Рабочая программа по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
рабочая программа по математике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Организационный раздел
Календарно-тематический план
Формирование элементарных математических представлений
(подготовительная к школе группа)
Тема месяца | Основные работы (задачи образовательной области в соответствии с ФГОС) | Тема и форма детской деятельности | непосредственная образовательная деятельность | Ñîäåðæàíèå, ôîðìèðóåìîå ó÷àñòíèêàìè îáðàçîâàòåëüíîãî ïðîöåññà | ||||
совместная деятельность взрослых и детей | самостоятельная деятельность детей | |||||||
Сентябрь «Мой детский сад!» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Геометрические фигуры» Игровые упражнения | Закреплять представление о взаимном расположении предметов в пространстве; упражнять в счете в пределах 10. Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.4.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме. | ||||
«Величина» Игровые упражнения Создание образа по словесной инструкции | Развивать умение создавать образ предмета, конструируя его из палочек: сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения; упражнять в счете в пределах 10;закреплять умение отсчитывать по предложенной цифре; Литература:В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.7.,2015г | Упражнять в счете на ощупь. | ||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | |||||||
«Знакомство с тетрадью» Игровые упражнения. Моделирование фигур по словесной инструкции. Работа в тетради. | Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, учить соотносить цифру с количеством. Учить различать Количественный и порядковый счет; правильно отвечать на вопросы: сколько? который по счету? Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.12.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 10. | ||||||
«Тетрадь в клетку» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить ориентироваться на листе в клетку по словесной инструкции; закреплять названия дней недели, знания о том, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра, называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.15.,2015г | |||||||
«Многоугольник» Игровые упражнения. | Познакомить детей с многоугольником, его признаками: сторонами, углами, вершинами; упражнять в сравнении предметов по разным признакам, закреплять умение обозначать словами результат сравнения. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.17.,2015г | |||||||
«Количество и счет» Игровые упражнения. | Учить составлять число из единиц; различать количественный и порядковый счет; сравнивать предметы по высоте и обозначать словами результат сравнения. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.23.,2015г | упражнять в счете в пределах 10. | ||||||
«Состав числа 3» Игровые упражнения. | Познакомить с составом числа 3; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; упражнять в счете по осязанию. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.25.,2015г | Закреплять временные представления. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. | учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5,2/5 и т.д; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков, учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.28.,2015г | |||||||
Работа с родителями: Консультация «Есть ли у вашего ребёнка математические способности». Цель - определить уровень компетенции родителей по данному вопросу. | ||||||||
Октябрь «Осень» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Деньги» Игровые упражнения. Работа в тетради. Беседа. | Познакомить с деньгами, их достоинством и предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги: ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям); уметь двигаться по заданному маршруту. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.30.,2015г | |||||
«Состав числа 4» Игровые упражнения. | Учить составлять число 4 из двух меньших чисел; упражнять в прямом и обратном счете; составлять фигуры из счетных палочк, а затем преобразовывать их. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.33.,2015г | |||||||
«Деньги» Игровые упражнения. Беседа. | Дать представления о деньгах вчера, сегодня, завтра; учить составлять предмет из восьми треугольников; расширять кругозор. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.36.,2015г | Упражнять в счете в пределах 10; | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. | Упражнять в измерении с помощью условной меры длину предмета; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.39.,2015г | Упражнять в прямом и обратном счете, в счете на слух. | ||||||
«Состав числа 5» Игровые упражнения. | Познакомить с составом числа 5из двух меньших чисел; учить составлять число 3 из двух меньших чисел; учить называть дни недели с любого дня, считать по составной мере. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.42.,2015г | Упражнять в счете в пределах 10; | ||||||
«Далеко и близко» Игровые упражнения. Моделирование предмета по собственному желанию. | Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу; упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; закрепить знание своего адреса; расширять кругозор. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г | Упражнять в счете на слух. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. | Учить измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.48.,2015г | Упражнять в счете в пределах 10; умении называть «соседей» названных чисел; учить отсчитывать количество предметов по заданной цифре. | ||||||
«Состав числа 6» Игровые упражнения. | Учить составлять число 6 из двух меньших чисел; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.51.,2015г | Закреплять знания о геометрических фигурах; развивать воображение. | ||||||
Работа с родителями: Беседа «Как помочь ребёнку овладеть навыки счёта». Цель - оказать родителям помощь в учении ребёнка навыками счёта. | ||||||||
