Рабочая программа по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechevoe_razvitie.docx | 97.56 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Рабочая учебная программа
Речевое развитие
Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования
«От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, 2015г.
Воспитатель Бобина Татьяна Юрьевна
г.Ртищево 2018г.
II.Пояснительная записка.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого , что служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляют и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Особое внимание необходимо уделить развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики полезно уделять внимание развитие тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания.
Основными целями начального курса развития речи является развитие у детей познавательной речевой активности и формирования культуры речевого общения.
На реализацию этих целей направлены задачи курса:
- Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
- Расширение словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
- Усилие контроля над собственной речью.
- Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
- Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
- Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
- Нравственное воспитание детей.
Календарно тематическое планирование
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
раздел
Речевое развитие
доминирующая область
подготовительная к школе группа
группа
Количество занятий___________37______________
всего в год
в неделю ________________1__________________
Плановых занятий______37____ тестов _____4______
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема, цель | Содержание НОД, пути достижения цели | количество занятий в неделю | Форма организации НОД, продолжительность | Предметно – пространственная развивающая среда | Дата проведения | Вид контроля |
1 | Тема: «Самое страшное» - по произведению Е. Пермяка. (диагностика) Понимание смысла текста, составление рассказов на тему «Как не остаться одному», развитие связной речи, грамматического строя речи, развитие конструктивных способов взаимодействия со сверстниками, владение культурой общения, соблюдение элементарных общепринятых моральных норм и правил поведения. | 1. «Что самое страшное?»- - высказывания детей. 2. Чтение произведения Е Пермяка «Самое страшное». – способность испытывать страдание и сочувствие к персонажу произведения, понимание смысла текста. 3. Составление рассказов на тему «Как не остаться одному». – связная речь 4. Игровое упражнение «Цепочка слов». словообразование.- -грамматический строй речи. 5. Игровые упражнения «Назови одним словом», «Как сказать по-другому» - формирование словаря. 6. Игровое упражнение «Назови первый звук в слове» - звуковая культура речи. | 1 | Фронтальное | Иллюстрации к тексту, наборы картинок. | 05.09 | Тест №1 |
2 | Тема. «Мой город». Диагностика. Цель: выявить уровень речевого развития детей; воспитывать любовь к родному городу, патриотические чувства. | 1. Игра «Путешествие по нашему городу» - формирование словаря. 2. Составление сравнительных рассказов о зданиях нашего города (фото – связная речь) 3. Игра «Подбери слово» (образование слов). 4. Игра «хлопни, если услышишь звук» - звуковая культура речи. 5. Стихотворение о нашем городе – интонационная выразительность речи, дикция. 6. Итог. | 1 | Фронтальное | Слайды «Наш город», фотографии зданий нашего города; схемы – позиция звука в слове. | 12.09 | Тест №2 |
3 | Тема. Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони». Понимание смысла текста, пересказ текста. Цель. Учится понимать смысл текста. Побуждать размышлять на тему «Я и другие», учить пересказывать текст; упражнять в подборе глаголов, обозначающих трудовые действия, определений; воспитывать положительное отношение к труду. | 1. Игра-мотивация «Яблоки». Группировка предметов по одному из признаков. 2. Как появились эти яблоки? Рассуждения детей. 3. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони». – Как вы думаете , что ответил старик? Для кого он сажал яблони? Что можно сказать об этом человеке – какой он? 4. «Я и другие» - рассуждения детей. Что можно сделать для других людей чтобы тебя вспоминали добрыми словами? 5. Пересказ рассказа Л.Н.Толстого. 6.Игровое упражнение «На каких картинках добрые дела?» 7. Игровое упражнение «Подбери слова». Активизация глаголов. Прилагательных. 8. Итог. | 1 | Фронтальное. | Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Старик сажал яблони», муляжи яблок; сюжетные картинки с изображением труда людей | 19.09 | Анализ качества выполнения речевых заданий. самоконтроль. Самооценка. |
4 | Тема. «Осень». Составление рассказов об осени. Познакомить с рассказом В.Скребицкого «Осень», формировать эмоциональное восприятие художественного произведения; развивать умение понимать художественный текст, находить определения, обогащать ими словарь; учиться рассказывать о приметах золотой осени, отвечать на вопросы фразами из текста, воспитывать любовь к природе, умение замечать ее красоту.
