Организация ННОД детей в старшей группе "Подводный мир" речевое развитие с элементами ТРИЗ
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Речевое развитие с элементами ТРИЗ (методика рассказа по картинке И. Мурашковской, Н. Валюмс "Картинки без запинки")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby.docx | 47.42 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирск «Детский сад №8 комбинированного вида «Земляничка»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
«Подводный мир»
речевое развитие с элементами ТРИЗ
(методика рассказа по картинке И. Мурашковской, Н. Валюмс «Картинки без запинки»)
Автор конспекта ННОД:
Ажбулатова М.А., воспитатель 1 квалификационной категории
Приоритетная и интегрированные образовательные области: речевое развитие. Интегрированные области: познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром), социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предметно-пространственная развивающая среда: мультимедийная презентация «Подводный мир»; конверт с изображением Водяного, разрезная картинка «Подводный мир»; фланелеграф, части строения рыбы для фланелеграфа для дидактической игры «Части тела рыбы»; картинки аквариума, пруда, аквариумных и пресноводных рыб для дидактической игры «Кто, где живет?»; Изображения «Волшебников» «Дели – Давай», «Отставай», «Забегай» по методике рассказа по картинке И.Мурашковской и Н. Валюмс; магнитная доска, маленькие магнитики, мел; изображения объектов картинки «Подводный мир» в кружочках; карточки – смайлики с улыбками и грустные для проведения рефлексии настроения и эмоционального состояния детей.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Цель: формирование умения детей составлять рассказы по картинке.
Образовательные задачи: расширять представления детей об аквариумных и пресноводных рыбах, их образе жизни. Расширять и активизировать словарь по теме. Упражнять детей в классификации рыб на аквариумных и пресноводных. Формировать умение подбирать глаголы и прилагательные к существительным. Учить детей использовать разные типы предложений при составлении рассказа, соблюдая последовательность изложения.
Развивающие задачи: развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, связную речь, грамматический строй речи, память, мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Воспитательные задачи: создавать эмоционально – положительный фон. Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) (2.6; 3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Образователь ные задачи (п. 2.6 ФГОС ДО) | Содержание ННОД | Вид деятельности (2.6; 2.7 ФГОС ДО) | Формы реализации Программы (2.11.2 ФГОС ДО) | Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО) | Планируемые результаты (4.6 ФГОС ДО) |
Формирование представлений о предстоящей деятельности; формирование положительной установки детей на участие в образовательной деятельности | На столе в группе лежит конверт, воспитатель обращает на него внимание детей, спрашивает, чей конверт, кто его положил сюда. Дети отвечают, что не знают. На конверте картинка Водяного. Воспитатель говорит, что догадался, кто оставил этот конверт, предлагает детям тоже отгадать. Дети отгадывают. 1-2 слайд. На экране появляется изображение Водяного и его песня из мультфильма «Летучий корабль» (1 куплет). Водяной говорит детям, что ему очень скучно жить одному в пруду, что даже поговорить не с кем, никто ему ничего не рассказывает, никто с ним не играет. Но однажды на его пруду сделали остановку перелетные дикие утки, которые видели, когда улетали на юг осенью, что ребята в нашем саду очень любят играть и рассказывать различные истории. Вот он решил отправить нам конверт с заданием. В конверте картинка, которую надо собрать, а потом по ней составить рассказ, но сначала надо будет поиграть с Водяным. Воспитатель: Ребята, согласны поиграть с Водяным? Дети: Да! Дети достают из конверта разрезную картинку с изображением подводного мира, собирают ее и говорят, о ком сегодня будут составлять рассказ для Водяного. | Коммуникативная, игровая | Сообщение от Водяного. Игра «Разрезная картинка» Беседа. | Мультимедийная презентация, конверт с разрезной картинкой подводного мира | Сформировать внутреннюю мотивацию у детей на деятельность, интерес и желание помочь Водяному. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи (п. 2.6 ФГОС ДО) | Содержание ННОД | Вид деятельности (2.6; 2.7 ФГОС ДО) | Формы реализации Программы (2.11.2 ФГОС ДО) | Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО) | Планируемые результаты (4.6 ФГОС ДО |
Повторить и закрепить строение рыб. Активизировать словарь по теме; упражнять в подборе глаголов и прилагательных к существительным
