Консультация "Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Колесник Татьяна Викторовна

Консультация предназначена для воспитателей, учителей начальных классов, специалистов. Здесь представлен теоретический материал об этапах формирования предпосылок речи-рассуждения у детей дошкольного возраста и практические материалы в виде дидактических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_rassuzhdenie.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                                       ВОСТОЧНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОКРУГ

                                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 2026

                                 СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЕ №

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ,          СПЕЦИАЛЬСТОВ

«РАЗВИТИЕ  РЕЧИ – РАССУЖДЕНИЯ  

У ДЕТЕЙ 5 – 7 лет».

Подготовила учитель-логопед Колесник Т.В.

   

Москва 2016г.

Проблема связной речи занимает центральное место в обучении детей. Речь является одной из высших психических функций человека и играет огромное значение в развитии личности ребенка. В дошкольных учреждениях мы чаще всего учим детей составлять описательные рассказы, рассказы по серии картинок и рассказы по сюжетной картинке. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевых рассуждений и умозаключений.

В современной жизни рассуждение рассматривается как неотъемлемая сторона мыслительной деятельности человека, как необходимое условие осознанного усвоения знаний. Оно предполагает выделение существенных признаков предметов и явлений, понимание различного рода зависимостей: причинно-следственных, пространственно-временных, функциональных, и поиск доказательств.

Овладение рассуждением происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.  В норме ребенок-дошкольник овладевает рассуждениями самостоятельно и начинает пользоваться ими по своей инициативе.

Что же такое рассуждение?

Рассуждение – мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода. Именно речь служит важнейшим средством овладения этим процессом. По сравнению с описанием и повествованием, рассуждение – самое сложное синтаксическое строение. Базой для рассуждения являются накопленные знания. В рассуждении обычно присутствуют разные по интонации предложения: вопросительные, восклицательные, повествовательные.

Типичными для рассуждения являются такие слова: во-первых, во-вторых, наконец, значит, следовательно, вообще, наоборот и т.д., а также подчиненные союзы: так как, потому что, если – то и др.

Вводные слова во-первых, во-вторых устанавливают логическую связь между предложениями, последовательность высказываний. Вводное слов наконец имеет итоговое значение. Слово значит выражает значение дополнительного логического следствия. Вводные слова подчеркивают и усиливают связь между предложениями.

Рассуждения требуют от говорящего достаточно развитого самостоятельного мышления и владения соответствующими языковыми средствами. Основное в рассуждении – выявление причинно-следственных отношений, аргументация чего-либо. Важную роль в рассуждении выполняют мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракция, конкретизация.

В дошкольном возрасте мышление способно уже протекать в форме сравнительного суждения, но дети опираются на память, а не на мышление. Дать причинное объяснение в раннем возрасте, - значит вспомнить причину, а не искать ее мысленно. Ребенок начинает искать причину лишь тогда, когда мышление достаточно обособленно от восприятия и памяти. Это происходит около 12 лет.

Исследуя природу возникновения рассуждения, ученые указывают следующие причины малой распространенности употребления детьми рассуждения: доверчивость, послушность, недостаточность опыта знаний. Доверчивость маленьких детей общеизвестна. Ею легко объясняется, почему им не нужны доказательства: они верят и без них. Маленький ребенок обыкновенно живет в атмосфере доверчивости. Вполне понятно, он не требует и не дает доказательств. Ребенок живет не только в атмосфере доверия, но и послушания. Послушание исключает возражение, а, стало быть, и необходимость доказывать.

Высказывание суждений есть, своего рода, действие. Для детей 6-7 лет характерно, что, высказав, предложение, они считают его окончательным. Чтобы продвинуть детей дальше от своих высказываний, необходима постановка стимулирующего вопроса. На такие вопросы дети, как правило, реагируют гипотетическими суждениями (если бы…, то…). Развитие подобных суждений можно представить следующим образом:

  1. Проблематические (может быть…) Может быть завтра будет дождь.  Может быть завтра я встречу Диму.
  2. Гипотетические (если бы…) если бы я сделал домашнее задание, учитель не поставил бы мне двойку. Если бы я дал Кате мяч, она бы не обиделась на меня.;
  3. Отрицающий модус (…, значит не…) Я не послушался маму, значит не получу мороженого.

