Перспективный план по развитию речи в разновозрастной группе от 1,5 до 4лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Перспективное планирование по развитию речи
Цели: знакомство детей со свойствами различных материалов,развивать понимание речи, учить детей понимать смысл целых предложений; развивать активную речь.
месяц | Названия занятия. |
Период адаптации | « Что как плавает?» «Тёплый - холодный» « Постираем кукле платье» |
Занятия с сюжетными игрушками.
сентябрь | Занятие с куклой. «Кукла Катя поёт и пляшет». «Одеваем Катю на прогулку». |
Октябрь | «Посуда для куклы Кати». « Кукла Катя обедает» « Погладим кукле платье». |
ноябрь | « Волшебный мешочек» «Как ходит и поёт петушок, как бегает и лает собачка?» « Прятки». |
декабрь | « Зайчик-побегайчик» « Что нам заинька принёс?» « Кто к нам в гости пришёл?» |
Январь | « Курочка и цыплята» « Волшебный мешочек». |
Февраль | «Покатаемся на лошадке». « Кто как кричит?» « Домашние животные». |
Март | «Чудесный мешочек бабушки-Забавушки» «Устроим кукле комнату». « Передай куклу Катю». |
Апрель | « Чудесный мешочек бабушки - Забавушки» «Кошка». «Зайчик». |
Май | «Лошадка» (повтор) «Одеваем Катю на прогулку». «Устроим Зайке комнату». |
Занятия с использованием предметных картинок.
Цели: вырабатывать у детей представления о предметах; закрепить представление о величине, цвете, различных состояниях предметах; обогащать словарь названиями качеств, действий.
сентябрь | «Матрёшки» (большие и маленькие) «Мячи» «Куклы». | |
Октябрь | «Кукла сидит на стуле» «Кукла лежит в кроватке». | |
Ноябрь | «Кукла в ванне» «Собака лежит» Из серии «Кто как кричит?» | |
Декабрь | «Кукла на санках» «Голубь стоит» «Голубь летит». | |
Январь | «Праздник ёлки в детском саду». | |
Февраль | «Мальчик на лошадке» «Мальчик с барабаном» « Мальчик с дудочкой» | |
Март | «Гусь на траве» «Утка плавает» «Кошка играет мячиком» | |
Апрель | «Автобус» «Коза ест траву» «Кошка спит». | |
Май | «Девочка с лопаткой» «Автобус везёт людей» «Гусь на траве». |
4 Занятия с сюжетными картинками.
Цели: учить детей понимать сюжет, изображённый на картинке, развивать умение слушать пояснения, расширять словарь, учить рассказывать об изображённом на картинке.
сентябрь | «Дети обедают» |
октябрь | «Мама купает ребёнка» |
ноябрь | «Мальчик играет с собакой». |
декабрь | «Дети кормят курицу и цыплят» |
январь | «Дети играют с котёнком» |
февраль | «Дети обедают» |
март | « Папа читает книгу» |
апрель | « Наступила весна» |
май | «Птички клюют зёрнышки». |
Игры с дидактическим материалом.
Цели: формирование элементарной культуры мышления, научить выполнению действий с предметами.
сентябрь | д/и « Волшебный мешочек»(мячики) Катание с лотка цветных шариков |
октябрь | Нанизывание колец на стержень. Занятие с втулочками. |
ноябрь | Игра «Шароброс» «Звени колокольчик» |
декабрь | «Покатаем куклу» « Игра с каталками» |
январь | д/и «Кукла Катя показывает свой наряд» д/и «Зайчик- побегайчик» |
февраль | Игры- забавы с использованием народных и дидактических игрушек. («Петрушка») ( бубенчики) |
март | «Ловись рыбка». «Достань шарик» (игры с водой) |
апрель | Постройка башен из кубиков различной величины. Собирание башни из колец разного размера. |
май | Сборные матрёшки. Тройная матрёшка. |
Обучение на занятиях второй группы раннего возраста.
