Конспект НОД по обучению грамоте детей в подготовительной группе Тема: «Письмо от Королевы Грамоты»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тимошина Елена Ивановна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте детей в подготовительной группе

Тема: «Письмо от Королевы Грамоты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте детей в подготовительной группе

Тема: «Письмо от Королевы Грамоты»

г. Железногорск.

ООП: Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2019.- 352 с.

Программные задачи: 

  • учить выполнять графические диктанты;
  • продолжать выделять слова из потока речи;
  • продолжать определять количество слов в предложении;
  • развивать умение составлять предложения с заданным количеством слов;
  • развивать умение чтения простых слов и фраз;
  • продолжать составлять схемы слова;
  • продолжать формировать стремление к освоению чтения и письма;
  • продолжать использовать общепринятые схемы;
  • продолжать обогащать слуховой опыт у детей;
  • воспитывать ценностное отношение детей к здоровью.

Методические приемы: игровая мотивация, показ презентации, инструкция, пояснения, разъяснения, вопросы к детям, словесные отчеты детей, предметно-практические и умственные действия, контроль и оценка, поощрение.

Интеграция образовательных областей: основная образовательная область - речевое развитие интегрируется с другими: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.  

Оборудование и материалы:  проектор, ноутбук, презентация,  письмо от Королевы Грамоты, карточки с буквами  А, О, У, С, К, Т, К, аудиозапись «Буквы разные от А до Я», для каждого ребенка рабочая тетрадь Наталия Нищева - Прописи для старших дошкольников, тетрадь в крупную клеточку, простой карандаш, цветные карандаши, три фишки (красная, синяя, зелёная), схемы слов, наклейки-смайлики на тетрадь, конфеты

Предварительная совместная деятельность: знакомство со словом, определение количества слов в предложении, составление предложения с заданным количеством слов, чтение простых слов, составление схемы слова по звуковому составу, разгадывание ребусов и кроссвордов.

ХОД НОД 

 Часть 1, организационная.

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показывают носик)

Здравствуйте, губки     (показывают губки)

Здравствуйте, зубки     (показывают зубки)

Губками «почмокали»  («чмокают»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкают»)

Ручки вверх подняли   (поднимают ручки вверх)

И ими помахали      (машут ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваются)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс письмо от Королевы Грамоты! Сейчас я его зачитаю: «Здравствуйте жители группы «Совята»! Я слышала, что вы многое уже знаете о буквах и звуках и решила проверить, так ли это. Предлагаю Вам отгадать загадку, выполнить интересные задания, в общем, поиграть, поделиться своими знаниями друг с другом и поучиться у своих друзей. Если Вы справитесь с заданием, то Вас ждёт сюрприз!». Согласны?

Дети: согласны

Часть 2, основная 

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым,

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого буквы надо знать! Что это?

Дети: Слово!

Воспитатель: Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я вам покажу картинку, а вы по очереди будете называть слова, которые увидите на ней.

Слайд 1.

Дидактическая игра «Достанем слова»:

Воспитатель: Каким словом называется этот предмет?

Дети: Аквариум.

Воспитатель: Достанем» слова из аквариума?

Дети называют слова: рыбки, вода, камни, ракушки, улитки, водоросли, песок. Затем воспитатель просит одного из детей: повтори все слова, которые назвали.

Слайд 2.

Воспитатель: А теперь «достанем» слова из борща.

Дети называют  слова, а воспитатель достает овощи: свёкла, морковь, лук, капуста, картофель.

Воспитатель: Как, одним словом назвать эти предметы?

Дети: Это овощи

Воспитатель: Слова бывают длинные, бывают короткие. Как же их измерить? Чем? Линейкой?

Дети: Слогами.

Воспитатель: Давайте вспомним подсказку:

Измерить длиннющее слово –

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём, надо узнать-

Хлопать в ладоши пора начинать!

Игра «Поделите слова на слоги»

Слайд 3.

Воспитатель: посмотрите на картинки, прохлопайте слова и посчитайте слоги.

Дети при помощи хлопков делят слова на слоги. Воспитатель каждый раз спрашивает, сколько слогов в каждом слове.

Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их (А, О, У). После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось (СА, КА, КО, ТО). Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса,  утка, каток.

Слайд 4.

