Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос» «Послание 111 планеты»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему «Космос»
для детей логопедической группы «Звёздочки»
«Послание 111 планеты»
подготовила воспитатель первой квалификационной категории
Кирияк Ирина Викторовна
Образовательная деятельность: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: закрепить имеющиеся у детей знания по лексической теме «Космос»
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о том, что они живут на планете Земля, а в космосе есть другие планеты;
- Расширить знания детей о космосе (солнечной системе созвездиях,);
- Активизировать словарный запас по теме «Космос»: названия планет, звезд, космического транспорта;
Развивающие:
- Развивать воображение, фантазию и творческую активность;
- Развивать у детей способность давать развернутые и полные ответы.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию у детей самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
- Воспитывать у детей желание стать смелыми, сильными, выносливыми, образованными.
- Воспитывать у детей желание бережно относиться к окружающему миру, к живой и неживой природе.
- Создать положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности.
Здоровьесберегающие:
1)Предупреждение утомляемости воспитанников, удовлетворение потребности детского организма в двигательной активности. Развитие мелкой моторики.
Оборудование:
- для детей: серия картинок «Найди пару- «Ракеты», «Планеты» для составления солнечной системы, карта «Солнечная система» с изображением планет, картинка солнышко
- для педагога: мультимедийная презентация, сопровождающая НОД, «Обращение инопланетянина», проектор, карта, изображение- картинки для ребуса (группа), изображение карты, изображение Ю.А. Гагарина, послание.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике – 12 апреля «День космонавтики», тематические занятия, рисование космических спутников, ракет и космонавтов в скафандре, чтение художественной литературы о космосе, просмотр мультфильмов и развивающих видеофильмов «Покорение космоса»
Планируемый результат: Дети знают и называют планеты солнечной системы, космический транспорт, умеют давать полный и развернутый ответ на вопрос, проявляют фантазию.
Методы и приёмы: использование художественного слова; показ презентации на тему: «Космос»; хоровые и индивидуальные ответы; динамические паузы; использование наглядного материала; самостоятельная работа.
Структура НОД:
1.Вводная часть:
Организационный момент: дидактическая игра на поднятие настроения, артикуляционная гимнастика, чтение стихотворения по теме НОД.
2.Основная часть: организационное приветствие, артикуляционная гимнастика, хоровое чтение стихотворения, беседа про космонавтов, космическая разминка, просмотр презентации и сюрпризный момент, отгадывание загадок, выполнение заданий, организационная игра-логоритмика «Планеты».
3.Заключительная часть: Анализ НОД (о том какие знания получили дети), сюрпризный момент, вручение медалей «Юный космонавт»
Ход НОД:
Звучит минусовка группы «Земляне» «Земля в иллюминаторе…». Дети под музыку входят в группу и занимают свои места (на звёздочках). На экране заставка «Космос»
Воспитатель: вместе с детьми проговаривает вступительное приветствие на сплочение детского коллектива
Круг широкий вижу я,
Встали все мои друзья,
Мы сейчас пойдём на право, а потом пойдём на лево.
В центре круга соберёмся и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и занятие начнём!
Воспитатель: Доброе утро, ребята посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними! (дети здороваются с гостями и проходят на ковёр, рассаживаются)
Воспитатель: ребята нам сегодня потребуется много говорить, а говорить мы будем с вами красиво. Для этого предлагаю вам подготовить наш язычок:
Артикуляционная гимнастика:
Упражнение: «Раз-окошечко открыли («Окошко»,
Два – мы дудку смастерили («Дудочка»,
Три - в улыбке наши губки («Улыбка»,
На четыре – чистим зубки («Почистим зубки»,
Пять – мы моем потолок («Маляр»,
Шесть - лошадка скок, да скок («Лошадка»,
Семь - варенье очень любим («Вкусное варенье»,
Восемь - горку делать будем («Горка»,
Девять – дружно мы болтаем («Болтушка»,
Десять – ротик закрываем.»
Воспитатель: Отлично, давайте пересядем с вами на стулья. (дети садятся на стульчики, промаркированными планетами) Сегодня у нас с вами замечательный повод собраться всем вместе и отправиться в увлекательное путешествие. Кто знает, что это за повод?
Дети: День космонавтики!
Воспитатель: правильно — 12 апреля в нашей стране отмечают «День космонавтики». Что знаменательного произошло в этот весенний день?
