Конспект открытого занятия по развитию речи «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Гяцявичене Алина Александровна

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;

 3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

 Словарные:

1. Повторение и закрепление звука Р;

2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;

 3. Развитие диалогической речи;

4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;

2. Воспитание культуры речевого общения;

3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:

Образовательные:

1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;

2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;

 3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.

 Словарные:

1. Повторение и закрепление звука Р;

2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;

 3. Развитие диалогической речи;

4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.

Воспитательные:

1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;

2. Воспитание культуры речевого общения;

3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

 Предварительная работа:

1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;

2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/

3. Разучивание с детьми стихов;

4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;

5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;

 6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»

Материал: картинки с изображением планет, игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки, лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба», цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.

 Используемая литература:

1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».

 2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

Ход занятия.

- Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!

- А на чем мы полетим в космос? /дети: — На ракете!/

 - Какой первый звук в слове РАКЕТА?

- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.

 - А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?

- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова? Мы скафандр надеваем Чтобы в космос полететь Много нового узнаем Нужно только захотеть!

 - Наш экипаж к полету готов Внимание! Внимание! Отправляемся в полет!

- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.

- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.

 По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

 Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

 Пять — Юпитер,

Шесть — Сатурн,

Семь — Уран,

За ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон. (Аркадий Хайт)

- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты). Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты! /На каждой планете дети выполняют задания./

 Задание: Отгадайте загадки.

1. Что за птица, алый хвост, Прилетела в стаю звезд? (ракета)

2. Телескопом сотни лет Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … (астроном)

3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда, по небу летает, самолеты обгоняет. (спутник) /Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его. /дети произносят слово Венера и находят звук «р»/

Задание: «Скажи наоборот»: День -…ночь Ярко — …темно Солнце -…луна Улетать — …прилетать Прилуниться - …приземлиться

- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше. /Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.

 - Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его. /дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/

Космическая физкультминутка

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх).

А внизу леса, поля – (Наклониться).

Расстилается земля. (Руки развести в стороны).

- Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.

- А вы знаете, кто был первым космонавтом? Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

 - Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин»

В космической ракете

С названием «Восток»

 Он первым на планете

Подняться к звёздам смог.

Поёт об этом песни

Весенняя капель: Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.

Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание. Задание: «Составь предложение, используя картинку».

Например: «ракета» - Ракета летит в космос. «луна» - В небе светит луна. «созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.

 - Ребята, нам пора нам отправляться дальше! /Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание — эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его. /дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.

Задание: «Образуй множественное число». Например: ракета-…ракеты; комета – …кометы; планета-…планеты; космонавт-…космонавты, с созвездие-… созвездия. - Ребята, какие созвездия вы знаете? /ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./

 Игра «Собери созвездие» /Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./

 Игра «Летает – не летает» Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать. - Самолет летает? … Летает. - Луноход летает? … Не летает - Космонавт летает? … Летает. - Спутник летает? … Летает. - Звезда летает? … Не летает. - Вертолет летает? … Летает. - Ракета летает? … Летает.

/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

 - Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.

- Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение:

«Гагарин»

 Летит, летит ракета

 Вокруг земного света,

 А в ней сидит Гагарин-

Простой Российский парень!

/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

 - Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.

Задание: «Назови ласково». Например: звезда -…звездочка; облако-…облачко; солнце -…солнышко; небо -…небушко; самолет -…самолетик; вертолет -…вертолетик.

- Молодцы ребята, с заданием справились.

- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим? Эта планета – любимый наш дом, На ней мы с рожденья до смерти живем. Планета прекрасна: моря, океаны. Цветы и деревья там, разные страны, И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!

- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.

- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.

 - Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник. Только лучше звезд видна В небе полная … (луна).

- Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик». Он хочет с вами поиграть.

Игра-викторина «Угадай-ка».

 - Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).

- Человек, который летает в космос (космонавт).

- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).

 - Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).

- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)

- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).

 - Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).

 - Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)

 - Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).

- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется: «Юрий Гагарин» «Летит корабль»

 Летит в космической дали

Стальной корабль

Вокруг Земли.

 И хоть малы его окошки,

Всё видно в них

Как на ладошке:

Степной простор,

Морской прибой,

А может быть и нас с тобой! (автор стихотворения - В.Орлов)

- Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?

- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи Тема: "Путешествие в царство Снежной Королевы" Возрастная группа: старшая

Материал используется интересный, разнообразный. Забавные игровые моменты, презентация, музыкальное сопрвождение и другие методические приёмы делают "путешествие" увлекательным.Рекомендую воспользоват...

Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие в страну красивой речи".

Цели:1.Формировать умения обобщить, классифицировать.2.Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3.Упражнять в делении слова на слоги, в подборе  антонимов и синонимов....

Конспект комплексного занятия по развитию речи «Космическое путешествие» для детей 5-7 лет

laquo;Космическое путешествие»Цель: закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы. способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способ...

Конспект открытого занятия по развитию речи «Необычное путешествие пальчиков» (4–5 лет)

Задачи:* Образовательные:- учить правильно, выполнять движения в соответствии с текстом;- закрепление ранее полученных знаний детей;* Развивающие:-развивать навыки общей и мелкой моторики, и...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Космическое путешествие".

Конспект открытого занятия по развитию речи "Космическое путешествие"....