Мастер-класс для педагогов «Использование игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста»
презентация по логопедии
данный материал будет полезен педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_igrovye_tehnologii_v_razvitii_rechi_detey.pptx | 632.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер – класса: 1.Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий по развитию речи в работе с детьми . 2. Пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей. Задачи: - Познакомить педагогов с эффективными методами и приемами использования игровых технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Дошкольный возраст – это период, когда все усилия надо направлять на устранение различных речевых нарушений, которые препятствуют полноценному развитию малыша. А так, как в последние годы наблюдается тенденция к увеличению количества детей имеющих речевые нарушения , то невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в общем развитии ребенка. Поэтому очень важно как можно раньше начинать работу по развитию речи и коррекции уже имеющихся речевых нарушений. А чтобы работа по развитию речи не была скучной и однообразной , не утомляла детей, педагогу необходимо освоить такие технологии, которые будут в ненавязчивой форме и не принуждая к чему-либо, способствовать полноценному речевому развитию дошкольников. Такой технологией является игровая деятельность. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку. Я хочу предложить вашему вниманию некоторые виды игровых технологий, которые способствуют активизации речевого развития детей как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное от занятий время.
1.Технология развития артикуляционной моторики . Это прежде всего такие игры, которые будут способствовать развитию подвижности органов артикуляции. ( для всех возрастов ) Артикуляционная сказка «В гости к дедушке с бабушкой» ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки), С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки). БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ - В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами). ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком). С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами). ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух). И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). ДУЕМ НА БЛИНЧИК - НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы). БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу). Варианты сказок : «Сказка о веселом язычке», «Трудолюбивая божья коровка» и др.
2. Технология развития мелкой моторики. – «Пальчиковые игры» ( Эти игры развивают мозг, мелкую моторику, стимулируют речевые центры, развивают воображение ). Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные - это : пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без; самомассаж (поглаживание, разминание); игры-конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.; кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней; игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; игры на развитие тактильных ощущений «гладкое – шершавое», «чудесный мешочек» и т. д. Нетрадиционные: самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; пальчиковые игры с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой. Можно использовать макароны (нанизывать на нитку, как бусы), крупу и пуговицы для сортировки, бельевые прищепки (не очень тугие), ленты и нитки для сматывания, прием рисования крупой, различными семечками, пуговицами, камешками, выкладывание изображений палочками и спичками и др. Орехи и шишки можно также использовать для самомассажа рук. Эти несложные приемы будут интересны ребенку и смогут его надолго увлечь. Предлагаю немного поиграть!
1.Игра с мячиками: Для этого мы используем массажные колючие мячики. ( Можно катать по ладошке, столу, коврику ): Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой) Назад, вперёд его гоняю. Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь) И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик). Колобок я разожму и другой рукой начну. Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем то же другой рукой). 2.Пальчиковая игра «Сапожки» Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. Пальчики в сапожках шагают по дорожке, Раз, два, три, четыре, пять, очень весело гулять. 3.Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик, Быть послушным научу. Между пальцами зажат, Карандаш ужасно рад, Вы его качайте, братцы, Очень любит он качаться.
3. Игровая технология - речевые игры с движением, на основе фольклора (с раннего возраста). Потешки , прибаутки задают весёлое настроение, развивают речь детей, звукопроизношение. А, если ещё добавить к словам прибаутки движение, то дети с удовольствием включаются в игру. 1. Идёт лисичка по мосту, (ходьба на месте) Несёт вязанку хворосту. (показываем, что за плечами вязанка) - Зачем ей хворост? (пожимаем плечами) - Печь топить. (изображаем, как кладём в печь) - Зачем ей печь? (пожимаем плечами) - Обед варить. (помешиваем в кастрюле кашу) - Зачем обед? (пожимаем плечами) - Гостей кормить. (руки перед собой, как будто что-то подаём) - А гости кто? (пожимаем плечами) - Медведь с женой, (показываем движением , переваливаясь с боку на бок) - Да ёж, да кот, (показываем иголки и ушки) - да мы с тобой. (показываем на гостей и на себя)
4. Технология развития лексико-грамматических компонентов и связной речи. К этой технологии относятся словесные игры , направленные на обогащение словаря и на развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. 1.Игра «Кузовок» - Игровые правила. В кузовок можно «класть» только те слова, которые оканчиваются на - ок ; назвавший слово, передает кузовок другому ребенку. 2.Игра «Укрась слово» - Задание: к предмету на картинке подобрать как можно больше прилагательных. (снежинка, елка, кошка, клубника, солнце) 3.Игра «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) - Задание : подобрать к определению слово-предмет. 4. «Кто что делает?» - Задание: подобрать слова-действия. 5. «От норы до горы» - З адание: Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах. 6. «Каждый знает» - Задание : Повторить начало фразы и добавлять новое слово. 7. «Вот так магазин» - Задание: Перечислите товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями. 8. «Забавные превращения» - Задание: Назовите, в кого превратится человек, если окажется: В театре –, в школе и т.д 9. «Шагай-ка - называй-ка» - Задание: На каждый шаг называть слова. Я знаю молочные продукты…, Я знаю перелетных птиц… и т.д. И др. игры…
Игры, направленные на развитие связной речи: Зачем существуют слова? Чтобы помогать людям выражать свои мысли. Слова сами по себе не могут выразить законченную мысль. Для этого нужно составить предложение. 1.Игра «Все слова на одну букву» Задание: играющим необходимо придумать предложение или фразу, в которой все слова будут начинаться на одну букву ( фразы могут быть смешными ). Например: Света съела сливу. Яша ябеда. 2.Игра « Объяснялки » - Задание: найти и подробно описать сходные черты двух различных предметов (объектов). Например: половник и отвертка – металлические предметы. С помощью половника и отвертки мы достаем что-то (жидкость из кастрюли, шуруп из стены). У половника и у отвертки есть ручка. Шкаф и холодильник. Вата и облако. Мука и песок. Кран и жираф. Снеговик и пирамидка. 3. Игра «Расскажи сказку по-другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Образец : Сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т.п. таким образом, рассказываем сказку до конца. Задания участникам мастер-класса: Рассказать сказку «Теремок» от лица Теремка Сказку «Под грибом» от лица Муравья.
метод Синквейна Использование метода « Синквейн » позволяет решить сразу несколько важнейших задач: -придает лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; -закрепляет знания о частях речи, о предложении; -значительно активизирует словарный запас; -совершенствует навык использования в речи синонимов; -активизирует мыслительную деятельность; -совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; -стимулирует развитие творческого потенциала; -используется для закрепления изученной темы; -является игровым приемом. Слово « Синквейн » происходит от французского слова « cinq »-пять. Это не рифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие: 1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.); 2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства. слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детьми и обязательно показывать образец. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить желаемый результат. Когда же начинать знакомство с этим приемом? (С детьми старшего дошкольного возраста )
Дождь Грибной, летний. Льет, капает, стучит. Мне нравится летний дождь. Лужи. Примеры синквейна : Предлагаю вам разделиться на 3 команды и попробовать составить Синквейн со словами: Ветер, Радуга, Ель
Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание! Наш мастер-класс окончен . Если у вас возникли вопросы, я с радостью на них отвечу. Рефлексия Я прошу Вас поделиться со мной вашими впечатлениями от нашей встречи. У вас на столах лежат цветные полоски, прошу каждого участника взять по одной и прикрепить их на магнитную доску. Там, где нарисован портфель - будете применять. Там, где мясорубка – обдумать, а там, где мусорная корзина – не пригодится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Мастер-класс для воспитателей по работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи.Подробное описание для чего нужны пальчиковые игры,иры с клавесами,кинезеологические упражнения,орто-палы,с приве...
Мастер-класс для воспитателей на тему: "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста".
Проблема речевого развития дошкольников очень актуальна, так как дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не ум...
Мастер-класс на тему: «Современные игровые технологии в развитие речи детей дошкольного возраста».»
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционных п...
Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Данный материал будет полезен педагогам дошкольных образовательных учреждений. Он поможет ознакомлению педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста...
Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в развитии речи детей дошкольного возраста"
Целью мастер-класса является повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей дошкольного возраста через использование современных, традиционных и нетрадиционны...
Мастер-класс педагогов «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...