Дети: человек совершил первый в мире полет в космос!
Воспитатель: а кем он был совершён?
Дети: Юрием Алексеевичем Гагариным. (на экране фотография Ю. А. Гагарина)
Воспитатель: посмотрите на экран, вот он- первый русский космонавт, который первым совершил полёт в открытый космос. Давайте вместе вспомним стихотворение, которое мы подготовили:
Дети (хором) читают стихотворение С. Михалков «Космонавт»:
К далеким планетам
Пути пролегли –
По трассам Вселенной
Летят корабли.
По трассам Вселенной
Ведут корабли
Отважные люди земли.
Воспитатель: ребята кто же, эти отважные люди?
Ответы детей: космонавты!
Воспитатель: верно, а вы хотите стать космонавтами и отправиться покорять далекий космос?
Ответы детей: да, хотим.
Воспитатель: Космонавты! Каким должен быть космонавт?
Дети: он может быть самый смелый, ловкий, умный.
Воспитатель: Сейчас я вас проверю, сможете ли вы стать покорителями космоса. Вставайте в рассыпную. (под музыку проводится космическая разминка)
Воспитатель: Вот так история! Оказывается, вы все готовы стать покорителями космического пространства! И поэтому вручаю вам вот эти эмблемы, которые будут нам с вами помогать в путешествии. (воспитатель раздаёт детям эмблемы)
На экране появляется заставка с инопланетянами.
Воспитатель: ой, ребята посмотрите, кто это?
Дети: инопланетянины
Воспитатель: правильно, это гости с другой планеты, зачем они к нам пожаловали? (Звучит запись инопланетного голоса – обращение к детям с просьбой помочь.)
Голос №1 «Жители планеты Земля!
Нужна ваша помощь!
Потерпела крушение летающая тарелка с планеты 111.
Проверенные источники сообщили, что на корабле
находилась очень важная посылка.
Нужно срочно разыскать капсулу с этой посылкой…..
Однако это будет непросто. Космические пираты тоже ищут это послание, нужно спешить!
На какую планету приземлилась тарелка неизвестно, ее можно найти только по знакам и подсказкам.
Пожалуйста помогите нам!»
Воспитатель: Ребята, кажется кому-то во Вселенной нужна наша помощь…
Вы готовы помочь?
Ответы детей: да!
Голос№2 – В поиске капсулы, вам поможет наш спутник. Удачи!!! (вкатить таинственный шар в группу)
(Дети отправляются на выполнение заданий и поиск частей карты с изображением планеты Земля. Выполнив задания, дети получают фрагмент карты.)
Воспитатель: ребята посмотрите я так понимаю вот тот самый спутник, о котором говорил наш гость. Давайте подойдём поближе и посмотрим, что это. Смотрите, а здесь 1 задание. Вы готовы?
Дети: да!
Воспитатель: достаёт задание и зачитывает его.
Задание №1. Для начала нам необходимо отыскать планету, на которую была совершена аварийная посадка. А значит найти подсказки. Давайте посмотрим, где искать первую подсказку. Для этого давайте рассмотрим первое послание. (ГРУППА «ЗВЁЗДОЧКИ») Вы готовы? (подходим к мальберту)
Дети: да!
Воспитатель: (достаёт картинки и предлагает детям рассмотреть их) Посмотрите, что здесь? (воспитатель показывает картинки-подсказки, предметы, находящиеся в группе, дети называют их) Где можно встретить все эти предметы?
Дети: в нашей группе.
Воспитатель: Правильно. Подсказки находятся в нашей группе. Здесь и придётся нам с вами проявить себя в качестве, отважных космических спасателей! Мы должны пройти испытания, со всеми справиться и тогда мы получим кусочки карты. Когда все задания будут выполнены, мы сможем собрать из кусочков целую карту и узнаем, на какую планету была совершена аварийная посадка летающей тарелки с капсулой.
Воспитатель: за правильно разгаданное послание, вручаю вам первую подсказку, что это такое, ребята?
Дети: фрагмент карты!
Воспитатель: отлично, разместите первый фрагмент на звёздном пространстве. Отлично, ну что начнём наше путешествие?
Дети: да!
