Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в подготовительной к школе группе
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Галиакберова Ильмира Музаккировна

Рабочая программа кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok-ilmira.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Лилия» общеразвивающего вида»

Сармановского муниципального района Республики Татарстан

Принята на педсовете                                                                                                Утверждена

Протокол №   от «___»________ 20   г.                                                                  Приказ № ___ от  «____» _________20     г.

                                                                                                   Заведующая МБДОУ №2«Лилия»

                                                                                                            _____________________(Р.Х.Валиева)

                                                  М.п.

Рабочая программа

кружка «Волшебная бумага»

на 2014 – 2015 учебный год

в подготовительной к школе группе.

с.Сарманово,2013

Список детей

1 подгруппа

2 подгруппа

Абзалов Ринат

Нурияхмитова Аделина

Бадертдинов Эльвар

Нурмухаметова Камиля

Бадертдинов Эльвир

Садртдинов Алмаз

Бекмурзин Алмаз

Cираев Ильнур

Брызгалов Радомир

Файзуллина Аделина

Габдрахманов Ризван

Фархутдинов Ильназ

Габдуллина Камилла

Фахретдинов Сармат

Габдуллин Алмаз

Хадиуллина Амина

Ганиуллина Лилия

Хадиуллин Амир

Галимов Муса

Хайруллина Эльвина

Гильмутдинов Нияз

Хакова Адиля

Загиров Фазыл

Хузяхметова Луиза

Заляев Инсаф

Хуснимарданова Назлыгуль

Малыгин Тимур

Шайхутдинова Лейсан

Миннебаев Ильвир

Шамсемухаметов Рузиль

Миннугулова Алия

Юнусова Азалия

Мухамадиева Динара

Пояснительная записка

Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой: разорванная, бумажные салфетки и с нетрадиционным материалом: древесные опилки, стружка от карандашей, крупы, пластилин, листья гербария, яичная скорлупа, остатки пряжи, ткань, вата, тесто. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Программа актуальна, так как предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Аппликация выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

• Гуманизации;

• Дифференциации.

• Принцип непрерывности и системности образования.

Цели:

Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт развивая органы восприятия: зрение, обоняние, осязание, вкус.

Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, умение созерцать красоту окружающего мира, образных представлений, воображения,, способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения, совершенствования изобразительных навыков и умений, художественно- творческих способностей.

•  Развитие детского художественного творчества, интерес к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др., удовлетворять потребность детей в самовыражения.

• Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения.

• Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

Задачи:

Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски ; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной пополам (стакан, ваза, цветок, и др.) . С целью создания выразительного образа учить приему обрывания.

Закреплять навыки аккуратного вырезывания и наклеивания.

• Воспитывать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.

• Поощрять проявление активности и творчества.

Национально региональный компонент входит в рабочую программу как часть занятия.

Содержание программы:

Развивается художественно-эстетическое развитие, ценностно-смысловое восприятие и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) ; мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; фольклора. Реализует самостоятельную творческую деятельность детей (изобразительной, конструктивно-модельной) . Развивается любовь к родному краю, искусству, традициям.

Планируемые результаты работы:

Вырезать из бумаги одинаковые фигуры из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения –из бумаги, сложенной пополам;

использовать в работе приёмами обрывной аппликации;

раскладывать вырезанные детали на бумаге, а затем их наклеивать тщательно смазав клеем ;

• правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник, вырезать круги из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;

• подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию;

• аккуратно использовать материалы.

Технические средства образования:

• Компьютер;

• DVD;

• Экран;

• Мультимедийные системы;

• Наглядные пособия: плакаты, таблицы, муляжи, модули.

• Альбомы, цветная бумага, клей, клеенка, пластилин, карандаши, гуашь, кисть, стаканчики, салфетки.