Ноябрь «Я и моя семья» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Ориентировка на плоскости» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; закреплять умение увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на один, называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.54.,2015г | Упражнять в составе числа 6 из двух меньших чисел. | ||||
«Состав числа 7» Игровые упражнения. | Учить составлять число 7 из двух меньших чисел; систематизировать представление о временных отношениях в пределах суток, о смене дня и ночи. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.56.,2015г | Закреплять названия дней недели. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. | Продолжать учить измерять сыпучие величины; следить за полнотой мерки, понимать, что от этого зависит результат измерения; уменьшать числа на один в пределах 10; познакомить со знаком «минус». Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.58.,2015г | |||||||
«Состав числа 8» Игровые упражнения. | Учить составлять число 8 из двух меньших чисел; называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.60.,2015г | |||||||
«Геометрические фигуры» Игровые упражнения | Упражнять в умении уменьшать число на один, пользоваться цифрами и знакми, составлять геометрические фигуры из счетных палочек; учить видеть форму в предметах; воспроизводить сходство с реальными предметами (строение, пропорции); развивать воображение. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.63.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур; умение классифицировать фигуры. | ||||||
«Состав числа 9» Игровые упражнения. | Учить составлять число 9 из двух меньших чисел. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.65.,2015г | Закреплять названия дней недели; упражнять в счете по составной мерке. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. | Учить с помощью условной мерки определять объем жидкости; закреплять временные представления. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.68.,2015г | Закреплять умение составлять число 9 из двух меньших чисел. | ||||||
«Состав числа 10» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить составлять число 10 из двух меньших чисел; различать и называть цифры по порядку; упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.71.,2015г | Закреплять временные представления. | ||||||
«Второй десяток» Игровые упражнения. | Познакомить с образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать до 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.73.,2015г | Закреплять умение классифицировать предметы по разным признакам: величине, цвету, форме. | ||||||
«Счет до 20» Игровые упражнения. | Продолжать учить считать до 20; продолжать знакомить с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; учить слова, противоположные по смыслу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.75.,2015г | |||||||
Работа с родителями: Консультация «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Цель - показать значимость развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста | ||||||||
Декабрь «Новогодний праздник» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Часы» Игровые упражнения. Беседа. | Познакомить с часами и их назначением. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.78.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20; совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «впереди», «позади», «рядом» и т.д. | ||||
«Время» Игровые упражнения. | Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в составлении десять из двух меньших чисел; упражнять в определении времени по часам с точностью до часа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.81.,2015г | |||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «вверху – внизу». Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.83.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20, закрепить название месяцев | ||||||
«Ориентировка во времени» Игровые упражнения. Моделирование предмета. Загадывание загадок. | Упражнять в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между»; учить составлять силуэты из восьми равнобедренных треугольников; развивать воображение, закрепить названия месяцев, знания о том, что 12 месяцев составляют год. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.85.,2015г | |||||||
«Календарь» Игровые упражнения. Беседа. | Уточнить знания детей о годе, как временном отрезке; формировать представления о необратимости времени; уточнить знания о календаре. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.89.,2015г | Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. | ||||||
«Получас» Игровые упражнения. | Учить определять время по часам с точностью до получаса; упражнять в ориентировке на листе бумаги, умение словесно обозначать местоположение предмета, используя слова «слева - справа», «вверху - внизу», «между», «сбоку» Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.93.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д.; учить двигаться по заданному маршруту. | ||||||
«История часов» Игровые упражнения. Беседа. | Познакомить детей с историей изобретения часов; учить узнавать время по часам; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.96.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20. | ||||||
«Задачи» Игровые упражнения. Моделирование часов. | Учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»; закрепить названия месяцев. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.98.,2015г | Развивать умение моделировать часы, определять время по часам. | ||||||
Работа с родителями: Беседа «Весёлые занятия дома». Цель - развитие интереса к математике у дошкольников. | ||||||||