Учить детей классифицировать рыб на аквариумных и пресноводных. Закрепить обобщающие понятия «аквариумные» и «пресноводные» рыбки. Развивать координацию речи с движением. Создавать эмоционально – положительный фон Закреплять умение детей делить картинку на части (объекты) Формировать умение детей соединять части в единое целое, устанавливать взаимодействия между всеми разрозненными объектами картинки Формировать умение исследовать картинку с помощью каждого органа чувств, рассказывать о полученных ощущениях Развивать артикуляционный аппарат Создавать эмоционально – положи-тельный фон Формировать умение выстраивать временные последовательности. Упражнять в составлении рассказа по картинке. | Воспитатель: - Посмотрим на экран. 3 слайд. Водяной предлагает поиграть в игру «Части тела рыбы». На столе лежат отдельно части тела рыбы. Дети по очереди подходят, берут по одной части, называют ее и прикрепляют на фланелеграфе, составляя рыбу целиком. Водяной предлагает ответить на вопросы: Вос-ль: Где водятся рыбы? Вос-ль: Какие рыбы? Дыхательная гимнастика. Воспитатель: - А еще рыбы в воде пускают пузырька. Хотите тоже попускать. 4 слайд: Дидактическая игра «Кто, где живет?» На магнитной доске картинки аквариума и пруда. Дети берут по одной картинке, называют рыб и помещают на нужный рисунок. 5 слайд Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (М. Клокова) Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (Дети изображают сложенными вместе ладонями, как плывет рыбка). Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком) Мы хотим тебя поймать! (Медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка) Крошку хлебную взяла (Делают хватательные движения руками) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут»). 6 слайд. Упражнение в выделении объектов картинки. На экране появляется картинка «Подводный мир» и знакомое детям изображение «волшебника «Дели – Давай». Воспитатель: Ребята, посмотрите, что появилось на экране? Дети: Картинка, которую прислал Водяной (которую собирали, по которой надо составить рассказ). Воспитатель: Верно, ребята. Скажите, здесь рыбы где находятся в аквариуме? Дети: Нет, в пруду или реке. Воспитатель Дети: Волшебник «Дели – Давай». Воспитатель: Раз появился этот волшебник, значит, что мы будем делать с картинкой? Дети: Делить ее на части. Воспитатель: Наводим глазок «камеры» на картинку так. Чтобы был виден только кто-то один или какой-то один предмет. Дети выполняют, затем по очереди называют объекты картинки, воспитатель фиксирует их на магнитной доске. Воспитатель: Картинку мы разделили на части, а что теперь будем делать? Дети: Будем соединять. Воспитатель: Правильно, будем соединять все наши объекты между собой, находить связи между ними. Дети называют, какие объекты они соединяют и рассказывают, как они могут быть связаны между собой. Воспитатель проводит линии между соединяемыми объектами. Упражнение «Вхождение в картинку». Воспитатель: А теперь, закроем глаза и представим, как будто мы превратились в рыбок и попали в эту картинку. Почувствуйте, какая вода. Расскажите, что вы делаете в пруду. Опуститесь на дно пруда. Какой песок? Сядьте на камень, какой он? Поплавайте между водорослями. Загляните в норку к раку, что вы там увидите, там можно что то увидеть или нет? Подплывите к рыбам и раку, послушайте, о чем они могут говорить. Артикуляционная гимнастика. Воспитатель: - Как вы думаете, рыбки в воде разговаривают? Давайте попробуем. (Дети смотрят друг на друга и пытаются разговаривать как рыбы: вытянуть сомкнутые губы вперед, размыкать и смыкать их в таком положении. Воспитатель: Теперь пришло время появиться другим двум волшебникам. Как их зовут? Дети «Отставай» и «Забегай». Воспитатель : Что делает Отставай? Дети: Рассказывает о том, что было раньше. Воспитатель: Что делает Забегай? Дети: Рассказывает, что будет потом. Воспитатель: Сейчас выберите себе любого героя, который есть на нашей картинке, о ком вы хотите рассказать Водяному. Представьте себя на его месте. Подумайте, где он мог бы находиться раньше до этой встречи, что делает сейчас, какое у него настроение, о чем он говорит, и что будет делать потом. Придумайте про него интересную историю и расскажите всем нам и Водяному. Послушайте, какой я составила рассказ: «Однажды в выходной день мама – карась отдыхала в тени медленно раскачивающихся водорослей. И вдруг слышит, что ее зовет маленький сынок- карасик. «Что случилось?» - спросила мама – карась. «Рак застрял под камнем и зовет на помощь» - ответил ей сын. Мама с сыном поплыли выручать рака из беды. Они тянули рака за клешни, потом пытались сдвинуть с место камень. Но у них ничего не получалось. Тогда мама – карась попросила сына, позвать на помощь сома, который жил с ними по соседству. Сом был большой и сильный. Он сразу же сдвинул камень с места и рак смог выбраться на свободу. Благодарный рак пригласил в гости на чай с пирогом своих спасителей. Друзья с радостью согласились. Рак выплыл из своей норки, встретить гостей. Они все вместе заплыли к раку в его жилище и сели за стол пить чай с пирогом». Составление рассказов детьми. | Коммуникативная, познавательная, игровая Игровая, физическая Игровая, познавательная Коммуникативная, игровая Коммуникативная, игровая, познавательная Речевая, познавательная Игровая, коммуникативная Игровая, физическая Речевая | Составление целой картинки из частей. Беседа