| 1. Загадки об осени. – О каком периоде осени загадка? Найдите картинку. 2. Проблемная ситуация: потерялась красавица осень. Где ее найти? Высказывания детей. 3. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень». – Как украсила осень березы и клены? В какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Какая картина подходит к рассказу? 4.Предлагается картинаИ. Левитана «Золотая осень». – Найдите в картине то, о чем говорится в рассказе. Рассказ о приметах золотой осени. 5. Игровое упражнение «Найди красивое слово». Подбор определений к словам осень, листва, воздух, небо, солнце. 6. «Веселый счет». Согласование числительных с существительными. 7.Игровое упражнение «Закончи предложение». 8. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Карточки с изображениями периодов осени, репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». Аудиозапись концерта А.Вивальди «Времена года». | 26.09 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
5 | Тема. Чтение Е. Пермяка «Смородинка». Развивать умение понимать смысл произведения, воспитывать положительное отношения к труду; обогащать представления о культурных кустарниках, об условиях, необходимых для их роста. Закрепить понятие предложение. Учить определять количество и порядок слов в предложении, упражнять образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. | 1.Игра «Отгадай, какое варенье в банке»-подбор определений. 2. Встреча с Карлсоном. Проблемная ситуация – Карлсон не знает, как выращивать ягоды на варенье. 3. Чтение Е.Пермяка «Смородинка». 4. Игра «Разложи картинки в правильной последовательности». 5.Игра «Перебери ягоды» - группировка по главному признаку. 6. Игра «Живые слова». Последовательность слов в предложении. 7. Игровое упражнение «Ягодки». 8. Игровое упражнение «Хлопни, если услышишь звук». 9. Итогю | 1 | Фронтальное, интегрированное | Игрушка Карлсон, набор сюжетных картинок, картинки с изображением ягод; засушенные ягоды. | 03.10 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
6 | Тема. «Вот так истории!» Цель. Обогащать представления о повадках домашних животных, продолжать учить составлять рассказы из личного опыта о своих домашних питомцах; продолжать учить определять последовательность и порядок слов в предложении, познакомить со схемой предложения, воспитывать доброжелательное отношение к животным. (зан. 31, стр.31) | 1. Игровое упражнение «Чей портрет?» Описание домашних животных. 2. – Почему щенок грустный? Как ему помочь? Рассуждения детей. 3. «Вот так истории!» Составление рассказов из личного опыта о своих домашних питомцах. 4. Игровое упражнения «Придумай предложения о щенке». 5. Игровое упражнение «Покажи нужную числовую карточку». Определение количества слов в предложении, их последовательности. Знакомство со схемой предложения, подбор схемы к предложению. 6. Игровое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук». 7. Итог. | 1 | Фронтальное. | Картинки с изображением домашних животных, числовые карточки, схемы предложений. | 10.10 | Анализ качества выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
7 | Тема.«На лесной полянке». Развитие диалогической речи. Цель. Развивать воображение и творческие способности детей; учить передавать диалог лесных животных, создавать выразительные образы. Продолжать учить делить предложения на слова, определять количество и последовательность слов в предложении, подбирать схему к предложению. | 1. Игровое упражнение «Я задумал то, что находится на лесной полянке». 2. «Вот что случилось на лесной полянке…» работа в парах, составление детьми диалогов от лица животных. 3. Игровое упражнение «Чей хвост?» (Окончания слов: беличий, лисий ит.д.) 4. Рассматривание схем предложений, придумывание предложений к схемам про животных. 5. Игровое упражнение «хлопни в ладоши, если услышишь звук». 6. Итог. | 1 | Фронтальное | Макет лесной полянки, картинки с изображением диких животных. | 17.10 | Анализ качества выполнения речевых заданий, работа в парах, взаимоконтроль, самооценка. |
8 | Тема. Составление сравнительных рассказов о водоплавающих птицах. Схема предложения. Цель. Учить составлять сравнительный рассказ о водоплавающих птицах, упражнять в конструировании сложноподчиненных предложений с союзом а, упражнять в подборе определений; учить придумывать предложения к данной схеме. | 1. Игровое упражнение «Калейдоскоп сказок». Сказки, в которых встречаются водоплавающие птицы. 2. Встреча с гадким утенком из сказки Х.К.Андерсена. – Почему маленького лебедя перепутали с утенком? 3. Составление сравнительных рассказов о водоплаающих птицах с союзом а. 4. Игровое упражнение «Как сказать по – другому?» (лебедь с длинной шеей длинношеий). 5. Работа со схемой предложения. Определение количества слов в предложении, придумывание предложений к схемам. 6. Итог. | 1 | Фронтальное. | Иллюстрации к сказкам, картинки с изображением водоплавающих птиц, схемы предложений. | 24.10 | Анализ качества выполнения речевых заданий, работа в парах, взаимоконтроль, самооценка. |
9 | Тема. «Кот, петух и лиса». Развитие интонационной выразительности речи. Цель. Обогащать представление о русских народных сказках, учить понимать идею произведения, развивать умение инсценировать сказку, передавая характер персонажей; развивать интонационную выразительность речи, жестов; развивать грамматический строй речи, воспитывать положительное отношение к дружбе, взаимовыручке. | 1. Игровое упражнение «Чей клюв».(грамматический строй речи), 2. Игровое упражнение «Узнай сказку о домашних птицах». 3. Игровое упражнение «Что сначала, что потом». - восстановление последовательности сказки «Кот, петух и лиса» - по картинкам. 4. Физминутка «Изображаем персонажей сказки». 5. Инсценировка сказки «Кот, петух и лиса» 6. Пояснение пословицы «В дружбе – сила». Итог. | 1 | Фронтальное | Карточки «Разрезные картинки» с изображение частей тела домашних птиц, иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстрации к сказке «Кот, петух и лиса», декорации к сказке. | 31.10 | Анализ качества выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
10. | Тема. «Что я знаю о своем друге». Цель. Обогащать представления о строении человека, его характерных особенностях; учить составлять описательный рассказ о хорошо знакомом человеке, передавать индивидуальные особенности его внешности, характера; упражнять в конструировании предложений с однородными членами; упражнять в делении предложений на слова, определении последовательности слов в предложении; учить делить слова на слоги, придумывать слова на определенный слог; воспитывать наблюдательность. | 1. Игровое упражнение «Отгадай, о ком речь». Описание внешности. 2. Встреча с Незнайкой. – Как познакомить со своим другом, если нет его фотографии? 3. Игровое упражнение «Словесный портрет моего друга». 4. Игровое упражнение «Как сказать по – другому?» (голубые глаза – голубоглазый). 5. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить схему предложения». 6. Игровое упражнение «Продолжи слово». Выделение слога как части слова. 7. Игровое упражнение «Произнеси слово по слогам». 8. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Прозрачный сосуд с водой, кусочек пластилина, иллюстрации с изображением рыб, большой сосуд с водой, пособия. | 07.11 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
11 | Тема. Чтение словенской сказки «Кто сшил Видеку рубашку?» Цель. Развивать умение понимать смысл произведения, раскрыть значение понятия «взаимопомощь», побуждать детей рассуждать на тему «Я и другие», закрепить знания о процессе изготовления одежды, упражнять в составлении описательных рассказов об одежде, активизировать в речи слова - определения. | 1. Игра «Что из чего сделано?» 2. Встреча с Солнечным Зайчиком проблемная ситуация: где взять новую рубашку? 3. О том, кто сшил Видеку новую рубашку. (По тексту сказки) – Почему все помогали Видеку? 4. Рассматривание шерсти, шерстяной пряжи, шерстяных ниток, шерстяной ткани. 5. Игра «Смотай нитки в клубок». 6.Инсценирование «Новая рубашка». 7.Игра «Узнай одежду по описанию». 8. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Плоскостное изображение Солнечного Зайчика, иллюстрации к сказке «Кто сшил Видеку рубашку», образцы шерсти, шерстяной пряжи, шерстяной ткани, клубки ниток, выкройки, Картинки с изображением видов одежды. | 14.11 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
12 | Тема. « О том, как зимовье построили». (по русской народной сказке «Зимовье зверей») Цель. Закрепить умение детей различать жанры художественных произведений, называть характерные особенности сказок: зачин, повторы, концовка, помочь понять, что каждая сказка чему-то учит; пояснять выражения «Друг за друга горой», «Водой не разольешь», пословицу «Согласному стаду и волк не страшен»; учить составлять рассказ о том, как построить бревенчатую избу, пользуясь фразами из сказки, активизировать словарь: зимовье, щепа, глаголы: тесать, конопатить; упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением; продолжать учить делить слова на слоги; воспитывать положительное отношение к дружбе, к труду. | 1.Игра «Сказка, рассказ, стихотворение». 2. Встреча с волком с перевязанной щекой. что случилось с волком? Что означает пословица «Согласному стаду и волк не страшен?» 3. Чтение сказки «Зимовье». – Почему животные решили строить зимовье? Какое жилище можно так назвать? 4. – Расскажем волку, как построить зимовье. (с использованием схемы) 5. Инсценирование отрывка из сказки. – Почему животные одолели волка? Раскрытие смысла пословицы «Согласному стаду и волк не страшен», выражений «водой не разольешь», «друг за друга горой». 6. Игровое упражннние «Назови ласково». 7. Игровое упражнение «Хлопни столько раз, сколько слогов в слове». 8. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Иллюстрация к сказке, макет бревенчатого дома, куклы би-ба-бо, ширма. | 21.11 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
13 | Тема. «Небылицы-перевертыши». Цель. познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы, обогащать представления о предназначении мебели, активизировать в речи детей названия предметов мебели, ее деталей; активизировать использование в речи глаголов; продолжать учить определять количество и последовательность слогов в слове; воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира. | 1. Игровое упражнение «Что правда – а что – нет». 2. Рассматривание юмористической иллюстрации. - почему пудель сидит в буфете? Рассуждения детей. 3. Чтение небылиц-перевертышей. 3. Игра «Путаница» Н. Матвеевой. Составление детьми небылиц. 4. Игровое упражнение «Все наоборот». Составление детьми рассказов о предназначении мебели, частей мебели. 5. Игровое упражнение «Кто больше придумает слов?». Активизация глаголов. (За столом можно: сидеть, писать, рисовать, читать, завтракать и т.д.) 6. Деление слов на слоги, определение количества слогов в слове, их последовательности. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Иллюстрации к небылицам, картинки-путаницы с изображением предметов мебели. | 28.11 | Анализ результатов детской деятельности, самоконтроль, работа подгруппами. |
