конспект "зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Богданова Виктория Евгениевна

конспект "зимующие птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

Декабрь, 1-я неделя

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»

Занятие 2

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация словаря по теме «Зима». Формирование представлений о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости и важности их труда. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения, пальчиковой моторики, силы голоса.

Воспитательные задачи. Воспитание на занятии инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Коврограф, наборное полотно, картинка с изображением вьюги, картина В. М. Каратая «Зима в городе», карточки с наложенными изображениями транспорта, контейнер с фишками для звукового анализа, сюжетная картинка «В зимнем лесу»; картинка с изображением дворника, убирающего снег.

Предварительная работа. Экскурсия на улицу, наблюдение за работой снегоуборочной техники, формирование представлений о труде людей, управляющих снегоуборочной техникой. Наблюдение за работой дворника на участке детского сада, рассматривание инструментов, которые он использует в работе. Сюжетно-ролевая игра «На улице». Разучивание подвижного упражнения «Художник-невидимка».

Ход занятия

1. Послушайте и попробуйте отгадать загадку.

Кто в трубе печной завыл?

Кто ворота отворил?

Кто там воет, завывает,

Все дорожки заметает?

Кто бросает снег в лицо,

Наметает на крыльцо?(Это вьюга).

Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?(Сильный ветер со снегом, метель, буран).

Помещаем на наборное полотно, стоящее у ковра, картинку с изображением ветреного зимнего дня.

На этой картинке вы видите, какая сильная вьюга началась на улице. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче мы поете, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте [у] очень тихо. Медленно и плавно поднимаем, а затем опускаем руку, следим за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой.

Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой изображен вьюжный зимний день, вспомним нашу экскурсию на улицу, поговорим о том, как работает снегоуборочная техника, составим рассказ по картине.

2. Рассматривание картины «Зима в городе» и беседа по ней.

Посмотрите на картину. Она называется «Зима в городе». Как вы думаете, почему художник так назвал ее?(Он нарисовал на картине вьюгу на улице города, поэтому так и назвал картину).

Что вы можете сказать о вьюге? Какая она?(Вьюга сильная. Ветер завывает и несет по улице снег).

Верно. На улице много снега. Скоро будет не проехать машинам, не пройти прохожим, поэтому на улицу вышла снегоуборочная техника. Какую технику вы видите на переднем плане? Расскажите, какие это машины. Что они делают? Кто ими управляет?(Мы видим желтый снегоуборочный комбайн и оранжевый самосвал; Снегоуборочный комбайн медленно едет по улице и убирает снег; Снег по транспортеру движется в кузов само-свала; В кабине снегоуборочною комбайна сидит шофер. Он управляет своей машиной).

Верно. Мы наблюдали с вами за тем, как работает шофер снегоуборочного комбайна. Вспомните, почему мы решили, что у него очень трудная работа?(Он должен следить за тем, чтобы убрать весь снег; Еще он смотрит за тем, как снег движется в кузов самосвала; Ему нужно вовремя остановить транспортер, когда кузов будет полным; Он должен следить за движением на улице, чтобы не мешать транспорту и пешеходам).

Правильно. Как работает шофер? Какими словами можно охарактеризовать его работу?(Он работает точно и уверенно).

Какую машину вы видите на втором плане? Опишите ее(Мы видим оранжевую снегоуборочную машину. Она сгребает снег и подметает дорогу).

За рулем этой машины тоже сидит шофер. Какую работу он выполняет?(Он выполняет ответственную, важную и нужную работу).

Не смотря на то что снег не прекращается, вьюга разыгралась не на шутку, скоро улица будет очищена от снега. А что вы видите на заднем плане?(На улице стоят высотные дома; Вдоль домов едут фургон и легковые машины).

На переднем плане мы видим только одного прохожего. Почему?(Наверное, на улице очень холодно и ветрено. Прохожий поднял воротник и спрятал руки в карманы).

3. Подвижная игра «Художник-невидимка.

