Конспект НОД. Приобщение к художественной литературе в старшей группе. Викторина «В мире сказок» .
план-конспект занятия по развитию речи

Павлова Людмила Сергеевна

Конспект НОД.  Приобщение к художественной литературе в старшей группе. Викторина «В мире сказок» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                 детский сад «Золушка» г.Холмска муниципального образования

                             «Холмский городской округ» Сахалинской области                                                    

6924620 Сахалинская область                                                     тел/факс: (42433)7-10-02                                                                

 г.Холмск, ул.Крузенштерна,7                                                 E- mail: DOUZoluska@mail.ru

       

Конспект НОД.

Приобщение к художественной литературе.

Викторина «В мире сказок»

в старшей группе

                                               

                                                воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                  Павлова Людмила Сергеевна

 

         

   

           

                                                                   г.Холмск

Цель: Формирование и совершенствование знаний детей о литературных произведениях (сказки) и их героев, через викторину.

Задачи:

1. Расширять представления детей о празднике «Международном дне книги».

2.Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

3. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

4. Воспитывать чуткость к художественному слову, вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

5.Выразительно читать стихи.

6.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Предварительная работа с детьми:

1.Украшение групповой комнаты.

2.Заучивание стихотворений – поздравления.

3.Дополнение книжного уголка новыми материалами (книжки и игры маминого, бабушкиного детства; книги различного содержания, назначения, оформления; книги – новинки).

4.Рисование совместно с родителями обложек любимых книг.

5.Изготовление книжек – малышек (совместно с родителями).

6.Чтение детских сказок, рассказов, заучивание стихов,

7.Выбор стихотворений, заучивание и подготовка выразительного чтения для литературной викторины.

Оборудование: слайды героев сказок, выставка книг, кукла Буратино.

Воспитатель:

Человечек деревянный?

На земле и под водой 
Именины, именины! 
У Володи? Шуры? Нины? 
У девчонок? У мальчишек? 
Нет! У детских наших книжек! 
Тает снег, клокочут воды, 
Звонко птицы гомонят. 
По-весеннему сегодня 

Расцвели глаза ребят. 
Очень любят праздник книжки, 
И девчонки  и мальчишки.
                           

Воспитатель: Сегодня, мы отмечаем праздник «Международный день книги». Посмотрите, сколько на нашей выставке книг. Сейчас ребята расскажут стихи, о том, как важна книга в жизни каждого человека.

1.Если купишь книгу,  

 Не бросай на полку.
От нее не будет,

  Никакого толку.

2.Всем полезно чтенье,  

Про себя и вслух.

Книга - самый лучший,
Самый верный друг.

3.Из нее узнаешь ты,
Обо всем на свете.
На любой вопрос она,
Без труда ответит.

4.В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам.
Береги же книгу,

Стань и ты ей другом.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в интереснейшее путешествие по миру детских книг.  Путешествовать мы будем на веселом паровозике из «Ромашково» (звучит музыка из мультфильма «паровозик из «Ромашково», дети двигаются по кругу, имитируя движение паровозика, сопровождая звуковым сигналом).  

Впереди нас с вами ждет «Сказочный мир»! 
Воспитатель: Ребята,  скажите , пожалуйста, чем отличается рассказ от сказки? (ответы детей) 
 Правильно, в сказках происходит то, чего не бывает на самом деле, в обычной жизни: звери умеют разговаривать, люди пользуются различными волшебными предметами.

 - Какие сказочные, волшебные предметы вы, знаете? - (сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебная дудочка, волшебный клубок, наливное яблочко, ступа Бабы-Яги ….).

Дидактическая игра «Доскажи словечко» 

(после каждой отгадки, открывается слайд картинка сказочный герой)

- Гладко, плавно лился стих, 
Вдруг споткнулся и притих. 
Ждет он и вздыхает, 
Слова не хватает.

 
1. На курьих ножках избушка, 
Внутри, горбатая старушка. 
Крючок-нос – как кочерга, 
Еще костяная нога. 
Кто это? … (Баба-Яга) 
2. Испекла бабуля мяч. 
Укатился в лес он вскачь. 
Там на нос плутовке сел, 
О себе ей песню спел. 
Зубы щелкнули слегка,
Лиса съела … (Колобка) 

3. Почему красавица печальная? 
Потерялась туфелька хрустальная! 
Соскочила с ножки растеряшки, 
Ах, она бедняжка, забывашка! 
Обронила, может быть случайно, 
Чтобы принц нашел ее специально,
У нее улыбка словно солнышко. 
Как зовут бегунью эту? … (Золушка) 

4. Всех на свете он добрей, 
Лечит он больных зверей. 
Он известен, знаменит. 
Это Доктор … (Айболит) 

5. Мальчик – луковка веселый, 
Знают все его со школы. 
Лук – не сладкая малина 
Его имя … (Чиполлино) 

6. У отца был мальчик странный, 
Необычный – деревянный,

Он учиться не пошел,

Приключения нашел.

Познакомился с Мальвиной,
Всюду нос совал свой длинный, 
Кто же это? … Буратино 

Музыкально – ритмическая физминутка «Буги - вуги» с Буратино.