14 | Тема. «Сказка о рукодельнице на новый лад». Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Цель. Обогащать представления о предназначении электроприборов; учить составлять рассказ с последовательно развивающимся сюжетом по серии картинок; активизировать в речи детей названия электроприборов, деталей, использование глаголов; упражнять в делении слов на слоги, определении количества слов в предложении, продолжать учить работать со схемами; воспитывать положительное отношение к труду; напомнить о правилах безопасности при использовании электроприборов. | 1. Игровое упражнение «Что для чего?» 2. Встреча с персонажами: Рукодельницей и Ленивицей. – От каких слов произошли имена девочек? Как помочь Ленивице научиться трудиться? Как облегчить труд? 3. Придумывание сказки по серии сюжетных картинок с использованием названий электроприборов, глаголов. 4. Игровое упражнение «Картинки-путаницы». 5. Игровое упражнение «Выложи схему предложения». 6. «Игровое упражнение «Делим слова на слоги». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Куклы БИ-БА-БО, набор картинок с последовательно развивающимся сюжетом, картинки с изображением электрорприборов; карточки для выкладывания схем предложений. | 05.12 | Анализ результатов детской деятельности, анализ выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
15 | Тема. «Как аукнется, так и откликнется». Составление сравнительных рассказов о предметах посуды, пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». Цель. Обогащать представления о предметах посуды, их предназначении, качествах; учить составлять сравнительные рассказы о предметах посуды; учить выразительно пересказывать сказку близко к тексту; упражнять в подборе однокоренных слов; продолжать учить определять количество и последовательность слогов в слове; развивать связную речь, фонематический слух, грамматический строй речи; воспитывать щедрость, гостеприимство. | 1. Игровое упражнение «Посудная лавка». Составление сравнительных рассказов о предметах посуды. 2. Рассматривание иллюстрации из сказки «Журавль и лиса». – почему лиса грустная? Как вы понимаете выражение «Как аукнется, так и откликнется?» 3. Выразительный пересказ сказки «Лиса и журавль». 4. Рассуждения детей на тему «Что значит быть гостеприимным?». 5. Игровое упражнение «Цепочка слов». 6. Игровое упражнение «Живые слова». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Предметы посуды , иллюстрация к сказке «Лиса и журавль». | 12.12 | Анализ выполнения речевых заданий, взаимоконтроль, самооценка. |
16 | Тема. «Птичья столовая». Цель. Учить составлять сюжетный рассказ по картине с использованием описаний зимующих птиц: цвета их оперения, строения, особенностей поведения; продолжать развивать слуховое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова; упражнять в составлении предложений; воспитывать доброжелательное отношение к объектам живой природы. | 1. Игровое упражнение «Узнай птицу по описанию». 2. Встреча с Машей. – Пришла Маша из детского сада, а кормушка – пустая. Кто побывал в птичьей столовой? 3.Составление рассказов на тему «Кто побывал в птичьей столовой?» 4.Игровое упражнение «Задачка в стихах». 5. Игровое упражнение «Кто больше придумает слов ,, которые начинаются со слога ша?» 6. Дидактическая игра «Ты мне, я – тебе». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Слайды с изображением зимующих птиц, иллюстрация с изображением кормушки, кукла. | 19.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка |
17 | Тема. «Придумывание новогодних сказок». Цель. Продолжать учить детей сочинять сказки и выразительно рассказывать их; развивать диалогическую речь, умение задавать вопросы, вежливо и подробно отвечать на них; учить находить общую часть в однокоренных словах, упражнять в подборе однокоренных слов, упражнять в проведении звукового анализа слов; воспитывать вежливость, доброжелательное отношение к сказочным персонажам. | 1. Игровое упражнение « Сказочное – реальное». Что может быть и в сказке, и на самом деле?. Что может быть только в сказке? 2. Телеграмма от Деда Мороза. Дед Мороз потерял книгу сказок как ему помочь? 3. Сочинение новогодних сказок для Дедушки Мороза. 1) Особенности сказок. 2) Составление схем сказок, определение вариантов последовательности событий в сказках. 3) Сочинение и рассказывание сказок детьми. 4) Игровое упражнение «Найди общую часть в словах». Подбор однокоренных слов к словам зима, мороз. 5) Игра «Живые звуки». Звуковой анализ слов. 6) «Игровое упражнение «Подберем иллюстрации к сказкам». 4. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное | Телеграмма от деда Мороза, карточки-схемы, стрелки, картинки-иллюстрации, Фишки – модели звуков. | 26.12 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка |
18 | Тема. Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом Н.Радлова. Цель. закрепить понятие «последовательность», учиться составлять сюжетный рассказ по серии картинок Н.Радлова о животных жарких стран; упражнять в составлении описаний африканских животных; активизировать в речи детей названия детенышей животных; упражнять в составлении схем предложений; в определении последовательности слов в предложении; упражнять в проведении звукового анализа слов; развивать логическое мышление, связную речь, грамматический стой речи; воспитывать доброжелательное отношение к животным, чувство юмора. | 1.Игровое упражнение «Странная сказка». Закрепление понятия «последовательность». Восстановление последовательности. 2. Составление детьми рассказов по серии сюжетных картинок Н.Радлова, восстанавливая правильную последовательность. 3. Игровое упражнение «Кто живет в зоопарке?» Составление описаний животных жарких стран. 4. Игровое упражнение «У кого кто?» (словообразование) 5. Составление схем предложений. 6. Игра «Живые слова». 7. Итог. | 1 | Фронтальное. | Наборы сюжетных картинок Н.Радлова, слайды с изображением животных жарких стран, картинки с изображением детенышей животных, тетради в клетку, фишки – изображения звуков. | 09.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка |
19 | Тема. Чтение Г.Снегирева «Пингвиний пляж». Цель. развивать эмоциональное восприятие художественного текста; обогащать представления о среде обитания пингвинов, их повадках, воспитывать доброжелательное отношение к объектам живой природы, желание больше узнать о них; упражнять в составлении сравнительного рассказа по картинкам; продолжать учить изображать схему предложений в тетради; развивать фонематический слух. | 1. Игра «Расселим животных» (с картой). 2. Пингвинов нельзя найти на Севере, где живут пингвины? 3. Где еще на карте есть белые пятна? Что они означают? (вечная мерзлота) Не живут ли пингвины в Антарктиде? 4. Чтение Г. Снегирева «Пингвиний пляж». – Почему пингвины не боятся холода? Как они перебираются по снегу? Где пингвины добывают корм? Как пингвины ведут себя в непогоду? Смогли бы они выжить в одиночку? Что можно сказать про пингвинов – какие они? 5. Почему пингвины остаются сухими, вынырнув из воды? Проведение эксперимента с остевыми гусиными перьями. 6. Игровое упражнение «Сравни картинки». 7.Изображение схем предложений. Определение количества и последовательности слов в предложении. 8. Игровое упражнение «Звуки перепутались». 9. Итог. | 1 | фронтальное, интегрированное | Рассказ Г.Снегирева «Пингвиний пляж», картинки для сравнения, тетради в клетку, фишки - изображения звуков. | 16.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
20 | Тема. Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель. Углублять и расширять знания о творчестве А.С.Пушкина; формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение; учить восстанавливать последовательность сказки по иллюстрациям; воспитывать эмоциональную отзывчивость. | 1. Игра «Узнай сказку». (По иллюстрациям к сказкам А.С.Пушкина). – Чем сказки А.Пушкина отличаются от других сказок? 2. Встреча с Золотой рыбкой. Что означает выражение «Остаться у разбитого корыта?» 3. Как получилось, что золотая рыбка стала служить старику? Какие желания старухи выполнила золотая рыбка? Каким вы представляете старика? Какой была старуха? Как каждый раз встречало море старика? 4. Игра «Подбери иллюстрацию к строкам из сказки». – Как вы думаете, для чего поэт такими разными словами говорит об одном и том же? 5. Игровое упражнение «Цепочка слов». Однокоренные слова. 6. Игровое упражнение «Игра со словами». Деление слов на слоги. 7. Чему учит сказка? Как рыбка проучила старуху? Что означает выражение «Остаться у разбитого корыта?» кому так говорят? Итог. | 1. | фронтальное, интегрированное | Книга А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», иллюстрации к сказке, карточки – модели слогов. | 23.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
21 | Тема. Тема. Чтение Г.Цыферова «Паровозик». Цель. развивать умение понимать идею произведения; рассуждать на тему: «Если видишь красивое - остановись»; учить составлять рассказы из личного опыта; упражнять в подборе определений., продолжать учить изображать схему предложения; воспитывать любовь к природе, умение замечать прекрасное вокруг себя. | 1. Игра «Выбираем вид транспорта». 2. Встреча с Паровозиком из Ромашкина. - Почему никто не стал ругать паровозик за то, что он прибыл с опозданием? Высказывания детей. 3. Чтение «Паровозик» Г.Цыферова. Куда спешил паровозик? Как вы думаете, услышав пение соловья, что он сделает? Как бы вы сделали - остановились бы послушать пение соловья или поспешили бы по своим делам? Где еще останавливался паровозик? Почему пассажиры не стали ругать паровозик за опоздание? Что они сказали? 4. Прекрасные минуты в нашей жизни. Рассказы детей из личного опыта. 5. Игра «Подбери красивые слова». Подбор определений. 6. Составление схем предложений. 7. Итог. - Не бойся опоздать, учись замечать прекрасное в жизни, учись любоваться красотой природы. | 1. | Фронтальное, интегрированное | Книга «Паровозик из Ромашкина», иллюстрации к произведению, фонозапись пения соловья, тетради в клетку. | 30.01 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
22 | Тема. Чтение «Будь спортивным и здоровым» Агнии Жабровой (интернет) Цель. Формировать положительное отношение к спорту, к здоровому образу жизни; рассказать о девочке, которая придумала стихотворение о спорте; побуждать детей рассуждать об идее стихотворения; вызвать интерес к придумыванию стихотворных строк о спорте, упражнять в составлении рассказов из личного опыта; способствовать активизации словаря, развивать связную речь, грамматический строй речи, вызвать интерес к чтению | 1. Игра «Что полезно . а что – вредно для здоровья?» 2. Как сделать так, чтобы все люди стали здоровыми? (Высказывания детей). 3. Чтение стихотворения А.Жабровой «Будь спортивным и здоровым». Рассказ о девочке школьнице, которая сочинила стихотворение о спорте, чтобы рассказать людям о его пользе для здоровья людей. 4. Рассказы детей «Мой любимый вид спорта». 5. Придумывание детьми стихотворных строк о видах спорта. 6. Игра «Изобрази вид спорта». 7. Игровое упражнение «Отгадай слово по буквам». 8. Итог. Занятия спортом помогают человеку стать здоровым, сильным, красивым, добиваться успехов в жизни.
| 1 | Фронтальное, интегрированное | Иллюстрации с изображением зимних видов спорта, буквенная линейка. | 06.02 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка.
|
23 | Тема. Составление описательных рассказов о комнатных растениях. Цель. Обогащать представления о комнатных растениях; учить составлять описательный рассказ о растении по плану-схеме; упражнять в составлении слов из слогов; продолжать учить определять ударный слог в слове; упражнять в составлении звукового анализа слова; воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними. | 1. Встреча с «Кактусом». Кактус хочет поселиться в нашем уголке природы. - Как ему познакомиться с соседями? 2. Составление плана-схемы детьми, придумывание условных обозначений. 3. «Наши растения» - составление описательных рассказов. 4. Игровое упражнение «Отгадай растение» - определение количества слогов в слове. 5. Игровое упражнение «Назови ударный слог в слове». 6. Работа в тетрадях – изображение звуковой модели слова, звуковой анализ слова. 7. Игровое упражнение «Уход за комнатными растениями» - активизация глаголов. 8. Итог. | 1 | фронтальное, интегрированное | Игровой персонаж «Кактус», комнатные растения, ватман для составления схемы рассказа, фломастеры, наклейки, карточки с изображением цифр, мяч. | 13.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
24 | Тема. Чтение стихотворений о Дне Защитника Отечества: Л.Некрасовой «Наша армия родная», В.Руденко «Мужской праздник», В.Степанов «Наша армия». Обогащать представления о событиях общественной жизни, воспитывать патриотические чувства; поощрять чтение стихотворений наизусть. | 1. Наши любимые праздники. 2. «Что за праздник к нам пришел?» - Что мы знаем о Дне Защитников Отечества? 3. Чтение стихотворений Л.Некрасовой «Наша армия родная», В Руденко «Мужской праздник», В. Степанова «Наша армия». – Кого можно назвать защитниками Отечества? Что главное для защитников нашей Родины? Почему мир важен для всех людей? За какие подвиги военные получают свои награды? Почему мы гордимся своей армией? 4. Чтение наизусть стихотворения В.Степанова «Наша армия». 5. Игра «разрезные картинки» - рода войск. 6.Изготовление сувениров в подарок защитникам нашей родины. 7. Итог. | 1 | фронтальное, интегрированное | Набор картинок «Защитники нашей Родины», книги о Российской армии, игра «Разрезные картинки». | 20.02 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
25 | Тема: «Я и моя семья». Цели: формировать представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, активизировать в речи детей названия членов семьи, полные имена родственников, упражнять в составлении описательных рассказов о членах своей семьи, упражнять в словообразовании; воспитывать желание заботиться о близких. | 1. Игровое упражнение «Отгадай, о ком речь». Описание внешности. 2. Встреча с Незнайкой. – Как познакомить со своей семьей, если нет фотографии? 3. Игровое упражнение «Словесный портрет моих родителей». 4. Игровое упражнение «Как сказать по – другому?» (голубые глаза – голубоглазый). 5. Игровое упражнение «Поможем Незнайке составить схему предложения». 6. Игровое упражнение «Продолжи слово». Выделение слога как части слова. 7.Итог. | 1 | фронтальное | Кукла Незнайка, семейные фотографии, план-схема для составления описательного рассказа, карточки – схемы предложения, модели слогов. | 27.02 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
26 | Тема. Чтение Д.Лунич «Четыре девочки». Цель. Развивать умение понимать смысл текста, домысливать его в ходе чтения, побуждать ребят размышлять о трудолюбии, рассказывать о своей помощи взрослым; учиться пересказывать текст; упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательным значением, развивать умение замечать эмоциональное состояние взрослых. | 1.Сравни картинки «Мама» и «дочка». 2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Д.Лунич «Четыре девочки». – Почему мама грустная? Как ей помочь? 3. Чтение рассказа «Четыре девочки». – Что попросят девочки у мамы? Почему девочки промолчали, когда мама хотела купить щетку? Что можно сказать о девочках? О маме?. Легко ли ей с такими дочками? Как ей помочь? 4. Игра «Попросим у мамы». (словообразование: попросим у мамы маленькую щеточку, маленькую леечку, маленькое ведерко и т.д.) 5. Пересказ «Четыре девочки». – Что бы вы изменили в рассказе? 6. Игра «Помогаю маме». Образование глаголов. 7. Почему мама улыбается? Итог. | 1 | фронтальное | Книга «Тридесятое царство», иллюстрация с изображением мамы и дочки, картинки с изображением предметов, действий. | 06.03 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
27 | Тема. «Весна идет». Цель. Вызвать чувство восхищения красотой родной природы, учить составлять рассказ по картине, выражать словами свои переживания и впечатления, упражнять в составлении схемы предложения, в проведении звукового анализа слова. | 1. Игра «Подбери слово». (подбор слов-эпитетов к словам солнце, небо, весна, ручей) 2. Встреча с синичкой Зинькой. – Мартовская весна – какая она? Поможем заполнить синичкин календарь. 3. Рассматривание репродукции картины И.Левитана «Март». – Какими красками художник изобразил мартовский снег? Какой снег в марте? Как вы об этом узнали? Какой день изображен на картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Как вы думаете, в лесу снег уже растаял? 4. Составление рассказа по картине И. Левитана «Март». 6. Игровое упражнение «Построй схему предложения». 7. Игровое упражнение «Живые звуки». 8. Итог. | 1 | фронтальное | Игрушка - синичка Зинька, репродукция картины И Левитана «Март», Картинки на тему «весна», карточки - схемы предложения, модели звуков, тетради. | 13.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