 Дидактические принципы реализации программы:

Принцип культуросообразности: построение содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

Принцип сезонности: построения содержания программы с учётом природных и климатических особенностей местности в данный момент времени;

Принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в  логике «от простого к сложному»;

Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным усложнением и расширением;

Принцип развивающего характера художественного образования;

Принцип природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных способностей;

Принцип интереса: построение содержания программы с опорой на интересы отдельных детей и группы в целом.

 Принципы содержания программы:

1.  Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

2.  Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

3.  Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

4.  Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

5. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

6.   Личностно ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети — дети, дети — родители, дети — педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

 Общие принципы содержания и технологии программы:

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями использования теста, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.         

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагога, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа может быть использована как в системе дошкольного образования, так и в учреждениях дополнительного образования.

                               Аннотация на программу.

Предлагаемая программа по аппликации рассчитана на один год по 1 занятию в неделю, длительностью 25-30 минут. Численность детей в кружке -33человек, они делятся на 2 подгруппы, для более качественного усвоения программы. Возраст детей 6-7 лет.

       Для реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

- занятия;

- выставки;

- совместное творчество детей и родителей.

Тематическое планирование.

Октябрь

«Бабочка-красавица» Аппликация из стружки от карандашей Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки; развивать цветовосприятие. Листы картона, клей, кисть-щетина, строгалка и цветные карандаши.

«Я поймал рыбку» Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете рыбки; развивать мелкую моторику. Листы картона, трафареты рыбки, клей, щетина, пластилин.

«Листопад» Аппликация из осенних листьев Учить детей аккуратно приклеивать засушенные листья к картону; создавать изображение листопада, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). Засушенные осенние листья, картон, клей, щетина.

«Зайчик-листопадничек» Аппликация ватой Учить детей наклеиванию ватой; воспитывать бережное отношение к животным; развивать интерес к окружающему. Листы картона, вата, клей, щетина, кисть, гуашь

Ноябрь

«Кошечка Аппликация из ткани».Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Ветка рябины» Аппликация из скатанных салфеток Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их; развивать чувство композиции; закреплять умение вырезать детали из бумаги, сложенной в несколько раз. Альбомные листы, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, щетина, гуашь, кисти.

«Лучший друг человека» Аппликация из ткани.  Учить детей трафаретному вырезыванию из ткани; наклеиванию ткани на картон; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и любовь к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, ткань, цветная бумага.

«Букет для мамы» Объёмная аппликация Учить детей создавать объёмные цветы; закреплять умение вырезать из бумаги, сложенной в несколько раз; развивать чувство композиции; учить самостоятельно придумывать композицию; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Декабрь

«Зимний пейзаж Аппликация манкой» Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка.

«Рыжая плутовка» Размазывание пластилином Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ лисицы; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, пластилин, клей, щетина.

«Ёлочка - пушистая иголочка» Аппликация из шерстяной нити Учить детей аппликации из шерстяной нити, разрезанной на мелкие части; развивать фантазию и воображение; воспитывать аккуратность. Листы картона, клей, кисть-щетина, шерстяные нитки, салфетки, пластилин.

«Новогодняя открытка» Объёмная аппликация продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Январь

«Черепаха Аппликация из яичной скорлупы» Учить детей аппликации из яичной скорлупы; учить выразительно передавать образ черепахи в работе; воспитывать эстетическое восприятие природы. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, трафарет черепахи, гуашь, кисти.

«Мишка на севере» Аппликация из шерстяной нити Продолжать учить детей наклеивать шерстяную нить на картон; расширять знания детей об окружающем мире. Листы картона, клей, щетина, шерстяная нить.

«Мои игрушки» Аппликация из теста Учить детей создавать аппликацию из теста; развивать умение самостоятельно доделывать работу; вызывать интерес и бережное отношение к своим игрушкам. Листы картона, клей, кисть-щетина, кисти, гуашь, солёное тесто.

Февраль

«Царь зверей Аппликация из скатанных салфеток» Продолжать учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете; воспитывать аккуратность в работе с клеем и салфеткой. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетка, трафарет льва.

