Парадоксы речевого развития
занимательные факты
Предварительный просмотр:
Парадоксы речевого развития
Два полушария нашего мозга соединяет пучок нервов – мозолистое тело. И у детей оно непропорционально маленькое по сравнению со взрослыми, возможностей обмена информацией между полушариями меньше. Видимо, природой так закреплен некий эволюционный путь, чтобы не дать информации продублироваться в обоих полушариях, чтобы функциональная асимметрия полушарий достигла определенного уровня. Причем у мальчиков и мужчин мозолистое тело тоньше, чем у девочек и женщин. В результате у мальчиков формируется более выраженная специализация полушарий, разделение функций между ними.
Поэтому если уж у взрослых мужчин логическое мышление – то логическое, если образное – то образное. А у женщин – «странная женская логика». Потому что женщины в любое логическое рассуждение привносят образность. И наоборот: образное мышление они обязательно стараются перевести на речевую основу.
К тому же у женщин (по теории В.А.Геодакяна) вообще все возрастные периоды протекают быстрее. Девочки, по статистике, рождаются на несколько дней раньше срока, мальчики – позже. Мальчики на 2–3 месяца позже начинают ходить, на 4–6 месяцев позже – говорить. К первому классу девочки по биологическому возрасту приблизительно на год старше. Пубертатный возраст у девочек начинается значительно раньше, чем у мальчиков.
Вместе с развитием мозга идет и функциональная специализация его полушарий, перестройка, отлаживание взаимодействий внутри полушарий и между ними, формирование психических функций.
Но пока идет такая отладка, в дошкольном возрасте мальчики как бы более правополушарны – они чаще склонны к образному мышлению, а девочки как бы более левополушарны, более речевые.
И получается такая странная вещь. У мальчиков лучше развита пространственно-временная ориентация за счет специализации правого полушария мозга, но обсуждать со взрослыми свои пространственные образы мальчикам сложнее, чем девочкам.
А в подростковом возрасте мальчики начинают обходить девочек по левополушарному рационально-логическому, речевому типу мышления. Но исполнительская сторона речи по-прежнему остается на низком уровне. Мальчикам трудно переложить на грамматическую основу, высказать свои идеи.
У женщин и запас слов больше, и говорят быстрее, выше скорость чтения, совершеннее правописание. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, умение в важной ситуации подобрать точные слова – лучше представлена у мужчин.
Чем отличаются девочки и мальчики. Психофизическое здоровье
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ
1. Психофизическое здоровье
Восприимчивость психики ниже.
По биологическому возрасту младше.
Психическое развитие проходит медленнее.
Морфологическое созревание головного мозга происходит медленнее.
Специфика полушарий выражена ярче. Четкая асимметрия деятельности правого и левого полушарий головного мозга.
Лучше развито правое полушарие, участвующее в распознавании и анализе зрительных и музыкальных образов, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве.
Здоровье слабее. Организм хуже сопротивляется болезням. Многие болезни переносятся тяжелее.
Физически сильнее.
Ориентируются на дальнее зрение.
Более подвижны, менее усидчивы, т.к. потребность в движении выше в 4 – 6 раз. В 9 раз чаще страдают от своей гиперактивности. Состояние гипокинезии (скованности) переносят тяжелее.
Смелее.
Число нервных волокон между полушариями на 205 меньше.
Труднее обрабатывают информацию, полученную разными полушариями.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК
Восприимчивость психики выше.
По биологическому и духовному возрасту старше.
Отделы мозга, отвечающие за вербальные и пространственные способности, расположены поровну в правом и левом полушарии.
Больше межполушарных контактов.
Высокий уровень функциональной активности задних отделов коры, слуховых отделов левого полушария и, как следствие, лучшее понимание речи.
Развитие психики идет на фоне «оречевления», поэтому раньше начинают говорить.
Морфологическое созревание головного мозга происходит быстрее.
Психическое развитии проходит быстрее.
Лучше развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речевой деятельности, письма, счета и логического мышления.
Выше вербальные и невербальный интеллект.
Межполушарная асимметрия выражена меньше.
Биологически запрограммированы на большую устойчивость.
Адаптированность к внешним условиям выше.
Большая выносливость. Более крепкое здоровье.
Организм лучше сопротивляется болезням.
Меньшая подверженность вредным влияниям внешней среды.
Изменчивость под воздействием внешних условий.
Быстрее утомляются.
При утомлении замедляются правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Чувствительны к шуму.
Кожная чувствительность выше.
Физически слабее.
Ориентируются на ближнее зрение.
Менее подвижны. Более усидчивы.
2. Эмоциональная сфера
МАЛЬЧИКИ
Более рациональны.
Менее импульсивны.
Более спокойно относятся к похвалам и порицаниям.
Труднее растрогать, рассмешить или заставить плакать.
Менее самолюбивы и обидчивы.
Более независимы и самостоятельны в поведении от своих родителей.
Реагируют прежде всего на содержание и справедливость замечания.
Произвольность процессов и действий выше.
Агрессивность выше.
Стресс обучения переживается глубже.
ДЕВОЧКИ
Более эмоциональны
Более импульсивны.
Болезненно переживают допущенные нарушения норм, принятых в их социальной группе.
Легко расстраиваются.
Легко рассмешить.
Зависят от настроения.
Более самолюбивы и обидчивы.
На тон замечания реагируют острее, чем на содержание.
Отрицательно относятся к иронии и насмешке.
Реакция на публику.
Интуитивное понимание эмоционального состояния других.
Нуждаются в эмоциональной поддержке.
В момент эмоционального напряжения резко возрастает общая активность.
Свободнее, раскованнее чувствуют себя в ситуации обучения.
Переносят оценки за деятельность на личные отношения.
Эмоциональная связь с родителями выше, особенно с мамами.
3. Коммуникативная сфера
МАЛЬЧИКИ
Менее склонны к наставлениям и поучениям младших.
Нет выраженного желания заботиться о ком-либо.
Хорошо ориентируются в новой, непривычной обстановке.
Легче приспосабливаются к обстоятельствам.
Важнее что-то делать, чем просто общаться.
Не особенно чувствительны к нарушениям, допускаемым ими самими или другими детьми.
Часто спорят.
Предпочитают сами разбираться в конфликте.
Обычно не склонны обращаться к взрослому как арбитру.
Реже жалуются.
Уступают в дисциплине.
Чаще хотят общаться с отцом, а поддержку ищут у мамы.
ДЕВОЧКИ
Склонны к попечительской деятельности.
Любят няньчить, ухаживать, проявлять заботу.
Чаще критикуют, наставляют, поучают младших.
Теряются в непривычной обстановке.
Реже проявляют инициативу в общении со сверстниками.
Без помощи взрослого деятельность в новых условиях носит деструктивный характер.
Чувствительны к похвале.
Более чувствительны к межличностным отношениям.
Нередко спорят между собой.
В случаях конфликтов и затруднений склонны апеллировать к старшим.
Чаще обращаются к старшим с просьбами и жалобами.
Круг интересов уже.
Предпочитают гуманитарные предметы.
Не умеют проигрывать.
Разговаривая со взрослым, смотрят в лицо.
Взаимоотношения с родителями по типу гиперопеки.
Сильна потребность в психологической близости.
Склонны к компромиссам.
Легко переключаются в процессе общения.
Более успешны, покладисты, исполнительны, добросовестны.
Занимают ведущие социальные роли.
Чаще хотят общаться с матерью.
Поддержку в равной степени ищут у мамы, папы, бабушки и дедушки.
4. Познавательная сфера
Восприятие
МАЛЬЧИКИ
Уступают в восприятии пространства, цветов, в различении их оттенков.
Превосходят в восприятии времени.
Более точно определяют временные промежутки.
Предметы воспринимают как целое, мало обращая внимания на детали.
ДЕВОЧКИ
Превосходят в восприятии пространства, цветов в различении их оттенков.
Уступают в восприятии времени.
Переоценивают временные интервалы, время «бежит» быстрее.
Восприятие более детализировано.
Хорошо воспринимают вещи на ощупь правой и левой рукой.
Легче воспринимают то, что привлекло внимание.
Период «врабатываемости» на занятии короче.
Мышление
МАЛЬЧИКИ
Скорость мыслительных процессов выше.
Любознательны.
Предпочитают искать логическое обоснование всему.
Зрительно-пространственные и математические способности выше.
Исследовательский интерес.
Стремятся разобраться в строении окружающих вещей.
Склонны анализировать целое, стремясь проникнуть во внутренние особенности предмета.
Более изобретательны.
Характерны экспромт, инсайт.
Лучше описывают последовательность действий, направленных на достижение цели.
Хорошо описывают дорогу, маршрут.
Задачу воспринимают как упражнение для ума.
Больше знают специального, редкого.
Уступают в знании распространенной информации.
Мыслят интересно, нестандартно, умеют предугадывать.
Размышления на более высоком уровне обобщения.
ДЕВОЧКИ
Алгоритмическое, правополушарное, конкретное, прагматичное, ориентированное на получение конкретного результата.
Устройство игрушек, предметов интересует меньше.
Лучше чувствуют и понимают основное назначение вещи, игрушки.
Изобретательность ниже.
Хуже описывают последовательность выполненных действий, пройденный маршрут.
Предпочитают анализировать, а не обобщать.
Лучше решают речевые задачи.
Меньшая способность к пространственному мышлению.
В интеллектуально-речевом развитии опережают мальчиков.
Речь
МАЛЬЧИКИ
Менее связная.
Словарный запас шире, выходит за пределы программного материала.
Хорошо передают последовательность событий, используют глаголы, слова, обозначающие действия.
Любят экспериментировать со словом.
ДЕВОЧКИ
Хуже передают последовательность событий.
Словарный запас меньше, хотя знают больше бытовых слов.
Склонны к предметно-оценочной речи, используют имена существительные, имена прилагательные, обращения, утверждения.
Речь более связная.
Склонны к ответам заученными фразами.
Меньше собственных формулировок.
Речь описательная с большим количеством подробностей.
Внимание
МАЛЬЧИКИ
Больше внимания уделяют фактическому положению вещей.
При выполнении заданий на внимание ориентированы на точность работы.
Ускорение темпа работы на внимание вызывает снижение точности.
Наблюдательность выше
ДЕВОЧКИ
Обращают внимание на конкретные, близкие и понятные предметы и явления непосредственного окружения.
Задания на внимание выполняют быстрее.
Переключаемость вынимания выше.
Менее наблюдательны.
Память
МАЛЬЧИКИ
Хуже удерживают в памяти заученное.
Стремятся понять, а не заучить.
Скорость запоминания медленнее.
Период запоминания дольше.
ДЕВОЧКИ
Хорошо удерживают в памяти заученное.
Предпочитают запомнить, а не понять.
Скорость запоминания выше.
Период запоминания короче.
Воображение
МАЛЬЧИКИ
Более успешны в выдвижении оригинальных идей.
Шире границы пространственного представления.
ДЕВОЧКИ
Уже границы пространственного воображения.
Преимущество в развитии способности к более детальной разработке, реализации идеи.
5. Социальная сфера
МАЛЬЧИКИ
Часто используют игрушки не по назначению, придумывая им необычное применение, поэтому игрушки ломают чаще.
Предпочитают выбирать движущиеся, технические игрушки.
Часто игнорируют требования взрослых.
Производят впечатление более шумных, непослушных, невоспитанных.
Реже ориентируются на правило и образец при выполнении учебного задания.
Самооценка чаще адекватная.
Труднее приспосабливаются к обстановке, не соответствующей их возможностям.
Реже обращаются за помощью к взрослым.
Предпочитают самостоятельность.
Ярко выражен соревновательный дух.
В играх с правилами подчиняются им.
Склонны к обсуждению научных тем.
Социальная активность ниже.
ДЕВОЧКИ
Чаще используют игрушки по назначению, поэтому реже их ломают.
В выборе игрушек и игр проявляют материнский инстинкт.
Руководствуются требованиями взрослых.
Производят впечатление более воспитанных и аккуратных.
Оценивают новую вещь в целом, не вдаваясь в особенности и частности.
