Конспект по обучению грамоте детей
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Брянцева Наталья Сергеевна

Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

(подгрупповое занятие)

«Звук [п] и буква п»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности логопеда и детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте.

(подгрупповое занятие)

«Звук [п] и буква п»,

Ярославль 2018

Цель: познакомить детей с буквой П и звуками [п]и [п’].

Задачи:

Образовательные:

- закрепить полученные знания об акустических особенностях звуков [П] [П’];

- закрепить навыки различения данных звуков;

- закрепить умение выделять звуки [П] [П’] в словах и умение определять местоположение данных звуков в словах;

- познакомить с буквой П;

- уточнение и припоминание слов, содержащих звуки [П] [П’].

Коррекционно-развивающие:

- коррекция речевого дыхания, развитие правильной воздушной струи;

- закрепление кинестетического образа звука;

- закрепление навыков звуко-слогового анализа;

- развитие мелкой моторики.

Воспитательные:

- формирование навыков сотрудничества;

- формирование навыков самоконтроля.

Развивающая среда: картинки: петух, паук, попугай; изображение буквы П, квадратики синего и зеленого цвета (для обозначения мягких и твердых согл. зв.).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Сядет тот, кто назовет мне гласный звук.

Повторение пройденного материала.

 - Придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [У] или [И].

2. Знакомство с темой.

На столе раскладываются картинки, в названиях которых слышатся звуки [п] и [п’]; предлагаются загадки об этих предметах.

1. Гребень имею – не пользуюсь им.

Шпоры имею – не езжу верхом. (Петух)

2. Весь день летаю

Мед добываю. (пчела)

3. Жить могу я в доме

В джунглях жить могу.

Умею разговаривать

Дразниться я люблю. (Попугай)

4. Плету я сети каждый день

И сети мне плести не лень. (Паук)

Назовите первый звук во всех отгаданных словах. Правильно, сегодня мы поговорим о звуке [П].

3. Характеристика звука [П] по акустическим и артикуляционным признакам.

 - Послушайте, как самовар кипит: ППППП (Показывается картинка)

 - Что я сейчас произнесла?

 - А как вы догадались, что это звук?

 - Посмотрите в зеркала и произнесите звук [П].

 - Что происходи с нашим ротиком?

 - Воздух свободно или нет?

 - Что ему мешает?

 - Губы - это преграда.

 - Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то звук как называется?

 - Положим руку на горлышко.

 - Горлышко дрожит или молчит?

 - Значит звук какой? Глухой или звонкий?

 - В каком домике живет звук [П]?

 - Значит звук твердый или мягкий?

 - Как мы его обозначим?

-А кто мне скажет, звук ПЬ он какой?

-согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом

4. Игра “Поймай звук и определи, какой он мягкий или твердый”.

Логопед: - Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете. Ваша задача – определить есть ли в этом слове звук [П] или [П’] и где он стаит в начале, середине или конце.

Хлопите в ладоши, когда услышите звук П словах (Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай). Топните, когда услышите звук Пь в словах (пират, аист, парад, пихта, парк, пианино).

5. Молодцы ребята, а сейчас поиграем в игру «Назови слова». Вы будете называть слова со звуком [п], а за это я вам буду давать фишки. Узнаем кто же больше знает слов со звуком [п]. (То же самое со звуком [п’]).

6. «На что похожа буква П?». Из каких элементов состоит буква П? (буква П состоит из трех палочек). Попробуйте сделать букву П из пальчиков. (указательные пальчики опущены вниз, кончики больших пальцев соединены, остальные пальцы сжаты в кулак. Молодцы!  Давайте напишем в воздухе. А теперь выложим из палочек, сколько нам нужно взять палочек?

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

7. ФИЗМИНУТКА 

Сочиним стихи, кто придумает словечко в рифму, тому брошу мяч, начинаем:

Пу-пу-пу-купили мы ....крупу

па-па -па-мелкая ... крупа

пу-пу-пу-просыпали ....крупу. 

пы-пы-пы-нет у нас... крупы.

Пи-пи-пи –мама, куклу мне...купи.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз-наклон и два-наклон.

Зашумел листвою клен.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Раз-сюда, два-туда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два, заниматься нам пора.

8. Поднимись на носочки, когда услышишь звук [Т], присядь если услышишь звук [П]:

Таня, Поля, Павлик, полка, торт, помидор, парк, такси, попугай.

9. Работа с букварём.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинку, где буквы наложены друг на друга. Какие буквы вам уже знакомы? Назовите их.

Логопед. Покажите Поле и Павлику игрушки, названия которых начинаются со звука П.

Какие имена, начинающиеся со звука П вы запомнили?

10. Подведение итогов занятия.

Логопед: - Ребята, звуками мы сегодня познакомились, а с какой буквой?

- Чем отличаются звуки [П] [П’]? (характеристика звуков, сравнение).

- Каким цветом мы их обозначаем? (синим или зеленым).

Анализ и самоанализ работы детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте детей логопедической группы

Коммуникативная деятельность НОД:«Знакомство с буквой  Б»....

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И

Конспект по обучению грамоте детей подготовительной группы Звук и буква И...

Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"

Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте детей старшей группы «Маленькие грамотеи»

обогащать словарный запас детей; учить называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах; продолжать упражнять детей в делении слова на слоги, правильно определяя после...

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста". Картотека игр по обучению грамоте.

Методическая разработка "Дидактические игры по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста"Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 79 Выборгского района г. Санкт-Петербург ...

Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе Тема: «Письмо от Королевы Грамоты»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо обучению грамоте детей в подготовительной группеТема: «Письмо от Королевы Грамоты»...