28 | Тема. «Для чего руки нужны. Цель. Побуждать детей рассуждать на тему, для чего руки нужны; продолжать учить пересказывать текст близко к тексту; упражнять в подборе глаголов, обозначающих трудовые действия; упражнять в делении слов на слоги, учить определять ударный слог, воспитывать положительное отношение к труду, к учебе. | 1. Игра «Что для чего?» 2. Рассматривание иллюстрации к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны?» - О чем разговаривают дедушка с внуком? 3. Чтение рассказа. – Как вы думаете, что ответил дедушке маленький Петя на вопрос «Для чего руки нужны». Почему дедушка так долго задавал один и тот же вопрос? Как бы вы ответили? 4. Пересказ рассказа детьми. 5. Игровое упражнение «Для чего нужны руки маляру? Плотнику? Повару? (и т.д.) Подбор глаголов. 6. Игра «Кому что нужно для работы?» 7. Игра «Поможем художнику дорисовать его картину». Деление слов на слоги, определение ударного слога. 8. Итог. Для человека важно быть трудолюбивым и умелым, чтобы приносить пользу другим людям. | 1 | фронтальное, интегрированное | Иллюстрация к рассказу Е.Пермяка «Для чего руки нужны», картинки с изображением людей разных профессий, инструментов, орудий труда, картинки - детали картины. модели слов, слогов. | 20.03 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
29 | Тема. «Бывает ли каша из топора?» Цель. Развивать умение понимать смысл сказки, учиться восстанавливать сюжет сказки, пересказывать ее по опоре. Активизировать в речи детей глаголы, обозначающие трудовые действия, названия орудий труда и инструментов, упражнять в словообразовании; продолжать учить составлять схему предложения; упражнять в проведении звукового анализа слова. | 1. Игра «Какой инструмент для чего нужен». 2. Рассматривание иллюстрации к сказке «Каша из топора». – «Как вы думаете, почему топор в кастрюле?» Кто его туда положил? Можно ли из топора что-то сварить? 3. Чтение сказки «Каша из топора». – Поверил ли солдат жадной старухе? Что придумает солдат, чтобы кашу сварить? Из чего на самом деле получилась каша?. Что можно сказать о солдате – какой он?. А какой была старуха? 4. Пересказ сказки по опоре. 5. Игра «Изобрази действие». 6. Игра «Трудолюбивый топор». Активизация глаголов. 7.Составление схем предложений. 8. Игра «Живые слова». Проведение звукового анализа слова. | 1 | фронтальное, интегрированное | Интерактивная игра «Инструменты», иллюстрации к сказке «Каша из топора», игрушка топор. | 27.03 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
30 | Тема. «Бывает ли хлеб легким?» Цель. Развивать умение понимать идею сказки, помочь понять, что для того, чтобы из зернышка получился каравай, нужен труд многих людей, упражнять в составлении сравнительных предложений о семенах злаков; учить составлять рассказ о процессе выращивания хлеба по плану-схеме; упражнять в подборе глаголов; продолжать учить определять ударный слог в слове. | 1.Игра «Узнай колосок». 2. Встреча с Волком. – Почему Волк не нашел «легкого» хлеба? Расскажем Волку, почему хлеб не бывает «легким» и научим выращивать его. 3. «Научим Волка различать семена злаков.» - Составление сравнительных рассказов о семенах злаков. 4. «От зернышка до каравая» - составление рассказа по плану-схеме. 5. Игровое упражнение «Что для чего?» - подбор глаголов. 6. Игровое упражнение «Определи ударный слог в слове». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Семена злаков, слайды о том, как возделывают землю и выращивают хлеб, карточки-схемы, картинки с изображением сельскохозяйственной техники. | 03.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
31 | Тема. Путешествие на разные планеты. Цель. Закрепить названия планет, учить составлять описательный рассказ о планете от первого лица; упражнять в изображении схемы предложения, учить разгадывать кроссворды, продолжать учить определять ударный слог в слове, упражнять в проведении звукового анализа слова. | 1. Рассматривание карты солнечной системы. Карта не заполнена, нужно больше узнать о планетах. Отправляемся в космическое путешествие. 2. Составление детьми рассказов о планетах от первого лица: «Какая планета самая большая?» - рассказ о Юпитере; «Почему Марс – красный?», «Почему Сатурн – полосатый?»; «Планета, которую видно днем» - Венера; Расскажем инопланетянам о нашей планете – Земля. 3. Придумывание предложений со словом «космос», изображение в тетради схемы предложения. 4. Игровое упражнение «Кроссворд». 5. Игровое упражнение «Назови ударный слог». 6. Игровое упражнение «Расскажи о звуках в слове». 7. Итог. | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Карта Солнечной системы, шапки-маски планет, кроссворд, мяч, фишки – обозначения звуков, тетради. | 10.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка.