Дидактическая игра «Кто, где живет?» Речь с движением Упражнение в выделении объектов картинки Рассказы детей Прием вхождения в картинку Составление рассказа по картинке | Фланелеграф, отдельные части строения рыбы Стаканчики с водой, трубочки на каждого ребенка Картинки аквариума и пруда, рыб Презентация Картинка «Подводный мир», изображение «Волшебника «дели – Давай». Изображение объектов картинки в кружках, магнитная доска, маленькие магниты. Картинка «Подводный мир», изображение «Волшебника «дели – Давай». Изображение объектов картинки в кружках, магнитная доска, маленькие магниты, мел. Картинка «Подводный мир» на экране Изображения «волшебников «Отставай» и «Забегай» | Закрепить знания о строении рыб, названии частей тела рыб, для чего они нужны рыбам, об образе жизни рыб.
Развитие внимания, памяти, мышления, речи. Закрепить названия некоторых аквариумных и пресноводных рыб. Смена вида деятельности. Развитие мелкой моторики. Развитие зрительного внимания, мышления Активизация словаря детей, развитие логического мышления, связной речи. Развитие воображения, кинестетического восприятия Смена вида деятельности. Развитие артикуляционного аппарата. Развитие воображения, фантазии, связной речи. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) (3.2.1; 3.2.5 ФГОС ДО)
Образовательные Задачи (п. 2.6 ФГОС ДО) | Содержание ННОД | Вид деятельности (2.6; 2.7 ФГОС ДО) | Формы реализации Программы (2.11.2 ФГОС ДО) | Средства реализации ООП (2.11.2 ФГОС ДО) | Планируемые результаты (4.6 ФГОС ДО) |
Формировать умение определять свое настроение и эмоциональное состояние, степень удовлетворенности от проделанной работы | Воспитатель: Ребята, мы сегодня составили и прослушали несколько рассказов об обитателях подводного мира. Они очень понравились Водяному. Он обрадовался этому, и ему стало весело. А сейчас узнаем, какое настроение у вас. Выберите себе смайлик – веселый или грустный и расскажите, что вам понравилось больше всего, или что не понравилось. Дети выбирают смайлики и делятся своими впечатлениями. | Коммуникативная, речевая | Беседа, рассуждение | Карточки – смйлики с улыбками и грустные. | Развитие умения высказывать свои мысли. |
Список используемой литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
2. «Картинки без запинки» (методика рассказа по картинке) И. Н. Мурашковская, Н.П. Валюмс.
3. «Лексические темы по развитию речи дошкольников» (старшая группа) под редакцией И.В. Козиной.
4. «Развитие речи дошкольников» (старшая группа), методическое пособие Г.Я. Затулина.
Ажбулатова Марина Андреевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии игр по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ-педагогики «Поиграем с волшебниками»
В работе по развитию речи очень важным этапом является обучение ребенка составлять рассказы. От того, насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в о...
Организация ННОД детей в старшей группе
Тема:"В деревне простоквашино" ННОД разработана по ФГОС...
Организация ННОД детей в старшей группе
Тема:"В деревне простоквашино" ННОД разработана по ФГОС...
Организация ННОД детей в старшей группе по теме «Мы – друзья!»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по теме «Мы – друзья!»...
Организация ННОД детей в старшей группе по теме "Урок дружбы"
Целью данной образовательной деятельности является побуждение детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, рассуждать, аргументировать выск...
Совместная деятельность воспитателя и детей средней группы по познавательному развитию с элементами ТРИЗ
Цель ТРИЗ в Совместной деятельность воспитателя и детей – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Досуг – это свободная...
Конспект организации ННОД детей старшей группы По теме: «Береги свои глаза» Автор конспекта ННОД: воспитатель МАДОУ № 2 г. Томска Битяйкина Людмила Петровна.
http://Задачи приоритетной образовательной области: «Социально – коммуникативное развитие» Формировать свободное общение с взрослыми и детьми Ввести детей в проблемную ситуацию, ...