Занятие по приобщению к художественной литературе в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова; развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_n.v._sobaeva_po_piob._k_hud._litet.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Колокольчик» р.п.Башмаково
Конспект занятия по приобщению детей к художественной литературе в старшей группе.
по произведению Н.Носова «Живая шляпа»
Подготовила: воспитатель Собаева Н.В.
р.п. Башмаково
апрель 2024г.
Цель: продолжать формировать интерес к художественным произведениям; творчеству Н. Н. Носова; развивать литературную речь дошкольников, мышление, память, воображение, чувство юмора.
Задачи:
Образовательные:
1.Познакомить детей с произведением Н.Носова «Живая шляпа»
2.Учить отвечать на заданные вопросы полным предложением.
Развивающие:
1.Развивать художественно-речевую деятельность на основе рассказа;
2.Развивать диалогическую и монологическую речь воспитанников;
3.Обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе.
2. Воспитывать умение эмоционально, воспринимать образное содержание произведения.
Материалы и оборудование:
проектор, ноутбук, портрет Н.Н.Носова, слайды со шляпами разных персонажей, слайды с картинками по содержанию рассказа, шляпа, книга с произведениями Н.Н.Носова. магнитная доска.
Ход занятия:
Дети входят в группу, на столе лежит шляпа.
Организационный момент (беседа).
Воспитатель: - Ребята, что это за предмет?
Дети: (шляпа).
Воспитатель: - Интересно, откуда она могла появиться здесь?
Дети: - (ответы детей).
Воспитатель: Мне кажется - это какой – то неряха бросил ее здесь. Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: – Да, у каждой вещи должно быть свое место. - Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
Дети: Весной или осенью.
Воспитатель: - Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встрече они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия друг другу. Повторяйте за мной.
1. Д/У «Приветствие»
Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: - «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).
2. Д/И «Подбери предлог»
Воспитатель: - Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа?
Дети: - Шляпа лежала на столе.
Воспитатель: - А сейчас где наша шляпа?
Дети: - на голове.
Воспитатель: - Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь?
Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).
Воспитатель: - Молодцы.
3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»
(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).
Воспитатель: - Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа - по цвету?
Дети: - Чёрная.
Воспитатель: – А по размеру?
Дети: - Большая.
Воспитатель: - По времени года?
Дети: - Весенняя, осенняя?
Воспитатель: - Из какого материала она сделана?
(если дети затрудняются ответить, то им помогает воспитатель).
Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она какая?
Дети: - Фетровая. (новое слово).
Воспитатель: - По предназначению: ее носят мужчины или женщины?
Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.
Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?
Дети: - Детская.
Воспитатель: - Ребята, какая замечательная у нас шляпа.
II. Основная часть:
Воспитатель: - Ребята обратите внимание на СЛАЙД (на экране портрет известного писателя Н. Носова).
Перед вами портрет талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова .Они писал рассказы для своего сына, а потом, когда их скопилось много опубликовал книгу, чтобы другие дети тоже смогли их прочитать.
Воспитатель: - СЛАЙД 2 Н. Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.
Воспитатель: - Угадайте, кому могут принадлежать эти вещи?
СЛАЙД 3 шляпа Незнайки, шляпа Буратино, шляпа Звездочета, шляпа Красной Шапочки.
Дети называют героев, которым принадлежат эти вещи.
Воспитатель: - Сегодня мы узнаем еще об одной знаменитой шляпе.
- Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой?
Дети : - Если она волшебная или фея ее заколдовала, сказочная шляпа.
Воспитатель: - Посмотрите, какая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н. Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа».
Читаю рассказ, а вы внимательно послушайте.
Сопровождаю картинками СЛАЙД 8-14
Воспитатель:
Вам понравился наш рассказ? Сейчас я еще раз прочитаю, а потом мы побеседуем, слушайте внимательно.
- Как назывался наш рассказ? (ЖИВАЯ ШЛЯПА)
-Кто автор этого рассказа?
- А шляпа на самом деле была живая? Почему?
- Назовите главных героев рассказа. (Вова и Вадик)
- Где лежала шляпа? (на комоде)
- Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода? (Васька)
- Что делали Вовка и Вадик? (раскрашивали картинки)
- Какой предмет «ожил» в комнате ребят? (шляпа)
- Куда побежали ребята прятаться от шляпы? (на кухню)
- Чем решил ударить Вадик «живую « шляпу? (клюшкой)
- Что кидали мальчики в шляпу? (картошку)
- Кто оказался под шляпой? (котёнок)
- Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла? (страх)
- Покажите, как они испугались. (дети показывают)
- Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой котёнка? (удивление)
- Давайте вместе покажем удивление (дети показывают)
- Какое чувство пришло на смену удивлению? (радость)
- Молодцы!