 Буратино: Угадайте, из какой сказки строки?  (фразы из сказок)


1.  Он рычит, и кричит, 
И усами шевелит: 
«Погодите, не спешите. 
Я вас мигом проглочу! 
 Проглочу, проглочу, не помилую…» 
  (отрывок из сказки К. Чуковского  «Тараканище») 

2.Одеяло убежало. 
Улетела простыня, 

И подушка, как лягушка, 
Ускакала от меня. 
    (отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр») 

3.Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру лебеди. Царь и гости диву давались. 
(отрывок из русской народной сказки («Царевна-лягушка) 


4. – На, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу я в доме у батюшки, не вижу себе

никакой радости, злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать? (Василиса Прекрасная)


5.Прибежала мышка норушка и спрашивает.

  Чей домок? Кто в домике живет? (Теремок)

6.Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за …… — тянут - потянут, вытянуть не могут   (отрывок из сказки «Репка») 


Буратино: «Угадай сказку» (загадки о героях сказок)

 1.Свой дом зимою, в холода 
Она слепила изо льда. 
Но дом стоял прекрасно в стужу, 
Весной, же превратился в лужу. 
Дом лубяной построил Зайка. 
Теперь, ребята, вспоминайте, 

Кого прогнал Петух в леса? 
Кто зайца обманул?  (Лиса)
«Заюшкина избушка» 

2.Отвечайте на вопрос: 
Кто в корзине Машу нес, 
Кто садился на пенек? 
И, хотел съесть пирожок  (Медведь) 
«Маша и медведь» 

3.Ждали маму с молоком, 
А пустили волка в дом. 
Кто же были эти 
Маленькие дети? (Козлята)
«Волк и семеро козлят» 

4.Появилась девочка, 
В чашке лепестка, 
И была та девочка, 
Не больше, ноготка. 
Кто читал такую книжку, 
Знает девочку-малышку? 
«Дюймовочка» 

5.Умен, изворотлив 
Усатый дружок. 
Хозяина сделал богатым. 
Но жить он не может, 
Без красных сапог, 
Ну что, догадались, ребята? 
«Кот в сапогах» 

6.Он, конечно, самый главный, 
Озорник-шалун забавный. 
Он в огромной синей шляпе 
Хвастунишка и шалун,

И немножечко он врун.

Как зовут его ребята? (Незнайка)
«Незнайка в Солнечном городе» 

7.Толстяк живет на крыше, 
Летает он всех выше.

Дружит с малышом,

Варенье любит он.

«Карлсон, который живет на крыше» 

8.Возле леса на опушке, 
Трое их живет в избушке. 
Там три стула и три кружки, 
Три кроватки, три подушки. 
Угадайте без подсказки, 
Кто герои этой сказки? 
«Три медведя»

 

9.Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться

Хвостик маленький, крючком.

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

«Три поросенка»

10.Красная девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко –

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

Буратино: Молодцы ребята! Теперь я буду хорошо знать героев и названия сказок. А мне пора прощаться с вами. До свиданья детвора!                                  

 

Воспитатель: - Недавно ко мне заходила Маша из любимого мультфильма и хвалилась тем, что она знает много сказок и назвала их. Вы послушайте, и ответьте, правильно ли она называла сказки?                                                                                                                                                                      
                                                                                                                     
«Сестрица - Аленушка и братец Никитушка» 
«Иван-царевич и зеленый волк» 
«По собачьему веленью» 
«Сивка – будка» 
«Волк и семеро тигрят» 
«Гуси-вороны» 
«Желтая шапочка».

«Каша из молотка»

Воспитатель: Трудно представить нашу жизнь без сказки.

Чему учит нас сказки? (ответы детей)

Воспитатель: Да! Не только добру, но и учит преодолевать трудности, лечит нас, греет душу и учит жить. Многие не верят в сказку. А зря! Часто чудеса из старых сказок превращаются в обычные современные вещи.

   - Перо Жар – птицы стало обычной лампой;

- А золотое блюдечко с наливным яблочком, с чем можно сравнить?  Телевизор (ответ детей)

- Ковер самолет…Да ведь это наш …Самолет (ответ детей) 

- Емелина печь напоминает …. Мощный вездеход (ответ детей)

- А Золотой петушок улавливает, как лучшая современная антенна.

Воспитатель: Верь в сказку, и она сбудется!

 Я хочу, чтобы вы не забывали дорогу в «Сказочный мир». 

А, напоследок хотелось бы сказать: 
В мире много сказок 
Грустных и смешных, 
И прожить на свете 
Нам нельзя без них. 
Лампа Аладдина, 
В сказку нас веди, 
Башмачок хрустальный, 
Помоги в пути! 
Мальчик Чиполино, 
Мишка Винни-Пух – 
Каждый нам в дороге 
Настоящий друг. 
Пусть герои сказок ,
Дарят нам тепло, 
Пусть добро навеки ,
Побеждает зло.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественной литературе в старшей группе " Цветик - Семицветик"

Конспект направлен на обогащение знаний детей об устном народном творчестве, о произведениях русских и зарубежных писателей.Актуальность - Развитие творческих способностей, умение асоциировать художус...

Методическая разработка: Конспект комплексного занятия чтению художественной литературы в подготовительной группе. Викторина на тему: «Моя семья».

Этот конспект познавательного занятия, направленный на ознакомление и закрепление детей о семье и о том,как люди живут вместе, развития любознательности у дошкольников; вовлекает детей в элементарную ...

Система работы по приобщению к художественной литературе в старшей группе»

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к...

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе

Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...

Конспект занятия по Ознакомление с социальным миром (краеведение) + приобщение к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина»

Обобщать, систематизировать и расширять знания детей о городе; формировать у детей интерес к своей малой родине, чувства любви,патриотизма....

Занятие по приобщению к художественной литературе в старшей группе

Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова; развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора....