Конспект занятия по развитию речи "Большое космическое путешествие"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

При помощи косиического путешествия с целью вернуть инопланетянина Кузябку на родную планету решаются образовательные задачи:

- Расширять и углублять представления детей о космосе, космонавтах, полетах в космос, основных космических объектах;

- Познакомить с планетами солнечной системы;

- Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос»;

- Совершенствовать грамматический строй речи, диалогическую и монологическую речь;

- Закреплять умение делить слова на слоги;

- Развивать общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmicheskoe_puteshestvie_podg_gr.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД

Развитие речи

Подготовительная группа № 8

Воспитатель: Умнова Ю. Ю., ГБДОУ №14 Василеостровского района Санкт-Петербурга

«Большое космическое путешествие»

Цель: расширять представления детей о космосе.

Задачи:
- Расширять и углублять представления детей о космосе, космонавтах, полетах в космос, основных космических объектах;

- Познакомить с планетами солнечной системы;

- Расширять запас слов, связанных с понятием «Космос»;

- Совершенствовать грамматический строй речи, диалогическую и монологическую речь;

- Закреплять умение делить слова на слоги;

- Развивать общую и мелкую моторику;

- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы.

Расширение и активизация словаря: космонавт, космос, планета, звезда, комета, скафандр, названия планет солнечной системы,

Предварительная работа.
Рассматривание картинок в детской энциклопедии с изображениями звездного неба, луны, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос». Сюжетно-ролевая игра «Космонавты».
Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки по теме «Космос».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся!

Дети встают в круг:

Солнышко, здравствуй! (потянулись руками вверх)

Здравствуй, Земля! (наклонились)

Мы на планете большая семья! (взялись за руки)

Здравствуй, землянин,

Тебе мой привет!(помахали друг другу)

«Здравствуйте!» -

Кто-то нам скажет в ответ.

  1. Мотивационная часть.

Воспитатель: Ребята, по дороге в детский сад я встретила какое-то существо. (Появляется игрушечный инопланетянин Кузябка) Это инопланетянин. Он что-то пытается рассказать, но плохо знает наш язык, и я его не понимаю. Помогите мне. Дети исправляют ошибки.

Кузябка: «Здравствуйте, земляки! -  Здравствуйте, земляне!

Мое называть Кузябка.                  – Мое имя Кузябка.

Я прилетел из другой планеты      – Я прилетел с другой планеты.

Мой летная тарелка разбился.       – Моя летающая тарелка разбилась.

Теперь могу я домой возвратиться не. – Теперь я не могу возвратиться домой.

Помогите, спасибо!                         – Помогите, пожалуйста!

Воспитатель: Поможет Кузябке возвратиться на родную планету?

                        А на чем мы можем полететь?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Давайте станем конструкторами и построим ее. Сколько слогов в слове «ракета», столько и частей.

Сколько слогов в слове ракета?

 Один ребенок собирает слово ракета из отдельных слогов на столе.

Воспитатель: Кто же летает на ракете?

Дети: Космонавты.

Воспитатель: Какой 1й звук в слове космонавт?

Дети: Звук «к» согласный твердый.

Ракет у нас будет необыкновенная. Топливом будут служить наши знания и умения. Чем больше мы знаем, тем быстрее ракета летит.

  1. Центр подготовки космонавтов.

Воспитатель: На ракету попасть нелегко. Сначала нужно пройти предполетную подготовку в Центре подготовки космонавтов. Пройдите за столы.

Каким должен быть космонавт. Скажите наоборот

Ленивый                трудолюбивый

Злой                       добрый

Слабый                  сильный

Медлительный      быстрый

Грустный               веселый

Нервный                спокойный

Старый                  молодой

Трусливый            смелый

Неуклюжий           ловкий

Глупый                  умный

Проверим ваше знание теории

  1. Что такое космос? (Все пространство, которое окружает Землю)

Подберите слова, отвечающие на вопрос кто? Что? К слову

Космический (песок, корабль, аппарат, мусор)

Космическая (станция, еда, невесомость, база)

Космическое (пространство, путешествие, приключение)

А теперь давайте проверим ваши космические знания

Что лишнее?

Назовите по порядку:

Циолковский Э. К. – Ю. А. Гагарин – С. П. Королев

Ю. А. Гагарин – Л. Леонов – Вал. Вл. Терешкова

ППС – Хаббл – «Восток»

Телескоп – микроскоп – бинокль

Марс – Сатурн - созвездие

Метеорит – глобус – Сатурн

Крикалев Сергей – Гречко Георгий – Армстронг Нил

станции космонавты. Среди космонавтов есть те, которые родились в вашем родном городе:

Андрей Борисенко – провел в космосе почти целый год.

Георгий Гречко – помогал снимать фильмы про космос.

Сергей Крикалев – в космосе провел очень много времени.

Они учились в школе, занимались спортом, закончили Ленинградский механический институт, работали инженерами, помогали конструировать ракеты и отправлять их в космос, а потом и сами после специальной подготовки смогли полететь.

  1. Воспитатель: Мы с вами тоже прошли подготовку. Отправляемся в полет. Какая одежда нужна космонавту для полета? (Скафандр)

Надеть скафандры! – Есть надеть скафандры! (имитация надевания шлема и перчаток)

Пристегнуть ремни! – Есть пристегнуть ремни! (пальцы в замок)

Контакт! – Есть контакт! (соединить кулаки)

Запустить двигатели! – Есть запустить двигатели! (круговые движения большими пальцами)

Начинаем обратный отсчет: 5-4-3-2-1

Полетели!

Воспитатель: И вот мы с вами увидели самые яркие и большие космические тела.(Иллюстрации Солнца и Луны). Что это?