Январь «Зима» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале; «записывать» задачи, пользуясь знаками «+», «- », «=»; упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; упражнять в счете по осязанию; закрепить названия геометрических фигур. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.102.,2015г | Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах; упражнять в счете по осязанию; закреплять названия геометрических фигур. | ||||
«Счет двойками» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить детей считать двойками; учить ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.106.,2015г | Закрепить названия геометрических фигур; развивать внимание детей; упражнять в измерении. | ||||||
«Часы в быту» Игровые упражнения. Беседа. | Упражнять детей в счете двойками; учить находить сходство и различия между предметами, определять время по часам, соотносить число с цифрой. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.108.,2015г | |||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10; познакомить детей со структурой задачи; упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.110.,2015г | |||||||
«Деление на равные части» Моделирование предмета. Игровые упражнения. | Упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; учить показывать одну часть из восьми , а также 2/8,5/8,8/8; учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.113.,2015г | Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом», «сбоку»; упражнять в счете в пределах 20. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Экспериментирование. | Упражнять детей в счете двойками, в счете в пределах 20; в измерении длины разными мерками; развивать наблюдательность, внимание. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.116.,2015г | |||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | Закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. | ||||||
Работа с родителями: Выставка творческих работ родителей и детей « Ориентировка во времени». Цель - расширять представления детей по ориентировки во времени. | ||||||||
Февраль «Наша армия сильна» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.118.,2015г | Закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение увеличивать и уменьшать число на единицу. | ||||
«Сантиметр» Игровые упражнения. | Упражнять в измерении длины с помощью условной меры; познакомить детей с единицей длины - сантиметром; познакомить с линейкой и ее назначением. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.121.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20; упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. | ||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. | Упражнять в ориентировке на листе бумаги, учить классифицировать предметы по разным признакам. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.123.,2015г | Упражнять в измерении протяженности разными мерками. | ||||||
«Геометрические фигуры» Игровые упражнения | Учить составлять число 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете; закреплять понятия о временных отрезках. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.125.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева-справа», «вдали-вблизи», «рядом-около»; | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить составлять целое по словесной инструкции; развивать пространственную ориентировку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.127.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20; закреплять умение считать двойками; упражнять в измерении длины с помощью линейки. | ||||||
«Отрезок» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | Учить детей чертить отрезки и измерять их; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание по числовому примеру. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.130.,2015г | Упражнять в счете до 20. | ||||||
«Счет по заданной мере» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить детей чертить отрезки определенной длины и измерять их; преобразовыать фигуры; развивать воображение. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.132.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20, в счете по заданной мере, в ориентировке на листе бумаги | ||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | Учить детей составлять и решать простые задачи по числовому примеру; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.134.,2015г | Упражнять в измерении составной меркой, в счете; развивать мелкую моторику. | ||||||
Работа с родителями: Тематическая консультация «Как обучать детей старшего дошкольного возраста по ориентировки в пространстве». Цель - дать рекомендации по обучению ориентировки в пространстве. | ||||||||
Март «Здраствуй, Весна» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Закреплять состав числа 10 из двух меньших чисел; упражнять в счете на ощупь, сравнении предметов по величине и цвету. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.137.,2015г | Закреплять умение детей ориентироваться на плоскости (на листе бумаги); | ||||
«Ориентировка во времени» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г | Закреплять представления о днях недели; упражнять в счете в пределах 20, умении называть последующие и предыдущие числа. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Решение задач. Экспериментирование. | Упражнять в измерении жидкости; познакомить с новой единицей измерения; закреплять умение самостоятельно составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.139.,2015г | Упражнять в составлении числа из двух меньших чисел. | ||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.143.,2015г | Закреплять названия месяцев; | ||||||
«Знаки равенство, неравенство» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков«˂», «˃» и читать «записи»; познакомить детей со знаками «=» , «≠»(равенство , неравенство); закрепить временные представления; учить называть «соседей» данного числа. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | |||||||
