Словесные игры
статья по развитию речи
Статья о пользе словесных игр для детей дошкольного возраста. Примеры словесных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные игры
«Люди никогда не проявляли
большего таланта,
чем в изобретении игры»
Готфрид В. Лейбниц
В своей педагогической деятельности, на мою просьбу «побольше общаться с ребёнком дома», я слышала в ответ: «А зачем с ним (подразумевая своего малыша) разговаривать? Он же всё равно ничего не понимает, он же ещё маленький.» « И о чём можно с ребёнком разговаривать?»
И вот сегодня я предлагаю Вам поговорить о словесных играх. Играх, которые не займут много времени или много подготовки. В эти игры можно играть где угодно: в дороге, во время купания, в ожидании очереди и даже на кухне, когда Вы готовите, и ребёнок крутится около Вас. Словесные игры помогут, если затрудняетесь выбрать тему разговора с малышом.
В давние времена, когда ещё не все умели писать, читать, вся информация передавалась словесно и сказки в том числе. Потом люди стали придумывать способы запоминания полученной информации: зарисовывать, составлять стихи, для лёгкого запоминания и повторения. Так постепенно стали появляться словесные игры. Впоследствии взрослые поняли всю важность и пользу словесных игр, игр со словами, и стали специально разрабатывать игры для развития ребёнка. В первую очередь и главным образом у ребёнка развивается речь: пополняется и активизируется словарный запас, учится правильному звукопроизношению, словообразованию. Малыш наблюдает за Вашими губами в процессе разговора, соответственно он следит за артикуляцией и пробует её повторить. Ребёнок учится выражать свои мысли и составлять рассказы, что непосредственно ему поможет в дальнейшем хорошо писать сочинения и изложения. Дети решают мыслительные задачи, соответственно развивается мыслительный процесс; учатся отгадывать по описанию. А главное, благодаря словесным играм, ребёнок учится слушать и слышать собеседника.
Уважаемые взрослые тратьте драгоценные свободные минутки на общение с детьми. Играйте с ними в простые, не сложные игры. Посмотрите внимательно в глазки малыша, в момент Вашего разговора с ним. Вы точно увидите, как глазки светятся, как малыш ловит каждое Ваше слово, пытается его повторить. Даже с совсем маленькими детками важно разговаривать, общаться, петь ему пестушки и потешки. Ребёнок не только будет слушать голос любимых родителей, но и развиваться быстрее.
О пользе словесных игр ещё долго и много можно говорить. Я предлагаю Вашему вниманию несколько вариантов словесных игр:
"Отгадай-ка"
Цель игры. Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры:
Ребёнок выбирает предмет и даёт описание предмета (придумывает загадку), а взрослый или другой ребёнок отгадывает. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет.
В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы ребёнок при описании предметов называл их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребёнку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Примеры описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).
"Где был Петя?"
Цель игры: активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, активизировать речь детей.
Игру можно провести на воспоминания ребёнком, что он видел в детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются.
Ход игры.
Взрослый предлагает ребёнку, рассказать о том, что он видел и делал в детском саду. Но, куда он заходил и, что там видел, взрослый должен отгадать. Называть помещение нельзя, надо описать, что там и что делают.
Приведу примерные описания, которые могут придумать дети: «Я зашёл в комнату, где на полках лежало много чистого белья. Елена Ивановна гладила его, гудела стиральная машина». (Прачечная.) «Я был в комнате, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая». (Зал.)
Так же можно поиграть, на тему «в доме», «в большом магазине» и т.д.
"Кто больше увидит и назовёт"
Цель игры: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребёнок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у неё белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла даёт ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
В эту игру можно играть по дороге в садик, магазин и т.д. Окружающие предметы увидеть и обозначить внешние признаки.
"Назови одним словом"
Цель игры: закрепить представления детей об обобщающих словах.
— Вспомни, на чём ты спишь? (На кровати.) Куда кладёшь свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чём мы сидим? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате?
— Что кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжи: платье, брюки… (юбки, кофты, рубашки). Все эти вещи называются... (одежда). Какая одежда надета на тебе?
— Сели мы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок: глубокой и мелкой.)
— Ты любишь играть. Что для этого нужно? (Игрушки.) Назови, какие игрушки ты знаешь и любишь?
В целом словарная работа направлена на подведение ребёнка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.
"Хлопни – топни"
Цель игры: переключение внимания.
Взрослый называет слова, а ребёнок хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее школьную принадлежность (одежду, мебель и т.д.); топнуть ногой на слово, обозначающее животное (транспорт, продукты и т.д.).
Вариант предлагаемой серии слов: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, воробей, вилка, ручка, стул, медведь, пенал, мак, кит, портфель, лопата, стрекоза, линейка, обезьяна, снег, учебник, комар, банан, стирательная резинка, муравей.
"Четвертый лишний"
Цель игры: развитие логического мышления.
Ребёнку называют несколько групп слов по 4 слова в каждой. Три из них объединены общим понятием, а одно лишнее. Необходимо его исключить и объяснить своё решение.
Варианты группы слов:
Ромашка – ландыш – сирень – колокольчик;
Саша – Коля – Маша – Егорова;
Заяц – лось – овца – волк;
Диван – кровать – тетрадь – парта;
Ухо – лицо – нос – рот;
Щука – рак – карась – окунь;
Молоко – сливки – сметана – сало.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем в словесные игры
Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/18/picture-34290-1442582930.jpg)
Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"
Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1176280-1571233232.jpg)
Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112302-1549298041.jpg)
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....