Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством сказкотерапии
статья

Юрченко Наталья Сергеевна

развитие эмоциональной сферы дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством сказкотерапии

Юрченко Н.С., педагог-психолог МДОУ № 15, г. Железногорск

Темп современной жизни зачастую приводит к тому, что многие современные дети испытывают трудности в развитии эмоциональной сферы. Прежде всего, это выражается в том, что у ребенка недостаточно развит эмоциональный интеллект. Ребенок не всегда способен распознать ту или иную эмоцию не только у окружающих его людей , но и у себя.

В практике часто приходится сталкиваться, к сожалению, с ситуациями, когда ребенок не может справиться с собственными эмоциями. Мало того, он не всегда понимает, что чувствует. На фоне этого в детском коллективе зачастую возникают конфликтные ситуации. Главная задача в таких случаях помочь ребенку понять, что это за эмоция, откуда она взялась и что же с ней делать, научить его направлять и выражать свои чувства и эмоции в правильном русле. Конечно, порой не всем взрослым под силу контролировать свои эмоции, но именно поэтому важно с самого детства познакомить ребенка со всем их спектром, научить принимать их и «дружить» с ними.

И здесь одним из методов работы с детьми является сказкотерапия. Все дети верят в чудеса, а сказка как никто другой поможет нам открыть двери в волшебный мир. Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [1].

Сказка знакома всем с самого детства, она несет в себе то тепло, спокойствие и поддержку, которые ассоциируется с семьей. Поэтому дети всегда встречают ее с радостью, не выставляя защитных механизмов. Она позволяет с первых минут настроить ребенка на доброжелательное общение. Сказка позволяет ребенку «прожить» различные роли героев, использовать различные формы поведения. Ребенок с легкостью включается в процесс. Очень интересно наблюдать как быстро дети «вживаются» в сюжет и самостоятельно продолжают его развивать. Именно в такие моменты можно почерпнуть немало полезной диагностической информации. У некоторых детей есть сказки, которые вызывают особый интерес, и они готовы слушать ее снова и снова, что может сигнализировать нам о том, что мировоззрение героя близко и понятно ребенку и здесь мы можем помочь ему через героя справиться с определенными трудностями. Сказкотерапия позволит ему лучше узнать самого себя, узнать, что у него получается, а также выявить слабые стороны и с помощью сказки справиться с ними.

Одним из преимуществ сказкотерапии является то, что она может быть использована в работе с детьми различного возраста. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение его мир переворачивается с ног на голову, так как ребенок погружается в незнакомую ему обстановку, включается в абсолютно незнакомый коллектив, где еще и необходимо соблюдать ряд требований и режимных моментов. Поэтому во время адаптации ребенка к дошкольному учреждению сказка является тем самым мостиком между семьей и детским садом. В данном случае сказкотерапия носит скорее профилактический характер, а в более старшем возрасте с помощью сказок мы имеем возможность выполнять не только профилактическую, но и диагностическую и коррекционную работу.

Вы, наверное, замечали, что стоит только обычный предмет назвать «волшебным», как он приобретает для нашего восприятия (неважно, детского или взрослого) другое значение. Бессознательно мы начинаем относиться к нему, если не с восторгом, то с уважением. Многие педагоги рассказывали, что стоит только ручку или карандаш назвать «волшебным», рассказать о них маленькую сказочную историю, как у ребенка появляется интерес в глазах и желание воспользоваться этим предметом. Часто для того, чтобы ребенок выпил лекарство, врачи и родители называют его «волшебным» и «выздоровительным» [2] – так описывает чудодейственную силу сказкотерапии Пономарева В.И.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет несколько видов сказок:

1. Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории:

- народные сказки – к ним относятся мифы, так как они являются наиболее древними народными сказками, древнейшей основой мифов и сказок есть единство человека и природы;

- авторские сказки – художественные сказки, которые более трепетны, образны, чем народные;

2. Дидактические сказки – создаются педагогами для «упаковки» учебного материала, они раскрывают смысл и важность определенных знаний;

3. Психокоррекционные сказки – создаются для  мягкого воздействия на поведение ребенка;

4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, они создаются в процессе поиска смысла происходящего и проблемных ситуаций.

5. Медиативные сказки – создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений [1].

Основные принципы построения сценария сказкотерапии:

- доступность;

- постепенное усложнение игрового сюжета;

- наглядность игрового материала;

- учет индивидуальных психологических особенностей, возможностей детей конкретного возраста с тенденцией к некоторому опережению, то есть с перспективой зоны их развития (по Л.С. Выготскому).

Дидактические сказки зачастую помогают нам в развитии познавательных процессов, волевых качеств. Психокоррекционные и психотерапевтические сказки чаще используются при работе с тревожностью, агрессией, застенчивостью, детскими страхами. Сказкотерапию также можно применять при трудностях в общении, внутренних переживаниях, возрастных трудностях.

На начальном этапе мы знакомимся со сказкой. Важно расположить детей, не всегда все дети сразу вступают в игру, есть те, кто держится в стороне, поэтому важно раскрепостить таких детей, чтобы у них появилось желание отправиться вместе со всеми в сказочный мир.

Во время работы используются различные приемы:

1. Анализ сказки и изменение сюжетной линии: обсуждение основного смысла сказочного сюжета, правильных и неправильных поступков, предлагается представить, как бы поступил герой если бы ситуация сложилась немного иначе, продумать несколько вариантов выхода из трудностей, придумать сказке другой конец. Изменение сюжетной линии является важным диагностическим материалом, в котором, как правило, ребенок сам выбирает вариант развития событий близкий его эмоциональному состоянию. Меняя конец сказки, у ребенка появляется возможность освободиться от своего внутреннего напряжения самостоятельно переборов трудность.

2. Сочинение сказок позволяет развивать воображение ребенка. Можно попросить ребенка рассказать сказку от лица разных героев, чтобы он смог взглянуть на ситуацию с разных сторон или усложнить задачу и попробовать разыграть некоторые моменты, где ребенок будет в главной роли.

3. Проигрывание сказок с помощью игрушек и кукол. Это позволяет застенчивому ребенку проиграть сюжет как бы со стороны. Работая с игрушкой, ребенок корректирует свои движения и проявляет те эмоции, которые он не может позволить себе проявить, по каким-либо причинам в реальной жизни.

4. Театрализованная постановка сказки позволяет справиться с робостью, застенчивостью и неуверенностью в себе. Слушать сказку – это  одно, но вот когда сказка, благодаря тебе, начинает оживать, вот это и есть то самое чудо. Театрализация позволяет развивать не только фантазию и воображение, но и речь, расширяет словарный запас, что в свою очередь способствует развитию коммуникативных навыков. Она позволяет ребенку проиграть различные роли, тем самым формируя у него свое собственное отношение к добру и злу.

Особенно эффективна сказкотерапия в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. В ходе занятий дети развивают личностные качества, волевые процессы, улучшают произношение, развивают образную речь и мимику, отрабатывают навыки коллективного взаимодействия , что улучшает их самооценку и повышает адаптацию в социуме. Ведь для них это является важным условием эмоционального благополучия. Те, кто уделяет основное значение эмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Взрослым бы очень понравилось такое положение дел: отыграл все эти ужасы там и возвращайся к нам «чистеньким». Конечно, все не так просто. Но назвать сказку испытательной площадкой для трудных эмоций мы, пожалуй, можем, как можем и назвать ее базовым руководством для превращения пугающих и запретных эмоций в приятные [3].

Стоит отметить, что сказкотерапию можно использовать и в повседневной жизни, решая совместно с ребенком ряд бытовых проблем. Овладеть методикой не так сложно, вместе с этим родителю откроется интересный мир совместного творчества с ребенком. Это полезно не только для ребенка, но и для самого взрослого, сказка позволит наладить отношения, понять, что его действительно беспокоит ребенка в данный момент. Ведь именно  сказка поможет нам самим вернуться в детство и как никогда стать ближе к внутреннему миру ребенка. Можно сказать, что ребенка сказка тянет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство. Так и тянется она ниточкой, сшивая порванные края… [3]

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с.

2. Пономарева В.И. Там на неведомых дорожках… Из практики сказкотерапии. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. – 244 с.

3. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, а еще Лунные дорожки, или Приключения принца Эно. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 146 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Этот материал содержит опыт работы по разделу "Слушание " музыкального воспитания в ДОУ....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятия музыки

Введение1 Научно-теоретические основы развития эмоций у дошкольников1.1 Проблема развития эмоций в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов1.2 Особенности развития эмоциональной...

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Все чаще в наши дни встречаются соматически ослабленные дети. У таких детей могут развиваться различные психологические проблемы, «комплексы», неуверенность в себе, что может привести к социальной дез...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы.

Теоретическое обоснование важности роли художественной литературы в эмоциональном развитии дошкольников....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством восприятии музыки

Материал будет интересен музыкальным руководителям.Одним из средств воспитания нравственной личности является музыка.  Одна из основных задач музыкального воспитания в детском саду – это ввести...