Воспитатель: молодцы, ребята. Посмотрите, у меня есть такие схемы. Кто помнит, что это?

Дети: это схемы предложения.

Воспитатель: правильно. Скажите ребята, что означает каждая полоска в предложении? 

Дети: это слово

Воспитатель: давайте составим предложение по схеме 1. Сколько слов в нем будет?

Дети: два

Воспитатель: хорошо. Вам надо придумать предложение из двух слов, используя слово Щенок.

Дети составляют предложения по схемам (Щенок спит. Щенок кушает и др.)

Воспитатель: теперь посмотрите на следующую схему. Что скажете о ней?

Дети: предложение из трех слов.

Воспитатель: правильно, теперь надо придумать предложение из трёх слов, используя слово Щенок.

Дети составляют предложения по схемам (Маленький щенок гуляет и др.).

Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! А теперь поиграем в игру «Путаница». Пусть Слава изображает слово «медвежонок»; Аня – слово «любит». Какое третье слово выберем? (Мёд) Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок). Заменим слово «мёд» другим. Катя будет теперь словом «кувыркаться». Прочитайте предложение (Кувыркаться любит медвежонок). А теперь? (Медвежонок любит кувыркаться).

Составьте свои предложения со словом «медвежонок». (Медвежонок любит малину, Медвежонок спит...)

Воспитатель: ребята, давайте немного отдохнем.

Физкультминутка: «Как живёшь?»

Как живешь? – Вот так.

Как плывешь? – Вот так.

Как бежишь? – Вот так.

Вдаль глядишь? – Вот так.

Ждешь обед? – Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? – Вот так.

Как шалишь? – Вот так.

Дети отвечают на вопросы, выполняют движения согласно тексту

Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?

Дети: Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим.

Воспитатель: Какими бывают звуки?

Дети: звуки бывают согласными и гласными

Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными? 

Дети: звуки, которые тянутся, поются голосом.

Воспитатель: каким цветом обозначаются все гласные звуки? 

Дети: красным.

Воспитатель: Какими бывают согласные звуки? 

Дети: согласные звуки бывают твердыми и мягкими

Воспитатель: Каким цветом обозначается твердый согласный звук? 

Дети: синим

Воспитатель: Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? 

Дети: зеленым

Игра «Кто внимательный».

Воспитатель: - Давайте поиграем. Возьмите три фишки (красную, синюю, зелёную), положите их перед собой. Я буду называть звуки, а вы, определив какой это звук, будете поднимать фишку нужного цвета.

Дь, К, А, Л, О, П, И, Мь, Н, У, Ж, Сь, Т, Ч, Й.

Воспитатель: молодцы, а теперь посмотрите на экран.

Слайд 5.

 «Определи первый звук в словах»

Воспитатель показывает картинки детям, дети выделяют первый звук и показывают красную фишку, если слово начинается с гласного звука; синюю фишку, если слово начинается с твёрдого согласного звука; зелёную, если слово начинается с мягкого согласного звука.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились!

А теперь предлагаю вам разобрать слово Гуси.

Перед вами есть несколько схем слов. Вам нужно выбрать подходящую к этому слову и потом закрасить ее.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове гуси?

Дети: четыре.

Воспитатель: Какой первый звук?

Дети: «Г».

Воспитатель: Произнесите слово, выделяя голосом первый звук. Какой это звук? Каким цветом его рисуем?

Дети: согласный твёрдый, рисуем синим цветом.

Воспитатель: Второй звук?

Дети: «У».

Воспитатель: Какой он?

Дети: гласный, его можно протянуть, пропеть, рисуем  красным цветом.

Воспитатель: Третий звук в слове гуси?

Дети: звук «СЬ» – он согласный мягкий, обозначаем зелёным цветом.

Воспитатель: И последний, четвёртый звук в слове?

Дети: Последний звук в слове, звук «и» – он гласный, потому что при произношении его нам во рту ничего не мешает, обозначим его красным цветом.  

Воспитатель: Что мы можем сказать про слово гуси, глядя на схему

Дети: в слове гуси два гласных звука, значит и два слога.

Воспитатель: Правильно, мы знаем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Назовите первый слог (гу), второй слог (си). Послушайте, я произнесу слово гууууси, а теперь гусиии.  Как вы думаете, какой слог ударный: первый или второй?

