Использование игровых технологий в развитии словаря детей с ОВЗ
консультация по развитию речи (старшая группа)
Данная консультация содержит в себе разнообразные игровые технологии, которые помогут воспитателям в развитии словаря у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_razvitii_slovarya_u_detey_s_ovz.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в развитии словаря детей с ОВЗ
«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Актуальность. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном образовании, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Значение формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важнейших задач развития речи.
Особенность словаря дошкольника - это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека.
Задачи словарной работы:
Принято выделять четыре основные задачи:
1. Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а так же новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе.
2. Закрепление и уточнение словаря.
3. Активизация словаря.
4. Устранение из речи детей нелитературных слов.
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии, используемые в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря, развития психических функций.
Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «формирование словаря у детей через дидактические игры» можно сделать вывод, о том, что дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря детей. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей, эффективной работы воспитателя с данным ребёнком.
Дидактические игры – это обучающие игры, включающие в себя: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Цель: формирование словаря детей.
Задачи:
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие воображения, фантазии, творческих способностей, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Обучающие: уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия.
Для детей с ОВЗ проблема накопления словаря очень актуальна, поэтому в своей работе я постоянно использую традиционные и нетрадиционные игры:
1. «Развитие ассоциаций» - активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия жилища животных, насекомых и птиц, существительных в форме Д.п. ед. числа (Молоко (кому?) кошке, кость – собаке.)
Воспитатель дает детям следующую инструкцию: «Я буду показывать картинку, а вы должны положить её на нужную карточку».
2. «Назови, одним словом» – активизировать в речи слова, обозначающие обобщающие понятия «фрукты», «овощи», «игрушки», «птицы» и т.д.
Детям предлагаются картинки с набором предметов, и дается задание: «Назови одним словом, предметы, нарисованные на картинках».
3. «Кто где живёт?» – расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять употребление имён существительных, обозначающих названия жилища животных, птиц и насекомых в форме единственного числа предложного падежа.
1 вариант
Детям предлагаются карточки с изображением различных животных (6 изображений) и отдельные картинки с изображением жилищ. Дается задание: «Надо помочь животным найти их домики и правильно расположить на карточке».
4. «Кто где живет?» - расширять и активизировать словарь по теме. Закреплять навык употребления существительных в форме П. п. ед.ч.
2 вариант (пазлы).
Детям предлагаются круги с изображением место обитания (пустыня, Антарктида, лес, река и т.д.). Дается задание: «Подберите животных, которые живут в лесу, пустыне и т.д.».
5. «Что из чего сделано?» (пазлы) – расширять словарный запас, формировать навыки словообразования относительных прилагательных.
Детям предлагаются круги с изображением различного материала (дерево, кожа, металл, золото, пшеница, шерсть и т.д.)
Даётся задание: «Подберите картинки с изображением того, что сделано из шерсти, дерева и т.д.» и подбери слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? ( Кофта из шерсти – шерстяная, носки шерстяные, шарф шерстяной).
6. «Большой – маленький» – формировать навык образования имён существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Детям даются карточки с изображением большого и маленького предмета, и предлагается назвать то, что они видят на карточке.
7. «Волшебная посуда» – учить детей классифицировать посуду и развивать навыки словообразования: образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
1 вариант: детям предлагается назвать предметы, которые изображены на картинках (хлеб, сахар, конфеты и т.д.). Затем задаются вопросы, где хранятся эти предметы. (Сахар – в сахарнице, сухарь – в сухарнице, конфеты – в конфетнице и т.д.).
2 вариант: детям предлагается назвать изображенную посуду и расселить в вагончик на нужное место.
8. «Плоды и листья» – активизировать в речи слова, обозначающие названия деревьев, листьев и плодов, развивать навыки словообразования относительных прилагательных при помощи продуктивным суффиксов -ов, -ев.
Детям предлагаются картинки с изображением различных деревьев и их плодов и листьев. Дается задание: «Назови дерево. Подбери картинки с изображением листьев и плодов. Скажи, какой лист? (Это берёза. Это лист берёзы, это берёзовый лист.)
9. «Деревья наших лесов» – формировать навык образования относительных прилагательных.
Детям предлагают карточки с изображением деревьев, плодов и листьев. Дается задание: «Назовите, как называется дерево, плоды и листья»
10. «Поваренок» – закреплять в речи существительные, обозначающие названия круп (гречка, овёс, рис, пшено и т.д.), расширять словарный запас за счёт относительных прилагательных, образованных при помощи продуктивных суффиксов -ов-, -ев-, -н.
Ребенку предлагается картинка с изображением кастрюли и пакетики с различной крупой и макаронными изделиями.
Задание: что это? (Это рис.) Положи в кастрюлю пакетик с крупой и скажи, как называется каша из риса, пшена, гречки и т.д. Как называется суп из гороха, риса и т.д.
11. «Во саду ли, в огороде» – закреплять и дифференцировать обобщающие понятия, развивать навыки словоизменения и словообразования.
Ребенку предлагается круг с изображением контуров овощей и фруктов, прищепки.
1 вариант. Предлагаются картинки с изображением огорода и сада.
Задание: обозначь на круге прищепкой, то, что растет в огороде (в саду). Как назовём эти предметы, одним словом. Где растут овощи (фрукты)?
2 вариант. Предлагаются цветные квадраты. Задание: подбери по цвету овощи (фрукты). Скажи какой, какая, какое? (Яблоко красное, лимон жёлтый и т.д.)
3 вариант. Предлагается картинка с изображением маленького и большого домика. Задание: назови ласково фрукт (овощ). (Яблоко – яблочко, лимон – лимончик и т. д.)
12. «Подбери и назови» – расширять словарный запас (названия одежды, классификация одежды по сезону (зимняя, осенняя, летняя, весенняя), по принадлежности (взрослая, детская, женская, мужская), упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ребенку предлагаются круги с изображением одежды, прищепки. Задание: посмотри на картинку, определи время года и обозначь одежду, которую носят осенью (зимой, весной, летом).
13. «Ателье» – активизировать в речи существительные, обозначающие виды ткани и расширять словарный запас за счёт навыков словообразования (образования относительных прилагательных.)
Ребенку предлагаются круги с изображением контуров одежды, образцы тканей, прищепки. Задание: назови ткань, приложи кусочек ткани и скажи, свитер из шерсти какой? Юбка, какая? И т.д.
14. «С какой ветки детки?» - развивать словарный запас, формировать навыки словообразования (относительные прилагательные) и словоизменения (употребление существительных в форме Р. п. ед.ч. с предлогом С).
Детям предлагается большая карточка с изображением деревьев, в центре - плоды и листья, соединённые с деревом лабиринтом. Задание: определи, с какой ветки упал лист (плод) и как называется этот лист (плод). Этот лист упал с берёзы. Это берёзовый лист. Этот жёлудь и лист упал с дуба. Это дубовый лист.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлеченные игрою, не заметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.
Применение игровой технологии даёт возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..
Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей. . Согласно,...
Использование игровых технологий в развитии речи детей
В настоящее время в дошкольном образовании для развития речи детей широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников....
Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
данный материал будет полезен педагогам...
"Использование игровых технологий в развитии речи детей".
материал для родителей...
Публикация «Использование игровых технологий в развитии речи детей».
Тема: «Использование игровых технологий в развитии речи детей»В современной педагогике и психологии была и остаётся главной проблема развития речи у детей дошкольного возраста....
Мастер-класс "Использование игровых технологий в развитии речи детей"
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы.Задачи: Познакомить педаг...