План работы по самообразованию в старшей группе по теме: "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёма мнемотехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
23g._munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeni1.docx | 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска детский сад № 175
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию по познавательно – речевому развитию в старшей группе
Тема: «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники »
Разработал: воспитатель
группы № 3 Мотчанова И.П.
г. Иркутск, 2022 - 2023 гг.
Актуальность темы:
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но, если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
- маленький словарный запас;
- неумение согласовывать слова в предложении;
- нарушение звукопроизношения;
- низкий уровень развития связной речи;
- несформированность психических процессов;
- несовершенство различных видов мышления.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и методами обучения вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.
Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.
Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, я решила взять эту тему для собственного саморазвития и провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и педагогами детского сада.
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей старшего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивающие задачи:
- Упражнять в составлении связных высказываний
- Активизировать словарь детей
- Учить детей самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения; с опорой на образы памяти устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- Развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к книге, интерес к литературе
Ожидаемые результаты для детей:
У детей совершенствуется связная речь, пополняется и активизируется словарный запас; дети умеют договариваться и работать слаженно; умеют обратиться к взрослому с вопросом; дети умеют отвечать на вопросы полным распространенным предложением;
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с мнемокарточками, мнемоцепочками, мнемотаблицами.
3.Создание предметно-развивающего пространства в группе, способствующего формированию речевого развития дошкольников с использованием мнемотаблиц и мнемокарточек.
Объектом исследования является формирование речи детей старшего дошкольного возраста через использование приёмов мнемотехники.
Предмет исследования – повышение эффективности обучения детей старшего дошкольного возраста с проблемами речевого развития средствами мнемотехники.
Гипотеза – активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, сделает рассказы связными, последовательными; а также будет способствовать развитию мышления, внимания, воображения, речеслуховой и зрительной памяти.
Теоретическая база опыта:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме использования мнемокарточек, мнемоцепочек, мнемотаблиц;
- выявление особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;
- определить эффективность использования мнемокарточек, мнемоцепочек, мнемотаблиц;
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
План работы с родителями
Формы работы | Содержание работы |
Наглядная педагогическая информация | Папки – передвижки: * Папка – передвижка «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» * Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста * Памятка «Принципы работы по мнемотаблице» * Памятка «Мнемотехника в помощь мамам и папам» |
Консультации | * «Как подружить ребёнка с книгой» * «Разучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста с помощью приёма мнемотехники» * Консультация «Обогащение словаря ребенка в домашних условиях» * Поместить в родительском уголке рубрику советов и пожеланий о том, как организовать чтение ребёнка в домашних условиях: 1. «Личная библиотека вашего ребёнка» 2. «Как подружить ребёнка с книгой» 3. «О чём и как беседовать ребёнком после чтения» |
Родительское собрание | Проведение родительского собрания с представлением доклада «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники» и мастер-класса «Изготовление мнемотаблиц в домашних условиях» |
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов | Выставки: мнемотаблицы, изготовленные родителей и детьми дома Фотовыставки (фотоколлажи): «Рисуем схемы всей семьёй» Создание картотеки: «Схемы для составления детьми описательных и сравнительных рассказов», алгоритмы «Расскажи - ка»,«Мнемотаблицы по сказкам», «Мнемотаблицы скороговорок и чистоговорок», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений», «Составляем и используем мнемотаблицу дома»
|
Продукт совместной деятельности с родителями | Картотека мнемотаблиц (постоянно), схемы к стихотворениям (по плану) Мнемотаблица с загадками про зиму Детский альбом по сказкам с применением мнемотаблиц (январь) |
Акции | «Подари книгу детскому саду» |
Транслирование педагогического опыта по теме
Выступление на педсовете | Подготовить презентацию и выступить перед коллегами по теме: «Использование приёма мнемотехники в ДОО для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста» |
Работа с педагогами ДОУ | Предложить педагогам буклеты «Работа с мнемотаблицей: составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества» |
Участие на МО | Выступление из опыта работы «Мнемотаблицы как средство мотивации речевой активности детей старшего дошкольного возраста» |
Статья в печатное издание | Статья по теме самообразования |
Перспективный план работы с детьми
Месяц Тема | Работа с детьми | Оборудование |
Сентябрь «Мой любимый детский сад» | 1. Упражнение: «Живые слова» - познакомить детей с мнемотаблицей, рассмотреть и разобрать то, что на ней изображено . Обогащать словарный запас детей, развивать долговременную память и логическое мышление. 2. Д/игра «Кто в домике живёт?» - придумывание вместе с детьми сказки 3. Заучивание стихотворений: «Детский сад», «Ходит повар в колпаке». 4. Повторение стихотворений с применением мномодорожки и мнемотаблицы «Много игрушек в нашем саду», «Я рубашку сшила мишке». | Наглядность: мнемоквадрат, мномодорожка. Картотека стихотворений про детский сад. |
Октябрь «Осень, осень, в гости просим» | 1. «Осень» - познакомить с мнемодорожкой, начать знакомство со значками моделями, закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. 2. «Перелетные птицы» - упражнять детей в умении составлять связный рассказ по мнемодорожке, схеме - модели. Закрепить с детьми знания, о перелётных птицах. 3. Работа с мнемотаблицей по теме «Осень» - расширять и обогащать представления детей о признаках осени, её характерных особенностях, формирование умения рассказывать по мнемотаблицам, составлять мнемодорожки, расширять и активизировать словарь по теме «Осень», совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам). 4. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень». 5. Заучивание стихотворения Н.Нищевой «Ветер по лесу летал». 6. Рисование детьми мнемодорожек про осень «Золотая осень». | Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень», мнемоквадрат, мномодорожка Картотека стихотворений о золотой осени. |
