Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по лексичекой теме "Весна" для детей с ТНР 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_leksicheskoy_teme.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Составлен учителем-логопедом Коряковцевой Г.Н.
Образовательная область: речевое развитие;
Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;
Тема: Путешествие за сундучком с сокровищами
Цель: Совершенствование фонематической и лексико-грамматической стороны речи
Программное содержание:
Коррекционно-образовательные задачи.
- Активизация словаря по теме «Весна»
- Образование притяжательных прилагательных
- Составление сложноподчинённых предложений
Коррекционно-развивающие задачи.
- Совершенствование анализа и синтеза на звуковом, языковом, слоговом и языковом уровнях
- Развитие «чувства языка
- Упражнение в слуховой памяти
- Развитие логического мышления
- Развитие зрительного восприятия
Коррекционно-воспитательные задачи.
- Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: карточки со слогами, цветные круги-фишки, 2 наборных полотна ( можно магнитные доски), на одном наборном полотне выложено слово «На проталинку», другое – для выкладывания звуковой схемы слова «ласточка»; карточки, с расположенными в ряд предметными картинками, по первым звукам которых нужно прочти слово; маты; карточки для игры «Повтори узор»; карточки к игре «Чья ветка, чей лист»; сундучок, на крышке которого приклеена игра «Заполни клетку. Задания расположены по всей групповой комнате, дети перемещаются по групповой комнате от задания к заданию. Кукла ФУРУ
Ход деятельности.
1.Организационный момент и сообщение темы занятия
ЛОГОПЕД: Подзывает к себе детей. В руках у неё кукла – старец ФУРУ. Логопед говорит, что старец-мудрец ФУРУ предлагает детям совершить путешествие за сундучком с сокровищами. ФУРУ говорит, что путь будет нелёгким, и, чтобы открыть сундучок, детям нужно будет получить ключи-отгадки, которые им отдадут в том случае, если дети правильно и в срок выполнят все задания, повстречавшиеся на их пути.
--Время не ждёт,-говорит ФУРУ,- бежим к первому заданию.
2. Слоговой анализ и синтез
- Игра «Слова рассыпались»
Логопед:
- Вот первая часть задания. Слова рассыпались на слоги, и слоги все перепутались. Вот они перед вами лежат на карточках. Вам необходимо заново составить все слова. Слова будут по теме «Весна» и всё, что связано с ней. Когда составите слова, прочтите их.
Дети: дети подходят к столуу, на ккотором вперемешку лежт карточкки со слогами, выбирают слоги и составляют из них слова и прочитывают их: лу-жа во-да дож-дик лис- тик ру-чей со-суль-ки гра-чи гнез-до зе-лень скво-рец пти-цы ко-раб-лик
Логопед:
- Молодцы,- говорит ФУРУ,- а вот и вторая часть задания
- Игра «Слоги перепутались»:
Логопед: Ребята, вы долдны назвать, какое слово спряталось за перепутанными слогами. Слушайте внимательно:
чей, ру (ру-чей) тик, зон
на, вес ва, тра
ки, жуч чей, ки, ру
вин, ка, тра гра, нок, чо
чо, нок, сквор каш, бу, ки
Дети: внимательно слушают и называют слова: ручей, весна, жучки, травинка, скворчонок, зонтик, трава, ручейки, грачонок, букашки
Логопед: --Молодцы, дети, и ФУРУ вручает вам первый ключ-отгадку. Бежим за вторым ключом
- Фонематический анализ и синтез
Логопед: - Мы прибыли на место. Здесь нас ожидает игра «Живые звуки»
- Игра: «Живые звуки»
Логопед:
-- Ребята, здесь нам необходимо составить слово «Журавлик». Проговариваем это слово, представляем все звуки в нём, а теперь их называем
Дети: Ребёнок, который первым назвал звук из слова, выходит и становится этим звуком. Затем вышедшие дети выстраиваются в той последовательности, в которой звучат звуки в словах и громко называют свой звук.
Логопед:
-- И вторая часть задания. Нам всем вместе, совместно, нужно составить звуковую схему слова «Ласточка»
- Выкладывание звуковой схемы слова «Ласточка»
Логопед:
-- Проговариваем не спеша слово «Ласточка», представляем, какой звук за каким идёт и каким цветом мы его обозначим. Начинаем, называем первый звук и цвет, выходи, Лена, бери кружок, выкладывай, Следующий звук назовёт и выложит…Кто назовёт и выложит следующий звук?....
Дети:
Останавливаются у наборного полотна. Ребёнок, который первым назвал очередной звук, выходит, берёт кружок соответствующего цвета и выкладывает его на наборном полотне. Так выкладывается схема слова «Ласточка»
Логопед:
-- Молодцы, ребята, и мудрец ФУРУ вручает вам второй ключ-отгадку. А сейчас мы побежим за третьим ключом.
Дети: бегут по группе к матам
- Игра «Телефонисты. Набери номер-слово»
Логопед:
-- А вот и видна первая проталинка. Она уже сухая и тёплая, кое-где видна травка, присядем на проталинку.
Дети: садятся на мат, который играет роль проталинки
Логопед:
-- Ребята, перед нами телефон со словами «НА ПРОТАЛИНКУ». Из звуков, букв данных слов нам нужно составить как можно больше слов. Буквы и звуки могут повторяться. Имена тое можно называть. Работаем быстро, за каждый ответ каждый из вас получит фишку, после посмотрим, сколько всего слов вы составили все вместе, и каждый в отдельности, и кто больше всех набрал номеров-слов.
Дети составляют слова: рак, рука, нитка, Нина, плот, луна, пот, она, кура, тина и т.д.. по итогам дети считают фишки, определяется победитель и общее количетво набранных, составленных слов.
- Игра: «Волшебная палочка»
Логопед:
--Ребята, а сейчас я называю вам слово, затем прикасаюсь к нему волшебной палочкой, и в этом слове один звук заменяется другим. Ваша задача – назвать, какой звук каким заменился. Каждому из вас будет дана пара слов. Не подсказываем, думаем сами.
Куль-руль боль-ноль
Руль-роль ноль-моль
Роль-боль моль-соль
Медаль-педаль мальчик-пальчик
Если ребёнок испытывает затруднения, взрослый ещё раз медленно называет слова, интонируя звуки.
Дети внимательно слушают слова и называют, какой звук на какой заменился
--Молодцы! –говорит мудрец Фуру, - и вручает вам третий ключ.
--А сейчас мы бежим за четвёртым ключом
5. Игра: «На картинку посмотри и слово мне прочти»
Дети бегут к карточкам, на которых в ряд расположены картинки ( от 3 до 5) Дети по первым звукам данных картинок читают слова.
Логопед:
--Вот мы и на месте. Чтобы получить четвёртый ключ, нам нужно прочесть слова по картинкам. Подходите, берите карточки, читаем слова по первым звукам картинок. Если не знаете, как называется картинка, можете спросить, я подскажу. Мудрец Фуру будет проверять правильность ваших ответов
Дети читают слова, Фуру хвалит детей и вручает им четвёртый ключ.
Логопед: Молодцы, ребята, бежим за пятым ключом
- Синтез на языковом уровне – работа над предложением
Логопед:
--Садитесь, ребята, на стульчики. Чтобы получить пятый ключ, надо выполнить несколько заданий.
1. Игра «Составь предложение».
-- Ребята, я называю вам слова вразброс, но они звучат уже в готовой форме, менять их не надо. Вам нужно запомнить их и составить из них предложение. И это предложение долно звучать правильно, красиво, благозвучно. Слушайте внимательно.
- На, цветы, проталинках, первые, появились
- К, прилетают, грачи, первыми, нам
- Вьют, на, грачи, гнёзда, дерева, вершине
Дети составляют предложения: На проталинках появились первые цветы. Первыми к нам прилетают грачи, Грачи вьют гнёзда на вершине дерева.