Воспитатель: а вот и следующее задание, но для его выполнения нужно отправиться на космодром, к главной ракете, положите правую руку на свою эмблему и активизируйте её (дети кладут руку на эмблему, в этот момент издаётся сигнал» , отлично, теперь соедините руки над головой, умнички, готовность №1(звучит голос Ю.А.Гагарина-1,2,3-поехали)проследуйте за мной…(дети проходят по группе и оказываются у главной ракеты)
ЗАДАНИЕ №2 СЛУШАЙТЕ И БУДТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ, ЗАГАДКИ НЕ ПРОСТЫЕ, А КОСМИЧЕСКИЕ: (отгадки появляются на экране)
1. Ночью по небу гуляю,
Ярко землю освещаю.
Загляну к тебе в оконце...
Ты узнал меня? Я — … (Луна).
2.Целый день возле окна
светит яркое... (Солнце).
3.Вышел он в открытый космос.
Ах, какой он молодец!
Изучает в небе звёзды,
Смелый, сильный... (космонавт).
4.Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень —
Наш космонавт... (Гагарин)
5.Планета голубая,
Любимая, родная.
Она — твоя, она — моя,
А называется... (Земля)
6.Сверкая хвостом в темноте,
Несётся она в пустоте.
Она — не звезда, она — не планета,
Зовётся такая летунья... (комета)
7.Есть специальная труба,
В ней вселенная видна.
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в... (телескоп)
Воспитатель: молодцы, отгадали все загадки. Сложно было вам?
Дети: нет.
Воспитатель: ну что 2 послание выполнено на отлично, предлагаю обойти вокруг ракеты и найти фрагмент карты. Молодцы. Лида прикрепи фрагмент карты на звёздное небо, и мы продолжим наше путешествие. Следующее задание:
ЗАДАНИЕ №3 «ОТЫЩИ ЗАТЕРЯННУЮ РАКЕТУ»
Воспитатель: даёт чёткую инструкцию для выполнения задания. (подойдите к столу. На столе приклеены картинки с изображением ракет. Выберите себе любую. (дети выбирают) Нам нужно найти им пару. Посмотрите внимательно, где в нашей группе есть похожие ракеты, найдите их, и составьте пару. Дети находят одинаковые ракеты и составляют пары. Справились?
Дети: да!
Воспитатель: посмотрите, может, осталась ещё ракета, у которой нет пары. Посмотрите внимательно (воспитатель открывает спрятанную ракету) Вот и нашлась затерянная ракета! (На оставшейся ракете находят подсказку, находим фрагмент карты).
Воспитатель: умницы какие, и с этим не простым задание тоже отлично справились. Олеся размести фрагмент карты на звёздное небо. Вот и нашли мы третий фрагмент карты, двигаемся дальше, перед следующим заданием, предлагаю немного отдохнуть. Вставайте в рассыпную на звёздочки и вместе со мной выполняем движения.
ФИЗМИНУТКА: «Полетели в космос мы!»
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли ( подпрыгиваем на месте)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться вокруг себя)
На орбите повисим. (поочерёдно качаем руками, назад-вперёд)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Воспитатель: Молодцы, вот и отдохнули мы! Ребята, а какое у нас с вами задание?
Дети: найти карту!
Воспитатель: а мы её нашли?
Дети: нет!
Воспитатель: тогда приготовьтесь к выполнению следующего задания. Для этого нам придётся выйти в открытый космос, активизируйте свои эмблемы (дети кладут, руку на эмблему, звучит зв. сигнал) вот мы и в открытом космосе, на орбите… что такое орбита?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: правильно, орбита это - путь по которому движется небесное тело, подходите к столу, посмотрите, что вы видите?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: следующее ЗАДАНИЕ № 4 «СОСТАВЬ КАРТУ ПЛАНЕТ».
Воспитатель: для выполнения его нам поможет считалочка, (организационная игра - логоритмика (двигательная имитация пальцами рук в соответствии с текстом) «Планеты») все вместе:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восемь - Нептун.
Воспитатель: (даёт инструкцию), на столе разложены изображения планет. Вам нужно из них выложить карту нашей солнечной системы. Обратите внимание у каждой планеты есть своя орбита, возьмите себе одну планету и разместите её на своём месте в солнечной системе. (На солнце находим подсказку, фрагмент карты)
Воспитатель: молодцы, и это задание осталось позади. Владик, повесь фрагмент на звёздное небо.
Воспитатель: Ребята, все задания выполнены, у нас с вами 4 фрагмента, давайте попробуем собрать все части вместе.