Ноябрь «Невероятные истории» | 1. «История про меня» - предложить детям сочинить какую-нибудь интересную историю из личного опта. Развивать связную речь, мышление, фантазию, воображение. Воспитывать желание делиться своим историями. Учить давать характеристику интересным историям. 2. Работа с загадками – развивать фантазию, мышление, творческое воображение, художественные навыки. 3. Работа с мнемотаблицей по теме «Ожидая зиму» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями, подбирая слова-признаки и передавая содержание текста полно и последовательно. 4. Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» - Отрабатывать умение интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицы, использовать при пересказе выразительные средства языка. | Рассматривание сюжетных картин по теме «Поздняя осень», мнемоквадрат, мномодорожка Картотека стихотворений о поздней осени. Рисование детьми своих загадок. |
Декабрь «Пришла красавица зима» | 1. Работа с мнемотаблицей по теме «Зима» - продолжать формировать умение работать с мнемотаблицами, закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, способствовать развитию наглядно – образного мышления, активизация словаря. Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий. 2. Отгадывание загадки, зашифрованной в мнемодорожке. 3. «Зимние забавы» - учить составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей. 4. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы. 5. Чтение стихотворений «Снеговик», «Встречаем Новый Год» - расширение словаря существительных по теме «Новый Год», развитие фразовой речи, учить составлению описательного рассказа по мнемотаблице, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление. | Рассматривание сюжетных картин по теме «Зима», мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям, к загадками про зиму. Картотека стихотворений, загадок по теме. |
Январь «Наши любимые сказки» | 1. «Любимые сказки» - учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу, развивать у детей умственную активность. 2. Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по составленной мнемотаблице 3. Досуг «Путешествие в Сказкино», театрализованная деятельность по сказке «Заюшкина избушка» - рассказывание знакомых сказок по картинкам. 4. Рисование детьми своей мнемотаблицы к любимой сказке. | Рассматривание иллюстраций к сказкам. Мнемотаблица по сказке «Заюшкина избушка». |
Февраль «Защитники Отечества» | 1. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята» - закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники, продолжать учить отгадывать мнемозагадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные, действий глаголов). 2. «Мои защитники» - расширять словарь существительных по теме «Мои защитники», развитие связной речи, составление рассказа с опорой на мнемотаблицу, развивать слуховое, зрительное восприятие, мышление, память, дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица). 3. Чтение стихотворений об армии и защитниках Отечества. 4. Заучивание стихотворений «23 Февраля — красный день календаря!» по мнемотаблице. | Иллюстрации к рассказу «Лисята». Иллюстрации по теме «Защитники Отечества». Картотека стихотворений, загадок по теме. |
Март «О любимых мамах» | 1. «Мамочка любимая моя» - воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем. Чтение и заучивание стихов о маме 2. «Как я помогаю маме» - активизация словаря существительных, прилагательных по теме «Семья», согласование прилагательных с существительными, составление рассказа из личного опыта, самостоятельное составление мнемодорожки. 3. Творческая сказка: «Как ёжик зайца выручил» - учить придумывать сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний; составлять мнемосхем для придумывания сказки | Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Международный женский день». Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям. Картотека стихотворений, загадок по теме. |
Апрель «Пришла красавица весна» | 1. «Весна» - расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы. 2. А. Н. Плещеев «Сельская песня» - продолжать учить составлять самостоятельно мнемотаблицу по стихотворению, соотносить знаковые символы с образами; учить самостоятельно выбирать знаковые образы и символы, развивать внимание, память, мышление 3. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е., . Я. Аким «Апрель». 4. Составления рассказа «Космос» - составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы. 5. Составление творческих рассказов «Расскажи о весне» - учить составлять творческие рассказы, правильно использовать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить рассказ.
| Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «12 Апреля – день космонавтики». Мнемоквадрат, мномодорожка к стихотворениям. Картотека стихотворений, загадок по теме. |
Май | 1. «Насекомые» - побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые». 2. «Времена года» - составление детьми описательного рассказа о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года». 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето» - закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию. 4. «Чудесный вечер» - вспомнить с детьми все, что мы узнали за весь учебный год | Рассматривание сюжетных картин по теме «Весна», «Насекомые». Д/игры «Насекомые», «Времена года» Картотека стихотворений, загадок по теме. |
Список литературы
1. Широких Т. Д. Учим стихи, развиваем память./Ребенок в детском саду. 2004 №2 стр. 59
2. Акимова Г. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
3. Большаева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
4. Громова, О. Е., Соломатина, Г. Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.
5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С. 102 -115.
6.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10. С. 16-21.
7. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
9. Широких Т. Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С. 59-62.
10. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
11. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию второй ранней группы «Медвежата» на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» на 2016-2017 учебный год.
Актуальность выбранной те...
План работы по самообразованию в подготовительной группе на тему « Развитие связной речи»
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (подготовительной группа)Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности....
Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки вы...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...