- О каком времени года все эти предложения? ( О весне)
- Активация словаря по теме «Весна»
Логопед:
-- Даю вам второе задание: нужно назвать признаки весны и сказать, почему это происходит?
Дети: называют признаки весны
Логопед:
--Ребята, подумайте и скажите, каким бывает снег весной? Какими бывают первые листочки?
Дети: грязный, серый, зернистый, рыхлый тёмный и т.д.
Листочки бывают клейкие, чистые , липкие, нежные, маленькие, растущие, мохнатые
Логопед:
- Молодцы, ребята.. Да.. листочки вначале маленькие, вырастают и становятся большими и у каждого дерева свой листик. Давайте поиграем в игру «Чья ветка, чей листик?».
--Посмотрите внимательно и скажите, с какого дерева этот лист? А это чья веточка? Логопед показывает детям карточки с листьями и веточками клёна, дуба, рябинки, берёзы, сосны, ивы
Дети отвечают, образовывая притяжательные прилагательные ( рябиновая, рябиновый, дубовая, дубовый…
-- Молодцы, ребята! Мудрец Фуру вручает вам пятый ключ. А сейчас, ребята, ставим стульчики к столу. Чтобы получить шестой ключ, вам необходимо повторить узор.
6. Мелкая моторика, зрительное восприятие
1. Игра «Повтори узор»
Перед каждым ребёнком на столе лежит карточка в клетку. Карточка разделена на 2 поля. На левом поле дан образец узора, который нужно повторить на правом поле. Узор изображён по клеткам
Логопед:
--Ребята, посмотрите, чей лист у вас изображён на узоре? ( кленовый). Правильно, кленовый. Посмотрите внимательно и подумайте, от какой точки, клетки вы начнёте работать, куда поведёте дальше, через сколько точек-клеток проходит каждая линия. Приступайте к работе. Карандаш держим правильно, спинку прямо.
--Мудрец Фуру проверит, как вы справитесь с заданием
--Молодцы, - говорит Фуру, и вручает вам шестой ключ. Вместе с ключом он преподносит вам сундучок волшебный. Этот сундучок откроется в том случае, если вы правильно подберёте ключ-отгадку
7. Развитие логического мышления
1. Игра «Заполни клетку»
Логопед:
-- Ребята, посмотрите внимательно на крышку сундучка. Что вы видите? Правильно, в клетках сидят кошки, они все разные. А одна клетка пустая. Если вы в кошках и в их расположении найдёте определённую закономерность, то вы сможете заполнит пустую клетку. Ключи-отгадки помогут вам: на них нарисованы кошки, среди них вам нужно найти ту, которая вам подойдёт, она будет той закономерностью, которая вам будет необходима
Дети рассматривают кошек, находят в их расположении определённую закономерность и выбирают нужный им ключ, с изображением той кошки, которая им нужна
8. Итог занятия.
Открыв сундучок, дети из сундучка достают сюрпризы ( могут быть любыми, наклейки, карандаши и т.п.
Логопед:
--Мудрец Фуру благодарит всех ребят за приятные минуты, которые он провёл, путешествуя с вами. Вы все очень понравились ему, но ему уже пора, и он оворит вам «До свидания».
Дети прощаются с Фуру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуками [T]-[T'] и буквой Т, помогая ...
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»...
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения). Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Прыгала белка с ветки на ветку…».
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи в подготовительной к школе группе детей с ОНР III уровня, ЗПР (2 год обучения).Тема: Пересказ сказки Л. Н. Толсто...
Методическая разработка.Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие в страну Смешариков: звук [Ш]».
Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР . На данном занятии дети знакомяться со звуком [Ш] и буквой Ш, помогая героям современн...
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе компенсирующего видя для детей с ТНР
Цель: Расширять и углублять представления о насекомых, закрепить с детьми обобщающее понятие “насекомые”....
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Овощи» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Цель:- Уточнить, закрепить и расширить знание детей по лексической теме «Овощи», активизировать словарь детей.Задачи:-развитие внимания, памяти, мышления.-активизация и актуализация словар...
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"
Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"...