Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Труд людей весной"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Воробьева Ольга Викторовна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка по теме:  «Труд людей весной»

 

Программные задачи:

Познакомить детей с трудом людей весной в природе.

Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев.

Расширять словарный запас детей по теме.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и существительными.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_lyudey_vesnoy.docx9 КБ
Файл trud_lyudey_vesnoy.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка по теме:  «Труд людей весной»

Программные задачи:

Познакомить детей с трудом людей весной в природе.

Уточнить и активизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Закрепить названия весенних месяцев.

Расширять словарный запас детей по теме.

Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Упражнять детей в согласовании числительных с прилагательными и существительными.

Воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание помогать им.

                                                          Ход занятия

  1. Организационный момент

У весны работы много,
Помогают ей лучи:

Дружно гонят по дорогам

Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.

Из-под хвои и травинки

Выполз первый сонный жук.

На проталине цветочки

Золотые расцвели,

Налились, набухли почки,

Из гнезда летят шмели.

У весны забот немало,
Но дела идут на лад:

Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

- О каком времени года говорится  в стихотворении? (О весне.)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о весне, и чем люди занимаются весной.

2. Беседа о весне.

- Ребята, сейчас ранняя или поздняя весна?

- Какие весенние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.

(Дети называют месяцы, логопед вывешивает соответствующие картинки.)

- Назовите 1-й месяц весны, 3-й месяц.

- Какой месяц находится между мартом и маем?

- Какой месяц впереди апреля? Мая?

- А теперь я задам вам «Хитрые вопросы». Чтобы ответить на них, нужно подумать.

- Чего больше весенних или зимних месяцев?

- Чего больше весенних месяцев или весенних дней?

- Чего больше времён года или весенних месяцев?

- Молодцы, ребята, и с хитрыми вопросами вы справились.

- Давайте вспомним, как весна начиналась.

(Стало ярче светить солнышко.)

- И что стало происходить?

(Снег стал таять, потекли ручейки, заплакала капель.)

- Что стало с деревьями?

(На деревьях набухли почки, стали распускаться листочки.)

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Какие ещё изменения произошли весной в природе? (Появляется свежая молодая травка. Прилетели птицы из тёплых стран и стали вить гнёзда. Проснулись звери после зимней спячки. Выползают насекомые.)

Игра «Закончи предложение».

- Подберите слова-действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)
Весной сугробы от солнечного тепла…
(оседают, тают…)
Весной на деревьях почки…
(набухают, лопаются…)
Весной ручьи…
(бегут, журчат, звенят, шумят…)
Весной птицы…
(возвращаются, прилетают…)
Весной птицы гнёзда…
(вьют, строят, делают …)
Весной лёд на реке…
(тает, трещит, ломается, плывёт…)
Весной на проталинах первые цветы…
(появляются, расцветают, распускаются…)
Весной травка…
(пробивается, растёт, зеленеет…)

3. Рассказ логопеда о труде людей весной.

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Много забот у людей весной. Весна – самое горячее время года для земледельцев. В народе говорят: «Если весну проспал, зимой голодать будешь». Вот и трудятся люди на селе весной с раннего утра до позднего вечера. Вносят удобрения в почву, вспахивают (боронуют) землю на полях. Поля засевают зерновыми растениями: это пшеница, рожь, овёс, рис и кукуруза. Сеют семена овощных культур, высаживают картофель. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва. В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

 В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми растворами, чтобы отпугнуть насекомых-вредителей. Нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
       В садах, парках, на улицах подрезают деревья и высаживают новые молодые деревья. На клумбах высаживают красивые цветы.

В парках, садах, скверах, около домов люди граблями сгребают прошлогодние листья, ветки, мусор. Много труда вкладывают люди. Работают в поле и в огороде, в садах и парках, во дворе и возле дома. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима – с запасами.

 4. Игра с пальчиками.

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги):

Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться смогли.

5. Упражнение «Скажи со словом «весенний» - согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

- Ребята, а про что можно сказать «весенний»? (Весенний день, цветок, месяц, дождь, гром, лист и т.д.)

- Про что можно сказать весенняя? (Весенняя погода, пора, куртка, капель…т.д).
- Про что можно сказать весеннее? (Весеннее небо, настроение, солнце…т.д).
- Про что можно сказать весенние? (Весенние дни, месяцы, цветы, дожди, ручьи…т.д.)

6. Игра «Посчитай» - согласование числительных с существительными и прилагательными.

Посчитать от 1 до 10 весенние цветы, тёплые дни, перекопанные грядки.

III. Итог занятия.

- О чём мы говорили сегодня на занятии?

- Какую работу выполняют люди весной?

- Как вы понимаете пословицу «Весенний день год кормит»?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Труд людей весной

Слайд 2

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы.

Слайд 4

Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.

Слайд 5

В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты.

Слайд 6

В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.

Слайд 7

Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.

Слайд 8

На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"...