Тема: «Развитие речи детей посредством рассуждения».
статья по развитию речи
Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие разговорной (диалогической) речи – одна из главных. Однако развитие диалогической речи невозможно без умения рассуждать, т. к. рассуждение – это мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из имеющейся информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_doklad1.docx | 15.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речи детей посредством рассуждения».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста развитие разговорной (диалогической) речи – одна из главных. Однако развитие диалогической речи невозможно без умения рассуждать, т. к. рассуждение – это мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из имеющейся информации.
В настоящее же время имеется тенденция к возрастанию количества детей с речевыми патологиями, в частности с ОНР. У детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, объём словаря ниже возрастной нормы. Педагогов и специалистов всё больше волнует вопрос речевого развития детей.
В современной науке рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей (причинно-следственных, пространственно-временных), поиск доказательств. Характерной особенностью рассуждения является активное использование вводно-модальных слов и союзов, типичными из которых являются: во-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот, так как, потому что, если – то и другие. Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создаёт предпосылки для успешного обучения в школе.
В практике дошкольного образования речевому оформлению рассуждений уделяется недостаточное внимание. Поэтому большое значение приобретает проблема овладения старшими дошкольниками связными высказываниями типа рассуждений, их недостаточное использование в процессе речевого развития.
В адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет отражены целевые ориентиры возможных достижений ребенка:
Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке.
Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности.
Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
Поэтому своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания.
Методика обучения связным высказываниям типа рассуждения старших дошкольников строится с учётом современной концепции развития связной речи, разработанной под руководством О. С. Ушаковой.
В обучении широко использовалась наглядность (наглядное моделирование, сюжетные картинки).
В начале обучения основное внимание уделяется развитию умений устанавливать различного рода зависимости между объектами реального мира, решать проблемные ситуации в различных видах деятельности (в соответствии с ФГОС ДО).
Детей нужно учить выделять характерные признаки предметов и явлений, устанавливать между ними логические связи, обогащать словарь дошкольников. Особое внимание следует уделить прилагательным, глаголам, подчинительным союзам, вводным словам.
Дошкольники включаются в беседы-рассуждения на заданную тему. Для этого используются следующие методы и приёмы обучения:
1. наблюдение;
2. беседа;
3. речевые игры и упражнения;
4. проблемно-речевые ситуации и речевые логические задачи;
5. чтение художественной литературы с последующим обсуждением.
Поскольку рассуждение одно из сложных типов связных высказываний
формировать умение рассуждать целесообразно в игровой форме. Важное преимущество использования игры в речевом развитии детей: она как продуктивный метод предполагает построение ими собственных связных высказываний, когда дети не просто воспроизводят известные языковые единицы, а выбирают и комбинируют их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом проявляется творческий характер речевой деятельности.
Используются игры, направленные на развитие логического мышления, формирование умения логично и последовательно строить рассуждения, направленные на обогащение речи детей специфичной для данного типа высказывания лексикой: «Небылицы в картинках», «Четвёртый лишний», «Бывает – не бывает» и другие.
Например, в игре-задаче «Небылицы в картинках» детям предлагаются картинки с изображением несуществующих в природе животных, растений, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дети замечают нелогичное и объясняют, что и почему не так изображено и как должно быть на самом деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.
«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, роди...
Развитие оценочных рассуждений в дошкольном возрасте
В процессе оценивания формируются такие логические операции как анализ, сравнение, обобщение; дети овладевают умениями связной речи. Этим определяется значимость умения создовать оценочные высказывани...
Консультация "Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет"
Консультация предназначена для воспитателей, учителей начальных классов, специалистов. Здесь представлен теоретический материал об этапах формирования предпосылок речи-рассуждения у детей дошкольного ...
"Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста"
В этом докладе освещается проблемма развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Описывается структкра рассуждения. Раскрываются задачи работы с детьми в данном направлении., а так же услов...
"Развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе решения логических задач"
Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения....
Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление текста-рассуждения"
Конспект НОД по развитию речи на тему "Составление текста-рассуждения"...
Развитие речи-рассуждения у дошкольников.
Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения....