Конспект по обучению грамоте детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.
(подгрупповое занятие)
«Звук [п] и буква п»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.
(подгрупповое занятие)
«Звук [п] и буква п»,
Ярославль 2018
Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].
Задачи:
Образовательные:
- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];
- закрепить навыки различения данных звуков;
- закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;
- познакомить с буквой П;
- уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].
Коррекционно-развивающие:
- коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;
- закрепление кинестетического образа звука;
- закрепление навыков звуко-слогового анализа;
- развитие мелкой моторики.
Воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества;
- формирование навыков самоконтроля.
Развивающая среда: картинки: петух, паук, попугай; изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.
Повторение пройденного материала.
- Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].
2. Знакомство с темой.
На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышатся звуки [п] и [п’]; предлагаются загадки об этих предметах.
1. Гребень имею – не пользуюсь им.
Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)
2. Весь день летаю
Мед добываю. (пчела)
3. Жить могу я в доме
В джунглях жить могу.
Умею разговаривать
Дразниться я люблю. (Попугай)
4. Плету я сети каждый день
И сети мне плести не лень. (Паук)
Назовите первый звук во всех отгаданных словах. Правильно, сегодня мы поговорим о звуке [П].
3. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.
- Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)
- Что я сейчас произнесла?
- А как вы догадались, что это звук?
- Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].
- Что происходи с нашим ротиком?
- Воздух свободно или нет?
- Что ему мешает?
- Губы - это преграда.
- Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?
- Положим руку на горлышко.
- Горлышко дрожит или молчит?
- Значит звук какой? Глухой или звонкий?
- В каком домике живет звук [П]?
- Значит звук твердый или мягкий?
- Как мы его обозначим?
-А кто мне скажет, звук ПЬ он какой?
-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом
4. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.
Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваша задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’] и где он стаит в начале, середине или конце.
Хлопите в ладоши, когда услышите звук П словах (Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай). Топните, когда услышите звук Пь в словах (пират, аист, парад, пихта, парк, пианино).
5. Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Назови слова». Вы будете называть слова со звуком [п], а за это я вам буду давать фишки. Узнаем кто же больше знает слов со звуком [п]. (То же самое со звуком [п’]).
6. «На что похожа буква П?». Из каких элементов состоит буква П? (буква П состоит из трех палочек). Попробуйте сделать букву П из пальчиков. (указательные пальчики опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак. Молодцы! Давайте напишем в воздухе. А теперь выложим из палочек, сколько нам нужно взять палочек?
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
7. ФИЗМИНУТКА
Сочиним стихи, кто придумает словечко в рифму, тому брошу мяч, начинаем:
Пу-пу-пу-купили мы ....крупу
па-па -па-мелкая ... крупа
пу-пу-пу-просыпали ....крупу.
пы-пы-пы-нет у нас... крупы.
Пи-пи-пи –мама, куклу мне...купи.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз-наклон и два-наклон.
Зашумел листвою клен.
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз-сюда, два-туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-присели, два-привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.
8. Поднимись на носочки, когда услышишь звук [Т], присядь если услышишь звук [П]:
Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай.
9. Работа с букварём.
Логопед. Посмотрите внимательно на картинку, где буквы наложены друг на друга. Какие буквы вам уже знакомы? Назовите их.
Логопед. Покажите Поле и Павлику игрушки, названия которых начинаются со звука П.
Какие имена, начинающиеся со звука П вы запомнили?
10. Подведение итогов занятия.
Логопед: - Ребята, звуками мы сегодня познакомились, а с какой буквой?
- Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).
- Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).
Анализ и самоанализ работы детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
Конспект по обучению грамоте детей логопедической группы
Коммуникативная деятельность НОД:«Знакомство с буквой Б»....
Конспекты занятий по обучению грамоте детей . Второй год обучения.
Лиманская О.Н. Конспекты занятий по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И
Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И...
Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"
Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте детей в подготовительной к школе группе для детей с умственной отсталостью
Тема: Звук и буква А...
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»
обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...