Предпочитают выполнять задания в точном соответствии с правилами.
Тоньше реагируют на нормы, принятые в их социальной группе.
Самооценка завышена и выше, чем у мальчиков.
Конформны.
Могут выполнять поручения взрослого, даже если они им не нравятся.
Чаще обращаются за помощью к взрослому.
Стремятся к сотрудничеству.
Слабо выражен соревновательный дух.
Стремятся к серьезной коллективной деятельности.
Следят за успехами друг друга.
В играх часто не соблюдают правила, меняя их по ситуации.
Склонны к риторике, обсуждению происходящего.
Если поссорились, то долго «дуются».
Примирение превращается в праздник для всех.
При взаимной антипатии не могут даже сидеть вместе.
Более доверчивые.
Социальная смелость выше.
6. Ценности личности
МАЛЬЧИКИ
Приспосабливают предметы и игрушки для различный целей.
Часто ломают игрушки специально (активное начало).
В выборе игрушек, игр проявляют мужское начало: предметы нужны, чтобы действовать.
Склонны к преобразующей деятельности.
Деятельностью руководит экспромт, инсайт, она более разнообразна.
Хуже чувствуют назначение вещи, но лучше разбираются в ее устройстве.
Не особенно аккуратны.
Не склонны ориентироваться на заданный образец, план, ориентир.
Игнорируют правила. Чаще встречаются нарушения. Чаще выглядят зачинщиками ссоры.
Не особенно податливы внешнему воздействию.
Меньше зависят от оценочных суждений взрослых.
Способны противопоставить взрослым свою точку зрения.
Реже склоняются к компромиссным решениям.
Более рискованны в действиях.
Решительны в выборе, смелы в решениях.
Объективны в суждениях.
Легче абстрагируются от собственных переживаний.
Более рациональны.
Предпочитают чтение научно-популярной, познавательной литературы.
Более шумные.
Не склонны вуалировать свои отрицательные проявления.
Склонны к демонстративности.
Реже хитрят.
Поддаются доводам и убеждениям.
Вопросы взаимоотношения с окружающими менее важны, важно что-то делать вместе.
Демонстрируют готовность отвечать по своей инициативе.
Не боятся ошибиться.
Не заботятся о внешнем эффекте.
Трудно приучаются к самообслуживанию.
Меньше заботятся о своей внешности.
Менее терпеливы.
Более самостоятельны.
Ценят внешний облик и профессионализм, новизну.
Менее исполнительны.
Реже участвуют в общественной жизни.
Не склонны к плановым действиям, ориентируются по ходу дела.
ДЕВОЧКИ
Ведущая роль подсознательной и эмоциональной сферы.
Прилежнее, терпеливее, аккуратнее, точнее, организованнее.
Ориентируются на образец, действуют по алгоритму.
Деятельностью руководит внешнее требование.
Успех зависит от оценок взрослых.
Более податливы внешним воздействиям.
С трудом могут устоять перед мнением взрослых.
Склонны к компромиссам, нерешительны.
Предпочитают не рисковать.
С трудом отделяют объективное от собственных переживаний.
Менее объективны.
Больше внимания обращают на личную сторону события, меньше – на фактическую.
Менее шумные.
Отрицательные проявления носят более скрытый характер.
При наличии плохих привычек выработка правильной линии поведения затруднена.
Чаще воспринимаются в роли пострадавших.
Боятся ошибиться.
Озабочены внешним эффектом.
Больше участвуют в общественной жизни.
Круг интересов уже.
Предпочитают чтение стихотворений, художественной литературы.
Интерес направлен на человека, сферу его непосредственного бытия.
В окружающих ценят нравственные качества.
Добросовестно выполняют задания взрослого.
При затруднении нуждаются в разъяснении.
Уступают в знании того, что выходит за пределы программы.
Знания глубоки и объемны о распространенных и простых предметах и явлениях.
Планируют свою деятельность.
Настороженно относятся к новому.
Легко приучаются к самообслуживанию, находят в нем удовольствие.
Выглядят более умелыми и ловкими.
Проявляют особую старательность при пристальном внимании авторитетного взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
- Мне нравится (1)