- какие непонятные слова встретили в тексте? КОМОД, КОЧЕРГА)
Комод – это низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.
Кочерга – это приспособление для перемешивания топлива в печи, толстый железный прут с прямо загнутым концом.
Динамическая пауза: А сейчас мы немного отдохнем. Встаем со стульчиков, размещаемся на ковре, повторяем движения за мной.
К шляпе дружно подойдём (3 шагам вперёд)
Её взглядом обведём! (3 шага назад)
С нами шляпа, не шути (погрозить пальчиком)
Ты не прыгай, не скачи! (стойка на правой ноге)
Поскорей открой секрет (стойка на левой ноге)
Ты живая или нет? (наклон, развести руки в стороны)
Воспитатель: Чудеса! Чудеса!
В нашем доме чудеса!
Ходит шляпа по паркету.
Я не верю, тру глаза.
Это ж надо по паркету!
Орт дивана, до буфета,
От дверей и до рояля
Ходит шляпа, как живая!.
(Воспитатель предлагает детям пройти к столу)
Смотрите, здесь лежат картинки из нашего рассказа. Вы мне поможете составить рассказ по картинкам?
Дети: Да, поможем. (Дети собирают картинки)
Воспитатель: каждый рассказ делится на 3 части- начало, середина и конец.
Теперь, давайте восстановим последовательность рассказа.
Давайте вспомним, как начинался наш рассказ? Выберите нужную картинку.
- Что было потом?
-Чем закончилась история про мальчика и котёнка?
- Молодцы!
Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочитаю рассказ, а вы слушайте внимательно. И проверяйте, правильно ли мы расставили картинки.
(чтение рассказа)
Воспитатель: Молодцы, всё верно!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Вам понравился рассказ?
- А шляпа на самом деле была живая?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было самым сложным?
- Чему нас учит рассказ «Живая шляпа»?
Важно видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком-либо забавном случае.
- Как вы думаете, а что могло бы произойти с ребятами, если бы под шляпой оказался не кот Васька. Придумайте дома свою историю. А на следующем занятии мы послушаем, что у вас получилось.
Николай Носов «Живая шляпа»
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось — упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу — и вдруг как закричит:
— Ай-ай-ай! — и бегом в сторону.
— Чего ты? — спрашивает Вадик.
— Она жи-жи-живая!
— Кто живая?
— Шля-шля-шля-па.
— Что ты! Разве шляпы бывают живые?
— По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
— Ай! — и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
— Ай! Ой! — закричали ребята.
Соскочили с дивана — и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
— Я у-у-хо-хо-жу! — говорит Вовка.
— Куда?
— Пойду к себе домой.
— Почему?
— Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
— А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
— Ну, пойди посмотри.
— Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
— Постой, я тоже клюшку возьму.
— Да у нас другой клюшки нет.
— Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
— Где же она? — спрашивает Вадик.
— Вон там, возле стола.
— Сейчас я ее как тресну клюшкой! — говорит Вадик. -— Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
Но шляпа лежала возле стола и не двигалась.
— Ага, испугалась! — обрадовались ребята. — Боится лезть к нам.
— Сейчас я ее спугну, — сказал Вадик.
Он стал стучать по полу клюшкой и кричать:
— Эй ты, шляпа!
Но шляпа не двигалась.
— Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, — предложил Вовка. Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу. Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
— Мяу! — закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
— Васька! — обрадовались ребята.
— Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, — догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
— Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, он только фыркал и жмурился от света.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы на тему: «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Конспект занятия - викторины по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....
Система работы по приобщению к художественной литературе в старшей группе»
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к...
Конспект НОД. Приобщение к художественной литературе в старшей группе. Викторина «В мире сказок» .
Конспект НОД. Приобщение к художественной литературе в старшей группе. Викторина «В мире сказок»...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (приобщение к художественной литературе) в старшей группе...
Конспект занятия по Ознакомление с социальным миром (краеведение) + приобщение к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина»
Обобщать, систематизировать и расширять знания детей о городе; формировать у детей интерес к своей малой родине, чувства любви,патриотизма....
Презентация к занятиям по приобщению к художественной литературе в младшей группе
Знакомить детей с произведениями об осени известных писателей. Воспитывать интерес к поэзии, к красоте осенней природы и развитию эстетического вкуса....
Презентация к занятиям по приобщению к художественной литературе в младшей группе
Знакомить детей с произведениями о зиме известных писателей. Воспитывать интерес к поэзии, к красоте зимний природы и развитию эстетического вкуса....