План работы по самообразованию в старшей группе на тему « Развитие связной речи».
материал по развитию речи (старшая группа)
выбранная тема представляет информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учетом ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию в старшей группе на тему
« Развитие связной речи».
воспитателя МБДОУ детского сада «Радуга»
Азарсковой Ирины Александровны
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Актуальность темы: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 5-7 лет.
В качестве приоритетов определяются такие задачи как:
- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. При этом ухудшилось познавательно-речевое развитие детей. Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом ФГОС. Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым моментом в его развитии.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- развитие речи детей в игровой деятельности.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете и презентация по теме.
С 2014 года мной пройдены следующие этапы самообразования:
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь 2014 г. | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Изучение проекта «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Памятки для родителей по обучению связной речи. Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Октябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Ноябрь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Работа с загадками. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Декабрь | Составление загадок. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Тематическое занятие «В мире загадок» Открытый просмотр для воспитателей ДОУ. |
Январь 2015 г. | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС. Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Работа над пересказами с использованием опорных схем. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Проведение тематического занятия. Подготовка дидактического материала. | |
Февраль | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. | Конкурс чтецов. |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок (на новый лад)» Обучение сочинению сказок Открытый просмотр НОД для родителей на тему «Книга сказок». | Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем – учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; | Показ сказки «Теремок (на новый лад)» детям младшей группы. Тематическое занятие «В мире сказок» НОД для родителей. |
Апрель | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Продолжать учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми ( дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Май | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Агеева, Е.Л. Что на свете не бывает? / Е.Л.Агеева, В.В.Брофман. - М.: Просвещение, 1991.
- Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста / З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
- Волков, Б.С. Как подготовить ребенка к школе / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.: Ось – 89, 2004.
- Газман, О.С. В школу с игрой / О.С.Газман, Н.Е.Харитонова. – М.: Просвещение, 1991
- Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе / Н.Г.Кувшова, Е.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2000
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. М., 2003.
- Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.
- Максаков, А.И. Учите играя / А.И.Максаков, Г.А.Тумакова. – М.: Просвещение,1983.
- Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М.Миронова. – Минск: Народная асвета, 1989.
- Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М., 2000.
- Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
- Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр — творчество — дети. М., 1995.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию в старшей группе на тему "Развитие связной речи"
В плане содержится работа с детьми по месяцам. Дан список использованной литературы...
План работы по самообразованию в подготовительной группе на тему « Развитие связной речи»
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (подготовительной группа)Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...
План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники...
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию в старшей группе на тему "Развитие мелкой моторики рук".
Цель: формирование интеллектуальных способностей через развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.Задачи:1. Улучшить...