«Четные, нечетные числа» Игровые упражнения. | Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около»; познакомить детей с четными и нечетными числами. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | Закрепить названия геометрических фигур; | ||||||
«Счет тройками» Игровые упражнения. | Учить детей считать тройками; учить называть общее количество предметов в группе. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. | ||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки; учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | Закрепить названия дней недели; упражнять в счете в пределах 20; | ||||||
Работа с родителями: Индивидуальная беседа «Как помочь ребёнку в овладении временной ориентировки». Цель - оказать родителям помощь по правильному овладению ориентировки во времени. | ||||||||
Апрель «Мой край Чувашия» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | Упражнять в счете в пределах 20, уметь назвать «соседей» названного числа. | ||||
«Далеко и близко» Игровые упражнения. Моделирование предмета по собственному желанию. | Учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг другу. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.45.,2015г | Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «далеко», «близко», «рядом»; з закрепить знание своего адреса; расширять кругозор. | ||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | |||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г | Закреплять умение преобразовывать фигуры; развивать логическое мышление. | ||||||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Упражнять в счете в пределах 20;учить составлять фигуру из счетных палочек; закрепить названия геометрических фигур. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | |||||||
«Ориентировка в пространстве» Игровые упражнения | Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7лет) стр.10.,2015г | Закреплять названия последовательности дней недели; учить составлять предмет по заданной инструкции. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г | Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. | ||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. | Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20; развивать внимание детей. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) | Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за» | ||||||
Работа с родителями: Деловая игра «Арифметические задачи в жизни старшего дошкольника». Цель - формировать умение вовремя увидеть и исправить ошибку в решение арифметических задач. | ||||||||
Май «Праздник весны и труда» | Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. | «Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.146.,2015г | Продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги; учить выполнять задания под диктовку; учить двигаться во время перерисовывания от указанной точки в том направлении, которое называет педагог; закрепить названия месяцев; | ||||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги, учить перерисовывать рисунок, рассказывая при этом, в каком направлении необходимо двигаться при рисовании. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) 2015г | Упражнять в названии дней недели; упражнять в счете в пределах 20; учить называть последующие и предыдущие числа. | ||||||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить из треугольников образовывать новые многоугольники. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) 2015г | Продолжать учить детей ориентироваться на тетрадной странице; упражнять в составлении числа из двух меньших чисел; | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Упражнять детей в счете; развивать внимание, наблюдательность; упражнять в измерении длины с помощью линейки. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.148.,2015г | Упражнять детей в ориентировке на листе бумаги. | ||||||
«Решение задач» Игровые упражнения. Работа в тетради. Решение задач. | Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.151.,2015г | Закреплять умение преобразовывать фигуры; развивать логическое мышление. | ||||||
«Счет в пределах 20» Игровые упражнения. | Учить увеличивать и уменьшать число; составлять фигуру из счетных палочек. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.153.,2015г | Упражнять в счете в пределах 20, закреплять названия геометрических фигур. | ||||||
«Измерение» Игровые упражнения. Беседа. | Упражнять в измерении жидкости с помощью горсти, жмени. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.155.,2015г | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения: «длиннее», «короче» | ||||||
«Повторение» Игровые упражнения. Работа в тетради. | Учить чертить отрезки заданной длины; называть числа последующие и предыдущие названному. Литература: В.П.Новикова «Математика в детском саду» (6-7 лет) стр.157.,2015г | Закреплять названия геометрических фигур. | ||||||
«Счет, форма, решение задач» | Провести обследование знаний, умений, навыков детей | |||||||
Работа с родителями: Беседа «Прошел год по формированию элементарных математических представлений. Какие принёс изменения?». Цель - показать значимость формирование элементарных математических представлений в жизни старшего дошкольного возраста; показать повышение роста по математике у детей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Познавательное развитие»
в подготовительной к школе группе
на период с 1 сентября 2015 года по 31 мая 2016 года
Составитель:
ЕремееваЕ.П.
Чебоксары - 2016г.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана для подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 70 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики.
С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана на основе программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой/.2014 г. и в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, Приказ № 1155 от 17 октября 2013г.).
Введение дополнений и обновлений не предусмотрено.
