Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи по теме

Ломова Елена Анатольевна

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста»

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности и  предметного мира.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.

Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. В связи с этим формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.

В дошкольной  ᴨедагогике  сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно - ᴨечатные, словесные.

Так же принято выделять четыре основные задачи по формированию словарного запаса детей:

1 задача:  Обогащение словаря  (т.е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнку  

слов. Обогащение словаря идёт за счёт общеупотребительной лексики:  

названия предметов, признаков, качеств).

2 задача:  Уточнение словаря (т.е. наполнение содержанием слов, известных  

детям, усвоение многозначности, словами-синонимами, словами- антонимами).

3 задача:   Активизация словаря (т.е. перенесение как можно больше слов из  

пассивного словаря в активный, включение этих слов в предложения и

словосочетания).

4 задача:   Устранение нелитературных слов  (т.е. перевод их в пассивный  

словарь).

В старшем  дошкольном возрасте  необходимо расширять запас слов за счёт:

1. названий предметов, качеств, действий;

2. активизации словаря;

3. употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении  

    признаков и качеств предметов;

4. формирования умения подбирать слова с противоположным значением  

    (сильный - слабый, быстрый - медленный, стоять - бежать),

5. формирования умения подбирать слова со сходным значением (весёлый –

    радостный, прыгать - скакать и др.);

6. использование слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло,  

    пластмасса и др.);

7. осмысливания образных выражений в загадках, объяснения смысла поговорок.

8. формирования умения подбирать разные по значению, но одинаково звучащие  

    слова (коса- это и причёска и орудие труда; шляпка – грибная и головной убор и  т.д).

           В современном мире очень активно развивается технический прогресс. В связи с этим использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития.   В своей практике я широко использую  игры и игровые упражнения , разработанные на основе медиатехнологий.

Применение интерактивных игр очень интересно дошкольникам.

          Преимущество таких игр в том, что они способствуют всестороннему развитию творческой личности ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление, познавательная мотивация, произвольная память и внимание, умение построить план действий и выполнить задание.  Красочность и динамичность компьютерных программ, музыкальное оформление, общая атмосфера доброжелательности позволяет привлечь внимание детей.  

Использование интерактивной доски  предполагает:

  1. Наличие феномена удивления (редкое явление)
  2. Раскрепощение детей  (снятие напряжения)
  3. Вариативность (выбор действий)
  4. Интерактивность (взаимодействие между объектами)

Предлагаю вашему вниманию  примеры нескольких интерактивных игр  по ознакомлению с окружающим  и формированию словаря старших дошкольников.

Первая игра называется «Переезжаем на новую квартиру». Цель игры состоит в том, что бы научить детей различать предметы, сходные по назначению и похожие внешне, уточнить их названия и активизировать в речи детей соответствующий словарь. В ходе игры детям предлагается рассортировать предметы по коробкам (в зелёную коробку сложить посуду, а в голубую вещи: одежду и обувь), попросить детей быть внимательными и не путать внешне похожие предметы (платье-сарафан и т. д.). 

ActivInspire - Studio

 Цель следующей игры заключается в том, чтобы научить детей различать тёплые и холодные цвета и их оттенки, закрепить обобщающие слова: тёплые, холодные, закрепить в активном словаре их названия и упражнять в употреблении этих слов.  Детям нужно составит два букета: один с цветами холодных цветов и оттенков, другой букет с цветками тёплых.

ActivInspire - Studio

            Занятия с детьми с использованием интерактивных дидактических игр помогают ребёнку испытывать радость познания, открывать новое.

Старший воспитатель: Ломова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей культуры поведения

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности  в формировании у детей старшего дошкольного возраста общей кул...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема: «Использование театрально игровой деятельности    в формировании у детей старшего дошкольного возраста   общей культуры поведения...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

методическая разработка:"конспект НОД по ФЭМП с использованием игровых технологий в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста. "

Математика -это мир познавательного приключения, где есть чудеса, волшебстов и много неизведанных математических простор.Данный материал прошёл успешный этап освоения и закрепления  дошколятами...

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей старшего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития дете...

Консультация для педагогов "Использование игровых технологий в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста".

Грамота-довольно сложный предмет для дошкольников.На помощь приходят игровые технологии....

"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...