(Дети соединяет кусочки фрагменты и на картинке образуется планета Земля.)
Воспитатель: Молодцы! Задания вы выполнили на отлично, мы определили планету, на которую приземлилась летающая тарелка! Как она называется?
Ответы детей: … (Земля)
Воспитатель: Правильно! Это наша планета – Земля! Ребята, смотрите, здесь написано какое-то слово… (читает слово на обороте, «КАРТА») Как вы думаете, что это может означать?
Ответы детей: наверное, нам нужно найти карту? (на слайде появляется маленькая карта с указанным место, где искать капсулу)
Воспитатель: правильно, нам нужна карта, чтобы отыскать капсулу с посланием. Ой ребята, но как нам рассмотреть место падения капсулы с посланием, если она такая маленькая? Что нам сделать?
Ответы детей: нужно воспользоваться телескоп!
Воспитатель: отличная идея! У нас есть увеличительный телескоп. Давайте, посмотрим. Активизируем свои эмблемы,(звучит сигнал) и у нас в руках появился телескоп. У вас получилось?
Дети: да!
(На экране появляется изображение карты группы с обозначенным местом падения капсулы.)
Воспитатель: Посмотрите, на экран! (на экране появляется карта Земли и затем появляется фрагмент группы)
Воспитатель: Что-то не могу разобрать, где это место. Кажется, очень знакомым… А вы узнаете, где приземлилась капсула с посланием?
Ответы детей: да, это в нашей палатке.
Воспитатель: Правильно!
Дети: да!
Воспитатель: Какие вы молодцы! По знакам и подсказкам отыскали послание 111 планеты. Давайте же скорей откроем капсулу и узнаем, что отправили нам в послании.
(в капсуле находятся «медали Юный космонавт» с планеты «111» и послание инопланетян:
Воспитатель: зачитывает послание из капсулы!
Жители планеты Земля!
Вы отлично справились со всеми заданиями, мы убедились, что в нашей солнечной системе есть храбрые покорители космоса. Мы вам прислали медали и хотим присвоить вам звание «Юные космонавты!» Пусть они будут вам напоминанием о том, как вы дружно проходили испытания.
Воспитатель: Ребята, вот оказывается, что находилось в капсуле с планеты «111»! Посмотрите какие они красивые. Правда! (Вручаю медали детям)
Воспитатель: а сейчас, давайте для наших гостей расскажем стихи о космосе. (дети читают стихи)
1. (Макар)
Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!
2. (Олеся)
Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!
3. (Владик)
С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли...
А начинал - российский, славный парень,
ГАГАРИН - ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ ЗЕМЛИ!
4. (Лида)
В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.
5. (Стас)
Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.
6. (Диана)
Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?
7. (Вадим)
А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой?
Так же, как они летаю,
Я, ведь парень боевой!
8. (Ника)
Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется - ЗЕМЛЯ!
Воспитатель: какие вы у меня умнички!
3.Заключительная часть
Рефлексия:
Воспитатель: вот и завершилось наше с вами путешествие. Что вам больше всего запомнилось, а может быть понравилось?
Дети: ответы детей…
Воспитатель: мне тоже понравилось с вами путешествовать, вы все молодцы, настоящие космонавты. Я для вас тоже приготовила сюрприз и хочу вас поблагодарить за отличное путешествие. Давайте попрощаемся с нашими гостями, и я вас провожу в одно тайное место для сюрпризного момента. (дети под спокойную музыку выходят из группы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?
Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель» для детей 5-7 лет.
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо формированию целостной картины мира«Путешествие в мир обуви: от лаптей до туфель»...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в подготовительной к школе группе. Тема: «Лидеры промышленности города Балаково».
Расширять и углублять представления детей о родном городе, о промышленных объектах....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в младшей группе. Тема: "Домашние животные".
Занятие, направленное на формирование у детей 3-4 лет обобщающего понятия "домашние животные"...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в средней группе «Здравствуйте, Планеты!»
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию целостной картины мирав средней группе«Здравствуйте, Планеты!»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира для детей подготовительной группы по теме «75-летие Великой Победы»
Цель: формирование у детей знаний о событиях Великой Отечественной войны, о героизме людей, которые защищали свою Родину....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии на тему «Зимняя одежда».
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира с детьми младшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающей технологии...