«Петя-петушок» Размазывание пластилином, аппликация крупой и шерстяной нитью Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ петушка; учить сочетать в работе несколько видов аппликации. Листы картона,, пластилин, крупа, шерстяная нить, клей, щетина.

«Фрукты, которые я люблю» Аппликация из яичной скорлупы Учить детей аппликации из яичной скорлупы; воспитывать эстетическое восприятие природы; развивать чувство композиции и колорита. Листы картона, клей, кисть-щетина, яичная скорлупа, кисти, гуашь.

«Полет к звездам» Создание композиции в технике квиллинг. Развитие мелкой моторики, формирование конструктивных навыков, развитие усидчивости.

Март

«8 марта Аппликация из скатанных салфеток Продолжать учить детей аппликации из скатанных салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с клеем; воспитывать желание делать подарки близким. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки, кисти, гуашь.

«Паук в паутине» Обрывание бумаги Учить детей техники обрывания бумаги; закрепить представления о свойствах бумаги; вызывать интерес к насекомым. Альбомные листы, цветная бумага, клей, щетина, цветные карандаши.

«Цыплёнок» Шарики из пластилина Учить детей скатывать шарики одинаковой величины и последовательно располагать их на трафарете цыплёнка; развивать мелкую моторику. Листы картона, пластилин, трафарет цыплёнка.

«Мухомор - красавец» Аппликация из яичной скорлупы Продолжать учить детей наклеивать яичные скорлупки на картон; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность. Листы картона, яичная скорлупа, клей, щетина, кисти, гуашь.

Апрель

«Космос» Аппликация манкой Учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе. Листы картона, клей, кисть-щетина, манка, кисти, гуашь.

«Встреча колобка с медведем» Аппликация из ткани Закреплять умение детей вырезать силуэты животных по трафарету из ткани; развивать умение выразительно передавать образ героев сказки; закреплять умение добавлять что-то своё в работу. Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

«Цветы в вазе» Аппликация из стружки от карандашей Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; самостоятельно придумывать образы цветов; развивать цветовосприятие Листы картона, клей, кисть-щетина, ножницы, цветная бумага, стружка от карандашей.

«Ёжик - ни головы, ни ножек» Размазывание пластилином и выкладывание сухих иголок от ели Учить детей равномерно размазывать кусочек пластилина по трафарету; развивать умение выразительно передавать образ ёжика с помощью еловых иголок; закреплять умение добавлять что-то своё в работу Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина, пластилин, еловые иголки.

Май

«Весёлая овечка» Аппликация из салфеток Закрепить умение детей скатывать шарики из салфеток; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к животным. Листы картона, клей, кисть-щетина, салфетки.

«Одуванчик» Аппликация манкой Продолжать учить детей аппликации манной крупой; развивать мелкую моторику рук; развивать аккуратность в работе с крупой и клеем; воспитывать интерес к природе Листы картона, цветная бумага, ножницы, манная крупа, клей, щетина, гуашь, кисти.

«Кот-трусишка» Создание композиции в технике квиллинг. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать аккуратность в работе. Развивать пространственное воображение. Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Методика диагностического этапа состоит из четырех этапов.

Первый этап:

На первом этапе мы проводим наблюдение:

за методикой работы воспитателя на занятиях аппликацией,

за детьми в процессе занятия, для выявления уровня развития ручной умелости в аппликативной деятельности.

Первый этап включал 2 задания.

Задание 1. Тема: «Сделай аппликацию из цветной бумаги».

Цель: выявить;

-наличие интереса;

-умение детей задумывать образ;

-наличие самостоятельных навыков и умений в аппликации;

-качество производимых разрезов (ровно по задуманной линии, по прямой, амплитуда движений и т.  д.)

Методика проведения:

Воспитатель говорит: «У вас на столе лежат знакомые вам инструменты. С их помощью нужно сделать аппликацию, какую захотите, все что желаете изобразить» Дети выполняют аппликацию.