На занятии инициатива принадлежит взрослому: правильный подбор темы, постановка задач и цели, подбор необходимого материала, методов и приёмов обучения.
Занятия с детьми второго года жизни имеют свою специфику. Для малышей характерна непроизвольность внимания, поэтому обучение занимает небольшой промежуток времени (8-10,12 минут), занятие стараюсь проводить эмоционально, динамично. Использую неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность; показ, сопровождаемый объяснением. При обучении детей второго года жизни применяю наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь.
Я заметила, что наибольшая активность возникает у ребёнка при повторном предъявлении материала. Поэтому я предлагаю детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы, укладывание куклы спать и т.д.). Кроме этого, повторяю занятие (новое - через2-3 дня, повторное занятие - через 6 дней). Чтобы не пропал интерес к занятиям, заменяю демонстрационный материал («Чудесный мешочек»), изменяю место проведения занятия (на прогулке).
После 1 года 6месяцев продолжается дальнейшее развитие пассивного словаря, а ведущей задачей становится формирование активной речи ребёнка, который сначала подражает отдельным словам, а затем простым предложениям.
Перед детьми ставится задача отвечать на вопросы полными словами и по образцу (кукла идёт). К 2 годам эта же тема предлагается в виде активных высказываний о персонажах, их взаимоотношениях и т.п.
Показы отдельных предметов с их называнием («Чудесный мешочек», «Кто в домике живёт? картинки) провожу с целью закрепления понимания слов, обозначающих предметы, действия с ними.
Показы- инсценировки с разными персонажами, рассматривание сюжетных картинок углубляют понимание речи взрослого. С целью развития активной речи использую приёмы речевого подражания («как лает собачка?» и т.п.)
Использую в работе такой приём, как разговор об игрушке, в её отсутствие (для детей около 2 лет). Например, вернувшись с прогулки, дети рассказывают о том, что произошло: на кого лаяла собака, куда полетели воробьи.
Знания и умения, приобретаемые на занятиях детьми по развитию речи, стараюсь уточнять и закрепляю на других видах занятий и в самостоятельной деятельности.
Занятия с дидактическим материалом.
В начале второго года жизни дети овладевают предметно-специфическими действиями (втыкают и вынимают втулки, скатывают шары с горки), при этом я стараюсь акцентировать детей на положительный результат действий (нанизать все кольца на пирамидку, вложить все формы в прорези логического куба)
На первых занятиях для получения наглядного результата предлагала детям не более трёх-четырёх колец. Постепенно увеличивала количество деталей, способы действий усложняла.
2.4. Обоснование эффективности проведённой работы по развитию речи.
После полутора лет у детей совершенствуется понимание речи и происходит скачок в развитии активной речи. Они начинают употреблять не только отдельные слова, но и простые, короткие фразы.
В ходе занятия по развитию речи, кроме образца произношения слова или фразы, я старалась, чтобы ребёнок сам произносил ответы на вопросы.
Детей я постоянно поощряла за произнесённое ими новое слово, хвалила, просила повторить ещё раз.
К каждому ребёнку осуществляла индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляли недостаточную речевую активность; чаще обращалась к ним в ходе занятия и в процессе самостоятельной игры.
Каждое утро я занималась с детьми настольно-печатными играми, такими как «конструктор», « найди домик», различными мозаиками.
После ужина, дети с удовольствием разбирали и собирали матрёшки, учились нанизывать бусинки на верёвочку.
Каждый день я проводила индивидуальную работу с детьми по развитию речи: на улице, в групповой комнате, в режимных моментах. Читали потешки, сказки («Репка», « Курочка Ряба», и т.д.),
В своей работе « Развитие речи посредством дидактической игры», я ставила и решала следующие задачи:
1.Развитие понимания речи;
2.Закреплять умение детей по указанию взрослого подбирать знакомые предметы по цвету, по форме, величине.
