Конспект по обучению грамоте детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брянцева Наталья Сергеевна

Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

(подгрупповое занятие)

«Звук [п] и буква п»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

(подгрупповое занятие)

«Звук [п] и буква п»,

Ярославль 2018

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи:

Образовательные:

- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];

- закрепить навыки различения данных звуков;

- закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;

- познакомить с буквой П;

- уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].

Коррекционно-развивающие:

- коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;

- закрепление кинестетического образа звука;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа;

- развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества;

- формирование навыков самоконтроля.

Развивающая среда: картинки: петух, паук, попугай; изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.

Повторение пройденного материала.

 - Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].

2. Знакомство с темой.

На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышатся звуки [п] и [п’]; предлагаются загадки об этих предметах.

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Назовите первый звук во всех отгаданных словах. Правильно, сегодня мы поговорим о звуке [П].

3. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.

 - Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)

 - Что я сейчас произнесла?

 - А как вы догадались, что это звук?

 - Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].

 - Что происходи с нашим ротиком?

 - Воздух свободно или нет?

 - Что ему мешает?

 - Губы - это преграда.

 - Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?

 - Положим руку на горлышко.

 - Горлышко дрожит или молчит?

 - Значит звук какой? Глухой или звонкий?

 - В каком домике живет звук [П]?

 - Значит звук твердый или мягкий?

 - Как мы его обозначим?

-А кто мне скажет, звук ПЬ он какой?

-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом

4. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.

Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваша задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’] и где он стаит в начале, середине или конце.

Хлопите в ладоши, когда услышите звук П словах (Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай). Топните, когда услышите звук Пь в словах (пират, аист, парад, пихта, парк, пианино).

5. Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Назови слова». Вы будете называть слова со звуком [п], а за это я вам буду давать фишки. Узнаем кто же больше знает слов со звуком [п]. (То же самое со звуком [п’]).

6. «На что похожа буква П?». Из каких элементов состоит буква П? (буква П состоит из трех палочек). Попробуйте сделать букву П из пальчиков. (указательные пальчики опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак. Молодцы!  Давайте напишем в воздухе. А теперь выложим из палочек, сколько нам нужно взять палочек?

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

7. ФИЗМИНУТКА 

Сочиним стихи, кто придумает словечко в рифму, тому брошу мяч, начинаем:

Пу-пу-пу-купили мы ....крупу

па-па -па-мелкая ... крупа

пу-пу-пу-просыпали ....крупу. 

пы-пы-пы-нет у нас... крупы.

Пи-пи-пи –мама, куклу мне...купи.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон и два-наклон.

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.

8. Поднимись на носочки, когда услышишь звук [Т], присядь если услышишь звук [П]:

Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай.

9. Работа с букварём.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку, где буквы наложены друг на друга. Какие буквы вам уже знакомы? Назовите их.

Логопед. Покажите Поле и Павлику игрушки, названия которых начинаются со звука П.

Какие имена, начинающиеся со звука П вы запомнили?

10. Подведение итогов занятия.

Логопед: - Ребята, звуками мы сегодня познакомились, а с какой буквой?

- Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).

- Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).

Анализ и самоанализ работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте детей логопедической группы

Коммуникативная деятельность НОД:«Знакомство с буквой  Б»....

Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.

Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И...

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...