Дети: первый

Воспитатель: а теперь, приглашаю вас за столы. Перед вами лежит тетрадь в крупную клеточку и карандаш. Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Но сначала, давайте вспомним, где у нас правая и левая рука.

Дети показывают правую и левую руку.

Воспитатель: хорошо, посмотрите на экран.

Слайд 6.

Воспитатель: Сейчас нарисуем линию вправо, теперь влево, теперь вверх и вниз. А сейчас, возьмите карандаши поставьте на красную точку (заранее нарисована воспитателем. При диктовке делаются достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию). Проведите линию на одну клеточку вверх, теперь, не отрывая карандаш, проведите линию на одну клеточку вправо, затем одну клеточку вниз и одну клеточку влево. Что у нас получилось?

Дети: квадрат.

Воспитатель: молодцы.  Давайте отдохнем.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики,

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять,

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы закончили считать (руки виз, встряхнуть кистями).

А теперь, посложнее задача. Спуститесь на 6 клеточек вниз и 4 клеточки вправо. Поставьте точку. Надо постараться, чтобы фигуры получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

Слайд 7.

Что у вас получилось?

Не боится он лозинки,

Ест хозяйские ботинки:

Лает громко, как звонок –

Это маленький (щенок).

Молодцы, ребята. Теперь можете дорисовать ему глазик и раскрасить.

Воспитатель: теперь, ребята, давайте выполним задание в тетради на странице 2. Посмотрите, что вы видите?

Дети: солнышко, паровоз, рельсы.

Воспитатель: хорошо, Обратите внимание, лучи у солнышка и  рельсы нарисованы ровной чертой. Сейчас, возьмите карандаши и нарисуем в воздухе эту линию сверху вниз. Молодцы, держите карандаш правильно. А теперь проведите по штриховке прямые линии у солнышка, а затем у рельс. Теперь ниже на строчках тоже нарисованы линии, но разной длины. Будьте внимательны, смотрите, откуда эта линия начинается и где заканчивается. Рисуйте сначала по штриховке, а затем сами.

Не забываем о правильной посадке: спинка прямая, ножки на подставке, локоть лежит на парте. Дети выполняют задание в рабочей тетради

Часть 3, заключительная.

Воспитатель: Подумайте и ответьте, справились ли вы с заданиями Королевы Грамоты? Ребята, скажите, для вас какими были задания? Что больше всего вам понравилось? А, по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов? А какова ваша оценка своих умений и навыков?

Прикрепите на тетрадь смайлик:

Красный - который соответствует: « Всё отлично! Я доволен!»

Синий  - « У меня всё хорошо»

Жёлтый – « Что-то не получилось!»

Я думаю, что вы отлично потрудились и, поэтому заслужили сюрприз – конфеты!

Под аудиозапись «Буквы разные от А до Я» воспитатель раздает конфеты.

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

.

Слайд 4

. 1. |______ ______ . 2. |______ ______ ______ .

Слайд 5

.

Слайд 6

. .

Слайд 7

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОД педагога и детей в подготовительной группе Тема: «Осколки доброты» с использованием ИКТ (восприятие художественной литературы)

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к...

Конспект НОД познавательного развития детей в подготовительной группе. Тема: " Дикие животные Волки"

Конспект НОД  познавательного развития детей в подготовительной группе.Тема: " Дикие животные Волки"Цель: расширять знания детей о диких животных живущих в средней п...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Путешествие в королевство Грамоты»

Целью итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе  «Путешествие в королевство Грамоты» является  выявление уровня знаний детей, готовность к шк...

НОД Обучение грамоте детей в подготовительной группе Тема: «Письмо от Буратино»

НОД  Обучение грамоте детей в подготовительной группе Тема: «Письмо от Буратино»Программное содержание: Продолжать учить детей дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные зву...

Конспект развлечение с участием детей в подготовительной группе Тема: «1 апреля - праздник шутки и веселья»

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №243 ОАО «РЖД» Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»...

Конспект по познавательному развитию детей в подготовительной группе. Тема: «Сельскохозяйственный труд людей осенью»

Конспект по познавательному развитию детей в подготовительной группе.Тема: «Сельскохозяйственный труд людей осенью»Программное содержание:1. Активизировать словарь по теме "Труд людей...