3.Понимание слов, обозначающих способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.)
4.Формирование обобщённых представлений о предметах и действиях.
5.Развитие активной речи;
6.Произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трёх слов.
7.Расширять активный словарь: научить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, прилагательные, глаголы.
8.Формирование умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста.
9.Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи.
Все воспитатели нашего детского сада стараются создать условия для проведения дидактических игр, которые, как мы считаем, помогают обучать ребёнка и обогащать его знаниями, развивают умственные способности.
Мною изготовлены следующие дидактические пособия:
1.Игры на развитие мелкой моторики рук: «Зашнуруй ботинок», « Собери бусы куклам»
2.Игры, способствующие развитию восприятия цвета: « Спрячь мышку», «Положи кружок такого же цвета на квадрат», « Найди пару».
3.Игры на развитие восприятия величины: «Один - много», « Большой - маленький».
4.Игры для ознакомления с окружающим миром: « Кто как кричит», «Посуда», «Одежда», «Лото».
Автор одной из первых отечественных педагогических систем, Е.И. Тихеева,сказала: « Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребёнка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность.
2.4. Работа с родителями.
К работе по развитию речи, я обязательно подключала родителей.
Многие мамы, бабушки, считают, что их ребёнок ещё слишком мал, что с ребёнком не обязательно каждый день читать, играть в различные игры. И что совсем не стоит давать им картинки, книжки, для рассматривания, «он их порвёт», что им хватает игр и занятий в детском саду.
В воспитании маленького ребёнка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способах деятельности. Я считаю, что всё это возможно, если воспитывающие ребёнка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах, способах обучения, будут стараться больше времени уделять своему ребёнку: вместе с ним собирать пирамидки, рассматривать красочные книжки.
Каждый день я старалась индивидуально поговорить с родителями (утром, или вечером), во время бесед с родителями давала рекомендации: учить ребёнка манипулировать предметами - чтобы игрушки были яркими, по возможности должны быть строительный материал, различные пирамидки, матрёшки. Главное, обязательно разговаривать с ребёнком, поощрять его, помогать в трудных ситуациях: « Ах, какая досада, ничего не выходит у Миши. Ну и рассердился наш малыш. Я помогу, вместе мы справимся с задачей».
На родительском собрании мною были рекомендованы игры « Чудесный мешочек», «Поиграем с куклами», «Сварим куклам кашу» и т.д.
Оформила газету для родителей: « Давайте играть», в которой родители могли увидеть своих детей в процессе игры, прочитать рекомендации.
Проводила консультации для родителей:
1. «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».
2. Поговорим об агрессии.
3. Как помочь родителям трудных детей.
4. «Живу по расписанию».
Проводила анкетирование родителей, целью которого было - лучше узнать родителей, их мнение по поводу работы воспитателей и т.д.
Мною запланировано совместная спортивная игра родителей и детей, на площадке детского сада.
Положительные результаты в воспитании и обучении детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива ДОУ и членов семей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
любимые сказки | 428.12 КБ |
skazki.docx | 706.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
для разработки занятий, индивидуальной работы по развитию речи в старшей группе ДОУ...
Перспективный план по развитию речи в средней группе
В плане распределены темы НОД по развитию речи в средней группе в соответствии с тематическими неделями....
перспективный план по развитию речи в средней группе
Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием сказок в средней группе. Цель: показать, что сказки являются эффективным средством развития связной речи у детей среднего...
Перспективный план по развитию речи для средней группы.
Перспективный план разработан для средней группы с учетом ФГОС ....
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по развитию речи в подготовительной группе...
перспективный план по развитию речи в старшей группе (декабрь, январь, февраль)
Предоставляю вашему вниманию перспективное планирование на зимние месяцы по развитию речи в саршей группе....
Перспективное планирование по развитию речи в разновозрастной группе
Постоянное развитие и совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем, поэтому формирование связной р...