Материалы и оборудование: для проведения диагностики предварительно на отдельном столе расположены инструменты для работы над аппликацией: листы цветной бумаги, ножницы, клеенка для наклеивания элементов аппликации, клей, кисть для клея, подставку для кисти, салфетку для промачивания изделия.

В конце занятия в индивидуальных условиях дети отвечают на вопросы воспитателя.

Что ты хотел (ла) сделать а аппликации?

Получилось ли это сделать?

Легко или тяжело было выполнять работу?

Как ты думаешь, почему было легко (тяжело) выполнять аппликацию?

Чья работа тебе больше понравилась?

Цель вопросов выявить:

1. отношение детей к полученному продукту.

2. Оценка трудностей, которые испытывали дети при работе (в задумке образа, в процессе вырезания, в оценке качества продукта) .

На следующем занятии проводим пробное экспериментальное занятие с подгруппами детей.

Задание 2. Тема: «Рисование ножницами»

Цель: Апробировать с детьми их возможности самостоятельно:

вычленять силуэт;

определять последовательность вырезания формы;

оценивать их отношение к новому виду деятельности в аппликации;

оценивать качество ручных умений.

Методика проведения: Перед выполнением работы дети обследовали готовую продукцию, им предлагалось вырезать такую же красивую вазу, затем мы задаем детям наводящие вопросы:

Посмотри на эту вазу, как ты будешь ее вырезать?

Что ты вырежишь сначала, а потом?

С какой стороны ты будешь вырезать?

Материалы и оборудования: лист цветной бумаги, ножницы.

Для определения показателей выполнения данной методики, нами были выделены следующие уровни:

Высокий уровень-правильное выполнение задания.

Средний уровень-испытывают небольшие затруднения.

Низкий уровень-неправильное выполнение задания.

Второй этап.

В основу второго этапа вошла проверка условий организации развивающей среды, для развития самостоятельной аппликативной деятельности детей.

Цель исследования данного этапа:

анализ предметно-развивающей среды

анализ условий для самостоятельной деятельности детей.

Третий этап.

На третьем этапе мы ставим перед собой одну задачу.

Задача 1. Провести анализ планов.

Цель: провести анализ календарных планов для выявления методики и формы работы с детьми (наличие или отсутствие показа, методы работы при затруднении детей, право ребенка свободно ходить и действовать и т.  д.)

Четвертый этап.

На четвертом этапе, мы проводим анкетирование родителей.

Цель анкетирования: выявить общую тенденцию. Понимание родителями значения занятия аппликацией в развитии ребенка 7 года жизни.

Вопросы для анкеты:

1. Какое значение имеет аппликация в развитии ребенка?

2. Достаточно ли количество занятий в детском саду для развития самостоятельности в аппликации воспитанников подготовительной группы?

3. Занимаетесь ли Вы в домашних условиях с ребенком аппликацией? Как часто?

4. Создается ли аппликация совместными усилиями Вас и ребенка?

5. Какую роль Вы играете в процессе создания аппликации?

6. В чем проявляется самостоятельность ребенка в процессе создания аппликации?

7. Какие работы Вы можете предоставить для конкурса «Лучшая домашняя аппликация»

Литература к программе

  1. Интернет сайты «Дошколенок», «Воспитатель», «Все для воспитателя»;
  2. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
  3. Т. Г. Казакова «Занятия по изобразительной деятельности»;
  4. Л. И. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  5.  Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева Аппликация в детском саду. - Академия Развития, 2007;
  6. Ю.Ю. Чудина «Квиллинг для всей семьи: от простого к сложному».-2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага"

Рабочая программа кружка "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет....

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» для детей подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»2014-2015 учебный годгруппа № 4  возраст детей (6-7лет)Воспитатель: Захарова Елена Анатольевна...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага»

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития ...

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка "Добрый мир" в подготовительной к шкоел группы...

Рабочая программа кружка «Волшебная бумага» в средней группе на 2017-2018 учебный год

laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник  творческой мысли. Другими словам...

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы

Рабочая программа кружка по финансовой грамотности подготовительной к школе группы...