Давайте представим, что мы тоже вышли на улицу и замерзли. Вспомним упражнение «Художник-невидимка».

4.        Коллективное составление плана рассказа. 

Давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего можно начать рассказ? Помните, что мы можем рассказывать и о тех событиях, которые не изображены на картине(Можно рассказать о том, что наступила холодная зима и выпало много снега; А на улицы вышла снегоуборочная техника).

О чем вы расскажете потом?(Мы расскажем о снегоуборочной технике и о людях, которые на ней работают; Потом мы расскажем, что снег на улице убрали, а вьюга затихла. И на улицу вышли ребята из детского сада посмотреть на транспорт).

Ну что же. Молодцы! А теперь подумайте и подготовьтесь к рассказу.

5.        Рассказ по картине несколькими детьми.

Предлагаем детям составить рассказ по частям(Наступила холодная снежная зима. Каждый день шел снег, дул сильный ветер, и на улицах города вырастали высокие сугробы; Чтобы по улицам мог ехать транспорт, на них вышла снегоуборочная техника; Мы видим снегоуборочный комбайн. Он убирает снег с проезжей части. Снег по транспортеру движется в кузов самосвала. Шофер комбайна выполняет очень трудную и нужную работу. Мы видим, что он очень внимателен, работает точно и уверенно; Вдалеке мы видим снегоуборочную машину. Она сгребает снег с дороги и подметает ее. Скоро на улице уберут снег, на прогулку выйдут ребята из детского сада и увидят, как поработали взрослые, чтобы на улице стало чисто и транспорт мог ехать по ней).

Молодцы! Вы составили очень хороший рассказ.

4.        Повторение рассказа одним из детей.

Предлагаем одному из детей повторить рассказ по картине.

5.        Упражнение «Будь внимательным». 

Предлагаем детям пройти за столы и раздаем им картонки с наложенными изображениями машин.

Посмотрите на карточки внимательно. Расскажите, что вы видите на них (У меня на карточке самосвал и снегоуборочный комбайн; А у меня — снегоуборочная машина и трактор со щеткой для уборки дороги; Я вижу на картине снегоуборочную машину и бульдозер для уборки снега; А я — снегоуборочный комбайн и роторную снегоуборочную машину).

Отлично! Вы справились с моим заданием. После дневного сна вы возьмете карточки, обведете и раскрасите изображение одной из снегоуборочных машин.

 8. Упражнение «Составь схему»

Помещаем на наборное полотно сюжетную картинку, а на стол ставит контейнер с фишками для звукового анализа.

Какое время года изображено на картинке?(Это зима).

Составь звуковую схему слова зима, Настя. Ребенок выполняет задание.

Где сидят совы?(Совы сидят на суку).

Составь схему слова сук, Вадик. Ребенок выполняет задание.

 После этого задаем детям контрольные вопросы: «Сколько звуков в твоем слове? Сколько гласных звуков в твоем слове ? Сколько согласных звуков в твоем слове? Есть ли мягкие согласные в твоем слове? Какой звук третий по счету в твоем слове?» и т.п.

9. Игра «Что нужно дворнику?» 

Ставим на наборное полотно картинку с изображением дворника, убирающего снег.

Кого вы видите на следующей картинке? Отвечая, стройте, пожалуйста, красивые предложения и следите за произношением звуков (На картинке изображен дворник).

Что делает дворник?(Дворник убирает снег с дорожки).

Какие инструменты у дворника?(В руках у дворника большая лопата. Рядом стоят ведро с песком, метла и лом).

Для чего нужен каждый из этих предметов?(Лопатой дворник убирает снег; Метлой дворник подметает дорожку; Из ведра дворник берет песок и посыпает им дорожку; Лом нужен дворнику для того, чтобы скалывать лед).

Посмотрите еще раз на эти предметы, произнесите их названия, обратите внимание на звуковой состав слов и определите, какое слово лишнее и почему(Лишнее слово ведро, потому что в этом слове нет звука [л], а в словах лом, лопата, метла этот звук есть).

10. Окончание занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....