|
32 | Тема. Чтение сказки М.Михайлова «Лесные хоромы». Сопоставление с русской народной сказкой «Теремок». Цель. развивать умение осмысливать идею сказки, сопоставлять две похожие сказки, высказывать свое мнение о том, чем схожи сказки и чем отличаются; развивать умение придумывать конец к сказке, развивать диалогическую речь, упражнять в делении слов на слоги, определении ударного слога, упражнять в дифференциации звуков. | 1. Игра «Подбери картинку к сказке». 2. «Муха, комар и оса из сказки «Лесные хоромы» просят о помощи, попали в паутину (иллюстрация). – Почему так случилось? О чем спорили герои сказки? Как они хвалились? Как звались герои сказки «Лесные хоромы?» Что можно о них сказать? Как им выбраться из беды? (Рассуждения детей). 3. – Какую сказку напоминает сказка «Лесные хоромы?» («Теремок») Сравнение двух сказок, характеров и поведения персонажей. – Какими были звери в сказке «Теремок?» Почему они смогли построить новый дом? 4. Инсценирование отрывка из сказки «Лесные хоромы» (диалог в лицах). 5. Придумывание нового конца к сказке. 6. Деление слов на слоги, определение последовательности слов в слове, определение ударного слога. 7. Игровое упражнение «Разложи картинки» - дифференциация твердых и мягких звуков. 8. Итог. Как мы помогли насекомым? Пояснение смысла пословицы «Согласному стаду и волк не страшен». | 1 | Фронтальное, интегрированное. | Иллюстрации к сказкам «Лесные хоромы», «Теремок»; шапки-маски насекомых, ширма, мяч. | 17.04 | Анализ результатов детской деятельности, проверка результатов выполнения заданий в тетрадях, взаимоконтроль, самооценка. |
33. | Тема. Составление сравнительных рассказов о цветах. Цель. Продолжать учить составлять сравнительные рассказы о цветах с использованием союза а, упражнять в образовании прилагательных в сравнительной и превосходной степени, в образовании прилагательных из наречий; упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков; развивать интонационную выразительность речи. | 1. Проблемная ситуация «Почему цветы поссорились?» 2. Составление сравнительных рассказов о цветах с союзом а. 3. Игровое упражнение «Что цветы говорили о себе?» - образование прилагательных в сравнительной и превосходной степени. 4. Игровое упражнение «Подбери слово» - образование прилагательных из наречий. 5. Игровое упражнение «Разложи картинки» - дифференциация твердых и мягких звуков. 6. Итог. | 1 | Фронтальное. | Картинки с изображением луговых, садовых, лесных цветов, набор карточек для игры на дифференциацию звуков. | 24.04 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
34. | Тема. Чтение стихотворения Е.Благининой «Шинель». Цель. Развивать эмоциональное восприятие произведений художественной литературы, развивать умение понимать смысл произведения; учиться выразительному чтению, воспитывать чувство гордости за солдат, защищавших нашу Родину, чувство патриотизма; способствовать активизации и обогащению словаря. Упражнять в проведении звукового анализа слова. | 1. «Наши любимые вещи»; «Вещи на память». рассматривание памятных предметов, фотографий. 2. Рассматривание иллюстрации к стихотворению Е.Благининой «Шинель». – Почему отец девочки берег шинель? (Рассуждения детей). - Как служила шинель бывшему солдату? 3. Чтение стихотворения. 4. Чтение понравившихся отрывков из стихотворения детьми наизусть. 5. Рассуждения на тему: «Почему мы не забываем подвиги солдат, защищавших нашу Родину?» 6. Звуковой анализ слова Родина. 7. Итог. Мы всегда будем чтить память солдат, воевавших за нашу Родину. | 1 | фронтальное, тематическое | Слайды на тему: «Подвиг солдат во время Великой Отечественной войны», «У Вечного огня», иллюстрация к стихотворению Е.Благининой «Шинель», музыкальный материал | 08.05 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
35 | Тема. «Играем в школу». Цель. Упражнять в составлении сравнительных рассказов по картине; упражнять в изображении схемы предложения; упражнять в подборе однокоренных слов; продолжать учить определять ударный слог в слове; упражнять в составлении модели слова и проведении | 1. Проблемная ситуация «Как попасть в школу?» 2. Игровое упражнение «Будь внимательным». Составление сравнительного рассказа по картинам. 3. Игровое упражнение «Выложим дорожки». Составление предложений. Изображение схемы предложения. 4. Игровое упражнение «передай другому». определение ударного слога в слове. 5. Игра «Живые звуки». Составление звуковой модели слова, проведение звукового анализа слова. 6. Итог. | 1 | фронтальное | Картины для сравнения на школьную тематику, карточки для составления схемы предложения, звонок, фишки - обозначения звуков, тетради в клетку, карандаши. | 15.05 | Анализ результатов детской деятельности, взаимоконтроль, самооценка. |
36 | Тема. «Лето» - диагностика Цель. Выявить уровень речевого развития детей. | 1. Составление повествовательного рассказа по картине «Лето». – связная речь. 2. Игровое упражнение «Составь предложение». (Структура предложения). 3. Игровое упражнение «Найди пару». Звуковая культура речи. 4. Игровое упражнение «Соедини картинки, названия которых звучат одинаково, но имеют разное значение». – формирование словаря. 5. «Подбери схему к слову» - деление слов на слоги и определение количества слогов в слове. | 1 | фронтальное | Иллюстрация на тему «Лето», звуковые карточки, картинки. | 22.05 | Тест №3 |
37 | Тема. «Что нельзя купить» (По произведению Вл. Орлова) диагностика. Цель. Выявить умение понимать эмоциональную окраску, смысл текста; воспитывать любовь к природе, выявить умение составлять рассказ из личного опыта на предложенную тему; умение образовывать слова; умение делить слова на слоги и определять количество и последовательность слогов в слове. | 1. Чтение стихотворения В.Орлова «Что нельзя купить». Беседа по произведению. 2. Составление рассказа из личного опыта на тему:«Я и природа». (связная речь) 3. Игровое упражнение «Подбери слово к картинке». (словообразование). 4. Игровое упражнение «Подбери схему к слову». Деление слов на слоги. | 1 | фронтальное | Диагностический материал | 29.05 | Тест №4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Рабочая программа...
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...
«Формы организации образовательной деятельности «Мы сами», «Мы вместе», «Я и моя семья» при реализации программы ООП в области – «речевое развитие» в подготовительной к школе группе". ».
Работу реализовывали по трём блокам: «Мы вместе», «Мы сами», «Я и моя семья», в которых мы использовали разнообразные формы работы с детьми. (о...
- Мне нравится (1)