Дети: Солнце и Луна.

Воспитатель: Чем они похожи? (Круглые, не небе, космические тела, светят)

                       Чем они отличаются? (Солнце – звезда, а Луна – спутник. Солнце – большое, а Луна – маленькая. Солнце – далеко, а Луна – близко. Земля вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли.)

Воспитатель: Продолжите:

Солнце горячее, как…

Солнце яркое, как…

Солнце доброе, как…

Луна серебряная, как…

Луна круглая, как…

Луна красивая, как…

Почему Луну называют «спутником»?

Кузябка спрашивает, все ли слова здесь родственные?

Солнце, солнышко, сон, солнечный

Луна, шалун, прилуниться, луноход.

  1. Воспитатель: Вы молодцы, справились с заданиями, и наша ракета прибавила скорость. Вот мы улетели еще дальше от Земли. Что мы видим? Показать макет Солнечной системы. (Солнечную систему.) Давайте расскажем и покажем инопланетянину, как устроена наша Солнечная система. Встаньте вокруг солнца. (Дети встают вокруг изображения солнца)

Дети встают в маленький круг вокруг воспитателя, с каждой планетой круг расширяется.

На луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун,

А девятым был Плутон,

Из планет он вышел вон!

Почему Плутон из планет вышел вон? (Плутон из планет вышел вон, потому что он маленький, и его называют карликовой планетой)

Представьте, что вы планеты, покружитесь вокруг Солнца. Расскажите, какая вы планета. Что вы про себя можете сказать?

— Самая близкая планета к солнцу. Она каменистая.(Меркурий)

— Покрыта слоем облаков. Здесь царит испепеляющая жара.(Венера)

— Есть вода, кислород, растения, животные.(Земля)

— Есть 4 времени года, покрыта красными песками.(Марс)

— Самая большая планета солнечной системы. На ней могли бы уместиться все планеты.(Юпитер)

—  Состоит из жидкости и газа. Известна своими кольцами.(Сатурн)

— «лежачая планета»(Уран)

— Холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.(Нептун)

  1. Воспитатель: Молодцы! Ваши знания помогают нашей ракете лететь еще быстрее, и теперь мы можем вылететь за пределы Солнечной системы. Сколько здесь звезд!

Расскажем Кузябке, как много слов образовано от слова «звезда»:

Человек, который считает звезды (звездочет)

Космический корабль, летящий к звездам (звездолет)

Момент, когда падают звезды (звездопад) Падают ли звезды?

Небо, на котором много звезд (звездное)

Небо, на котором нет звезд (беззвездное)

Скопление звезд (созвездие)

Воспитатель: Давайте проверим вашу внимательность. Я вам раздаю созвездия, найдите подходящую картинку и скажите, как называется ваше созвездие. (Раздаточный материал: картинки с изображением созвездий, дети должны найти подходящую картинку с изображением животных: созвездия льва, орла, рыб, кита, лебедя, дракона и др.)

  1. Воспитатель: Что же еще можно увидеть в космосе?

Показывает изображения кометы, галактики, астероида, метеорита. (Образование множественного числа существительных)

Я вижу одну комету. – В космосе есть много комет.

                   … астероид. – В космосе есть много астероидов.

                   ...галактику – …много галактик.

                   …метеорит – …много метеоритов.

                   …созвездие – …много созвездий

  1. Посмотрите, как радуется Кузябка. Мы приближаемся к его родной планете. А будет она такой, какой мы ее придумаем. Включите свою фантазию и придумайте планету для Кузябки. Вытяните карточку с цифрой. Расскажем по порядку.
  1. Как называется эта планета?
  2. Как выглядит эта планета из космоса?
  3. Что мы увидели на этой планете?
  4. Как выглядят жители планеты?
  5. Как выглядят их жилища?
  6. Что любят делать жители этой планеты?
  7. Как нас встретили жители планеты?
  8. Чем закончилась наша встреча?

Воспитатель: В благодарность за возвращение Кузябки жители планеты сделали нам подарок.

Это космические задания, чтобы вы не забыли сегодняшнее путешествие.

А мы с вами возвращаемся домой.

Скажем слова. Повторяйте за мной.

Ой-ой-ой – возвращаемся домой!

Ай-ай-ай – Кузябка прощай!

Ши-ши-ши – нам письмо напиши!

Воспитатель: А куда же нам напишет письмо Кузябка?

Галактика: Млечный Путь

Система планет: Солнечная система

Планета: Земля

Страна: Россия

Город: Санкт-Петербург

Детский сад №14.

Воспитатель: Вот мы и вернулись на родную планету. Как вы думаете, где лучше: в космосе или на Земле? (Ответы детей.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной группы" Космическое путешествие"

Конспект организованной  образовательной деятельностиФизическая культура (физкультурное) Тема: «Космическое путешествие»Цель: развивать двигательную активность детейПрограммные задачи:...

Конспект занятия по теме " Космос. Космическое путешествие".

          Закрепление знаний детей о Космосе, о  планетах Солнечной системы,   воспитание чувства  гордости за свою страну....

Конспект открытого занятия по развитию речи «Космическое путешествие»

Задачи:Образовательные:1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;2. Пополнение, расширение, актив...

Конспект занятия по развитию речи "Космическое путешествие"

Подготовительная группа. Тема   «Космос». Программное содержание: 1.Уточнение представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о мат...

Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие».

Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие»....

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Космическое путешествие» для детей 5-7 лет

laquo;Космическое путешествие»Цель: закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы. способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способ...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Космическое путешествие".

Конспект открытого занятия по развитию речи "Космическое путешествие"....