речи ребенка.

   В играх поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, взрослый должен расспросить детей о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно. Если ребенку трудно сформулировать связное сообщение по памяти, ему предлагается посмотреть видеозапись отдельных игр сказкотерапии.

    Участие  в играх дошкольников с разными чертами характера, уровнем развития связной речи динамизирует ход сказкотерапии. Дети способны составить связное, цельное и грамматически правильное оформленное сообщение, а также умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике, ритме. Они не только увлекают других собственных артистизмом, но и вместе со взрослыми оказывают помощь сверстниками, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма, наиболее подходящих эмоциональному состоянию сказочного героя в конкретной проблемной ситуации.

   В последствии применения  сказкотерапии следует обращать внимание на поведенческие реакции, эмоции дошкольников. Замкнутым малышам целесообразно распределять роли героев с сильными чертами характера (смелая Даша, добрый молодец-защитник и т.д.). Дети, склонные к упрямству, капризам, ябедничеству, в сказкотерапии  в этюдах изображают отрицательные черты характера, составляю комментарии, истории о таких персонажах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии...

Педагогический проект Развитие связной речи у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр

    Овладение нормами и правилами родного языка - одна из основныx задач развития ребенка в дошкольном возрасте. Дошкольное детство является сенситивным периодом к усвоению речи. В со...

Перспективное планирование по самообразованию в старшей группе. Тема: «Развитие связной речи и личности ребенка в сказкотерапии».

Известно, что детские истории не были придуманы в одно время. Они сочинялись народами и передавались из поколения в поколение на протяжении многих лет. До наших дней дошли те истории, которые действит...

Статья "Развитие связной речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Материал о том, как влияет театрализованная деятельность влияет на речь детей...

План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

План самообразования на тему: «Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»....

Отчет самообразования на тему:«Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры».

Отчет самообразования на тему:«Развитие связной речи у средних дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»....