Цель рабочей программы
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Задачи рабочей программы
Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда. Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что
человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Принципы и подходы программы
Программа «От рождения до школы»:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
В соответствии с современными стандартами, образовательная деятельность осуществляется в соответствии с двумя моделями организации обучения – совместная деятельность педагога и детей, и самостоятельная деятельность детей.
Программа строится на принципе культуросообразности. Специфика реализации национально–региональных и национально-культурных особенностей осуществления образовательного процесса обеспечивается через реализацию задач программы «Программа воспитания ребенка – дошкольника» под редакцией О.В. Драгуновой – Чебоксары, 1995г.
Планируемые результаты освоения содержания программы
Планируемыми результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования.
Целевые ориентиры | |
Обязательная часть содержания образования | Содержание образования, формируемые участниками образовательных отношений |
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. | Закрепление интереса к изучению родного края; уточнение знаний о представителях растительного и животного мира Чувашии. |
Количество тем в год - 9
Дополнительные образовательные услуги не организуются.
Мониторинг проводится 2 раза в год (январь, май) и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей. В январе проводится анализ уровня освоения программы детьми в соответствии с обозначенными промежуточными результатами. В мае проводится тщательное итоговое диагностирование освоения детьми программы.
Содержательный раздел
Формирование элементарных математических представлений
Количество и счет. Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10). Учить называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число. Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета. Делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям. Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку). Учить детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Сравнивать вес предметов (тяжелее — легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма. Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств. Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов — один большой прямоугольник; из частей круга — круг, из четырех отрезков — четырехугольник, из двух коротких отрезков — один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.). Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. Учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени. Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и то же время». Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
Развитие познавательно- исследовательской деятельности
Познавательно-исследовательская деятельность. Совершенствовать характер и содержание обобщенных способов исследования объектов с помощью специально созданной системы сенсорных эталонов и перцептивных действий, осуществлять их оптимальный выбор в соответствии с познавательной задачей. Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств. Совершенствовать характер действий экспериментального характера, направленных на выявление скрытых свойств объектов. Совершенствовать умение определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом; ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм; обнаруживать несоответствие результата и цели; корректировать свою деятельность. Учить детей самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств. Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.). Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету). Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.
Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную). В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников. Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера. В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности. Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
Ознакомление с предметным окружением
Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный). Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве (компьютер, роботы, станки и т. д.); об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной. Расширять представления детей об истории создания предметов. Вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Формировать понимание того, что не дала человеку природа, он создал себе сам (нет крыльев, он создал самолет; нет огромного роста, он создал кран, лестницу и т. п.). Способствовать восприятию предметного окружения как творения человеческой мысли. Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Рассказывать, что материалы добывают и производят (дерево, металл, ткань) и подводить к пониманию роли взрослого человека. Побуждать применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Ознакомление с социальным миром
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями. Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.). Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными). Продолжать расширять представления о людях разных профессий. Представлять детям целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности. Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность). Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности. Рассказывать детям о том, что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества. Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы). Развивать представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. Расширять представления о Москве — главном городе, столице России. Расширять знания о государственных праздниках. Рассказывать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса. Углублять знания о Российской армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
Ознакомление с миром природы
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса. Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Продолжать учить детей устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Расширять представления о лекарственных растениях (подорожник, крапива и др.). Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы. Дать детям более полные представления о диких животных и особенностях их приспособления к окружающей среде. Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи — в муравейниках, пчелы — в дуплах, ульях). Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов (напримеруж отпугивает врагов шипением и т. п.). Учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз и др.) и жуков (божья коровка, жужелица и др.). Учить сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают). Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.). Учить обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности. Объяснить, что в природе все взаимосвязано. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.). Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека. Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред). Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь — первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве). Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки. Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).Обращать внимание детей на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т. д.). Объяснить, что это корм для птиц. Учить определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного, тяжелого снега лучше делать постройки). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря — самый короткий день в году. Привлекать к посадке семен овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи). Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце). Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники. Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню. Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга). Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят. Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось». Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль). Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Материально-техническое обеспечение программы:
(по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)
Материалы, оборудования | Учебно-наглядные пособия | Информационные и технические средства обучения |
Демонстрационный материал: — наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.; — геометрические фигуры, карточки с цифрами; — фланелеграф с комплектом плоскостных изображений; — мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий; — магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, плоских предметных изображений; — полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий; — комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках); — карточки и таблицы; — логические блоки; — оборудование для проведения дидактических игр; Раздаточный материал: — мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.; — карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами; — наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера; — таблицы и модели; — счетные палочки и т. д. | Серия «Играть – не наиграться!» - Умные числа Демонстрационный материал «Время» Плакаты: • Счет до 10 • Счет до 20 Презентации Набор цифр Плакаты большого формата: • цвет • форма • цифры -Блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюизенера Календарь года. Часы. Песочные часы. Альбомы с иллюстрациями «Времена года». | •Проектор •Магнитофон •Телевизор •Видеомагнитофон |
Список используемой литературы
(по разделу «Формирование элементарных математических представлений»)
- ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
- Основная общеобразовательная программ дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-304с.
- Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. - Чебоксары: «Новое время», 2010.-52 с.
- Программа воспитания ребенка- дошкольника. Под рук. О.В. Драгуновой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231 с.
- В.П.Новикова Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М.:Мозаика-Синтез.
- Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988.
- И.А.Помораева, В.А.Позина Формирование элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1985
- Белошистая А.В Формирование и развитие математических способностей дошкольников, Вопросы теории и практики. – М.Воронеж, 2004
- Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.
- Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников.- М.: Просвещение, 1992.
- Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.
- Рихтерман т.д. Формирование представлений о времени у дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.
- Сербина Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А.Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
Список используемой литературы
(по разделу «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»)
- ФГОС ДО от 17.10.2013 г. № 1155
- Основная общеобразовательная программ дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-304с.
- Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения. Авторы-составители Л.Г. Васильева, И.В. Махалова. - Чебоксары: «Новое время», 2010.-52 с.
- Программа воспитания ребенка- дошкольника. Под рук. О.В. Драгуновой. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995.-231 с.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4–7 лет).
- Крашенников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников (5–7 лет).
- Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет).
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
- Дыбина – Артомонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации.
- Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру.
- Алёшина Н.В –Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
- Зенина Т Н – Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа)
Материально-техническое обеспечение программы:
по разделу «Развитие познавательно- исследовательской деятельности»
Наглядно-дидактические пособия
- Серия «Мир в картинках»: «Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Школьные принадлежности».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «В деревне»; «Кем быть?»; «Мой дом»; «Профессии».
- Серия «Расскажите детям о. .»: «Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе».
по разделу «Ознакомление с миром природы»
- Плакаты: «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Овощи»; «Птицы»; «Фрукты».
- Картины для рассматривания: «Коза с козлятами»; «Кошка с котятами»; «Свинья с поросятами»; «Собака с щенками».
- Серия «Мир в картинках»: «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние птицы»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Морские обитатели»; «Насекомые»; «Овощи»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки — друзья и по мощ ни ки»; «Фрукты»; «Цветы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
- Серия «Рассказы по картинкам»: «Весна»; «Времена года»; «Зима»; «Лето»; «Осень»; «Родная природа».
- Серия «Расскажите детям о...»: «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»; «Расскажите детям о садовых ягодах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физическому развитию в подготовительной к школе группе разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Разработана по методическим рекомендациям Л. И. Пензулаевой в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.
Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....
Рабочая программа по речевому развитию в подготовительной к школе группе.
Рабочая программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Конспект Непосредственно образовательной деятельности По разделу программы «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе Образовательная область: Тема: «Для чего нужны глаза»
БИЙСК 2021/2022МБОУ СОШ №3 КОРПУС 2Конспект занятия Педагог (ФИО) Козлова Марина Васильевна...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию в подготовительной группе «Юный эколог»
Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и не живой природы; правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. ...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей подготовительной к школе группы (6 - 7 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2020 - 2021 уч. год
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МКДОУ «Детского сада №401», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа по разви...
Рабочая программа по познавательному развитию в подготовительной группе
Рабочая программа по позновательному развитию в подготовительной группе направлена на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации....