Проект по обучению грамоте "Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ"
проект по логопедии (старшая группа)
Проект направлен на подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_obucheniyu_gramote.docx | 28.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 «Аленушка»
«Нетрадиционные методы обучения грамоте детей с ОВЗ»
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По продолжительности: долгосрочный (с 1.09.2021г. – 30.05.2022г.).
Автор проекта: Алексеева Елена Романовна – учитель-логопед
2021 год
Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе. Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Задачи:
-формирование навыков звукового анализа и синтеза;
-развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук);
-знакомство с графическим изображением букв алфавита;
-обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.
Направление работы:
1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования;
2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза;
3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Срок реализации – учебный год (с 01 сентября по 30 мая).
Основополагающие принципы организации проекта:
- развивающего обучения;
- учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;
- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;
- деятельностного подхода (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной деятельности);
- интегративного подхода к обучению.
Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.
I – Подготовительный этап, его цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита.
1) Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.
Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно для усвоения сложной для него системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда для него посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, используя игровые образовательные ситуации с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно), пробуждающих у детей интерес и внимание к букве и звуку.
2) Привлечение родителей к сотрудничеству началось с анкетирования, цель которого - выявить уровень заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей.
3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков, мониторинга звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя, из полученных результатов определено содержание работы по проекту:
- Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты;
- Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования;
- Разработан перспективный план по работы с родителями;
- Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
- Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр;
- Созданы буквенные фризы;
- Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
- Определены предполагаемые результаты.
Результаты работы по проекту на I этапе - определены задачи и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.
II – Основной (практический) этап предполагает проведение работы по обучению грамоте в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям:
-Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам;
-Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах;
-Обучение элементам грамоты.
Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями и в самостоятельной детской деятельности через:
Создание буквенного фриза [ 1 ], цель которого:
-Закрепить графический образ букв алфавита.
-Упражнять в соотнесении звука и буквы.
-Развивать мелкую моторику в процессе вышивания из бус.
Совместно с детьми в процессе выполнения дидактической игры «Превращения буквы» были разработаны эскизы букв, используя метод наглядного моделирования. По выбранным эскизам под руководством воспитателей дети «вышивали» буквы, впоследствии была создана совместная с детьми презентацию буквенного фриза.
Использование дидактических игр «Слоговой цветочек», «Разноцветные буквенные дорожки» и др., цель которых:
-Привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе.
-Закреплять графический образ букв, навыки фонематического восприятия.
-Совершенствовать творческое самовыражение родителей и детей.
(Например, в игре «Слоговой цветочек» готовится картонный шаблон, обтянутый самоклеющейся пленкой, дети совместно с родителями приклеивают в центре букву, обозначающую согласный звук, а на лепестки – буквы, обозначающие гласные, так отрабатывается навык составления слогов, затем целых слов, постепенно дети учатся читать. Другие игры проводятся аналогично, содержание игры варьируется в зависимости от поставленных задач и от творческого потенциала самого педагога.
Для родителей оформлены консультации-памятки по правилам обучению элементам грамоты и навыкам чтения, папки-передвижки, картотеки домашних игр-заданий, которые помогают родителям в домашних условиях отрабатывать с детьми речевой материал. Проведение совместных праздников и развлечений с родителями и при их участии является показателем качественной работы всех участников образовательно-коррекционного процесса
III - Итоговый этап. -обобщение и оценка результатов, анализ работы и прогнозирование дальнейшей деятельности.
Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:
- сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;
- наблюдается осмысленное чтение слов.
Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.
Вывод по проекту:
Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми в процессе практической опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности, приобретают качество системности и обобщённости.
В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.
Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...
«Авторские методы работы по подготовке к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (ОНР)»
Предлагается материал из опыта работы логопеда по обучению грамоте с помощью необычных пособий и придуманных автором методов (изучение новых букв, анализ слова, предупреждение дисграфии). ...
Образовательный проект по обучению детей подготовительной к школе группы "Обучение грамоте детей как речевая готовность к школе"
Долгосрочный проект формирует речевую школьную готовность детей подготовительной к школе группы. Проект представлен планированием, мониторингом. ...
Городское методическое объединение "ФГОС дошкольного образования.Использование инновационных технологий при обучении дошкольников плаванию.Обучение игре в водное поло детей дошкольного возраста"
!6 мая 2019 года в ДО №1 состоялось Городское Методическое обЪединение " ФГОС дошкольного образования. Использование инновационных технологий при обучени...
ПРОЕКТ «Игровые технологии, как метод формирования у детей связной речи»
Проект по теме: "Зимующие птицы" в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет....
ЛЕГО – конструирование, как метод обучения, обеспечивающий качество познавательного процесса детей дошкольного возраста.
ЛЕГО – конструирование, как метод обучения, обеспечивающий качество познавательного процесса детей дошкольного возраста....
Логопедический проект по обучению дошкольников с ОНР грамоте с применением метода наглядного моделирования.
Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоению детьми о...