Чем богаче жизненный опыт, тем более способен ребенок рассуждать. Чтобы рассуждать, надо уметь обобщать. В формировании обобщения большую роль играет практическая деятельность детей.  В работах А.В. Запорожца были получены факты, свидетельствующие о том, что в процессе употребления предметов домашнего обихода, простейших орудий, дети овладевают общественно выработанными способами практической деятельности. Эти способы имеют огромное значение для качественной перестройки детского мышления и для формирования причинно-следственных связей.

 Анализ психологических исследований показал, что формирование рассуждений зависит не столько от возраста, сколько от того, насколько полны его знания о том предмете, по поводу которого он рассуждает; от качественного и количественного роста его опыта; развитие представления о предметах и явлениях действительности.

Формирование предпосылок к доказательной речи следует начинать уже в младшей группе. Работа заключается в расширении представлений об окружающих предметах и явлениях. В младшей группе предпосылки к рассуждению формируются в наблюдениях за окружающим миром, живой и неживой природой. Воспитатель задает вопросы: кто это? что делает? какое это?. Затем дает знания по поводу наблюдаемого и тут же активизирует их с помощью проблемного вопроса, отвечая на который, дети создают мини-рассуждения. Например: «Куличик не получился, песок сухой, он рассыпается», «Почему не получился куличик?», «Потому что песок сухой».

Вопрос «почему?» можно использовать, разговаривая с детьми о разных событиях, бывших в опыте ребенка:

Почему надо одеваться тепло?

Почему девочка плачет?

Почему теремок сломался? и т.д.

В средней группе более содержательными становятся занятия познавательного цикла, дети получают знания из разных областей действительности, принимая участие в наблюдениях, экспериментах, проведении опытов. Воспитатель чаще задает вопрос «Почему?» и вместе с детьми ищет на него ответ: «Почему улетают птицы? Давай подумаем, какой стала погода. Куда делись насекомые? Чем питаются птицы? Значит, птицы улетели, потому что…».

В средней группе дошкольники учатся грамотно строить сложноподчиненные предложения. С этой целью используются упражнения «Закончи предложения» и «Я начну, а ты закончи», где воспитатель дает начало сложноподчиненного предложения, а дети его заканчивают. Например: Мама рассердилась, потому что….

В старшем дошкольном возрасте содержание и методика обучения определяется следующими задачами:

- учить детей устанавливать различного рода зависимости предметов и явлений,

- обогащать жизненный опыт дошкольников,

- активизировать подчинительные союзы и вводные слова,

- формировать навыки и умения, которые составляют основу связных высказываний-рассуждений.

Речевые занятия следует связывать с занятиями по ознакомлению с окружающим, разными видами деятельности (наблюдения, экскурсии, экспериментирование, игра и труд детей). Одновременно обогащать словарь дошкольников.  Особое внимание уделяется прилагательным, глаголам, , подчинительным союзам. Давайте вспомним, подчинительные союзы связывают простые предложения, одно из которых подчинено по смыслу другому.  Союзы делятся на группы

  1. Причинные: потому что; оттого что; так как; в виду того что; благодаря тому что; вследствие того что; в связи с тем что и др.;
  2. Целевые: чтобы (чтоб); для того чтобы; с тем чтобы и др.;
  3. Временные: когда; лишь; лишь только; пока; едва и др.;
  4. Условные: если; если бы; раз; ли; как скоро и др.;
  5. Сравнительные: как; будто; словно; как будто; точно и др.;
  6. Изъяснительные: что; чтобы; как и др.;
  7. Уступительные: несмотря на то что; хотя; как ни и др.

I НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

В начале обучения основное внимание уделяется анализу событий, явлений, свойств предметов. Например: наблюдая за сезонными изменениями, связываем их с изменениями в животном и растительном мире: почему опадают листья? Почему заяц меняет цвет шерсти зимой? Почему улетают птицы? Почему их называют перелетными? Опишите какая сейчас зима. Докажите, что наступило именно это время года.

В результате бесед и наблюдений, в ходе рассуждений, дети учатся видеть связи, т.е. формируются причинно-следственные связи, которые необходимы для речи-рассуждения.

Детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи. Целесообразно проводить опыты по ознакомлению детей со свойствами воды, снега, льда, дерева металла, разного материала и т.д. (см занятия Гербовой). В результате экспериментирования дошкольники объясняют, почему идет пар из чайника, почему у цветов без воды поникли листья, почему идет снег, почему зимой нужно надевать шубу и т.д.

Дети учатся устанавливать логические связи, выделять существенные признаки для доказательства, делать выводы.

II НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

После того как дети научились устанавливать различного рода связи и зависимости (функциональные, причинно-следственные, пространственно-временные, целевые) предметов и явлений, следует проводить работу , направленную на формирование высказывания.

Поскольку рассуждения самый сложный вид высказывания, формировать умение рассуждать целесообразно в игровой форме. Используются игры, направленные на развитие логического мышления, понимания различных зависимостей, формирование умения логично и последовательно строить рассуждения.

Небылицы в картинках – детям предлагаются картинки с изображением несуществующих животных, с нарушением закономерностей сезонных явлений. Дошкольники замечают нелогичное и объясняют, что и почему изображено не так и как должно быть на самом деле.

Игра-задача «Лишний предмет» - детям предлагается четыре предмета, один из которых не подходит по какому-либо признаку. Сокол, воробей, утка, собака – что лишнее, доказать правильность своего выбора.

Игра-задача «Опровержение»- дети опровергают заведомо ложные суждения.

В о с п и т а т е л ь. Все цветы красные.

Д е т и. Нет, это неверно. Они бывают разных цветов. Есть цветы желтые, голубые, белые, например ромашки. (Заметьте, после отрицания, дети не заканчивают этим свое высказывание, а продолжают доказывать свою правоту). Или :

 В о с п и т а т е л ь. Все дикие животные – хищники.

Д е т и. Нет, не все дикие животные хищники, есть такие, которые едят траву, например, антилопа, жираф.

Игра-задача «Бывает – не бывает» - если то что скажет взрослый бывает, нужно хлопнуть в ладоши и повторить, если не бывает, объяснить, почему так не может быть. 

В о с п и т а т е л ь.  Кошка летает, воробей летает, рыба летает.

                                   Заяц прыгает, стол прыгает, гусеница прыгает.

                                    Волк бродит по лесу, волк сидит на дереве.

Отгадывание загадок – по перечисленным признакам отгадать предмет. Объяснить, почему именно этот предмет является отгадкой.

                                     Угадайте, что за шапка?

                                      Меха целая охапка.

                                      Шапка бегает в бору,

                                      У стволов грызет кору.

Игра-задача «Нелепицы» - дети учатся находить логические несоответствия, доказать это и рассказать как на самом деле должно быть.

                                      Сидела кошка в птичьей клетке,

                                      А птичка съесть ее хотела,

                                      Но кошка прыгнула на ветку

                                      И, прочирикав, улетела.

III НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ

Разрешение детьми проблемно-речевых ситуаций  и решение речевых логических задач, направленных на обучение детей речи-рассуждению.

  • Решила Маша искупать куклу. Налила в ванночку воды, опустила руку  и сразу вытащила с криком: «Ой-ой!» Как  вы думаете, из-за чего?
  • Заболел  мальчик. Доктор выписал ему лекарство. Он пьет его с трудом и морщится. Как вы считаете почему?
  • Захотел медведь зайцев медом угостить. Прибежали они к высокому дубу. Косолапый с ревом слез с дерева и убежал, забыв про зайцев. Как вы думаете куда убежал медведь и почему?

Такие задания побуждают детей к активизации знаний, представлений, заставляют в умственном плане совершать логические задачи и оформлять свои рассуждения в речи.

Когда основные задачи по обучению формирования речи-рассуждения будут решены, следует совершенствовать умение детей рассуждать. Предлагается тема и дети соревнуются, кто подберет больше аргументов для доказательства, пользоваться различными способами связи смысловых частей при помощи слов во-первых, во-вторых, следовательно, значит и т.д.

Например «Угадай, про кого мы загадали?» - ребенок выходит из комнаты, дети договариваются о каком животном будут загадывать загадку. Водящий заходит и дети дают описание задуманному животному. Ребенок выслушивает, отгадывает и доказывает свой ответ.

Для упражнения в рассуждениях можно использовать и сюженые картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обучение дошкольников речи-рассуждению"

Связная речь -  явление очень сложное, имеющее многообразные формы проявления, включающая в себя и малоисследованную форму, которую  представители педагогической науки и практики обо...

Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.

«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, роди...

проект "Формирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей"

1. Краткая аннотация проекта Наименование проектаФормирование речи – рассуждения детей дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областейПо содержаниюОбразовательная област...

"Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста"

В этом докладе освещается проблемма развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Описывается структкра рассуждения. Раскрываются задачи работы с детьми в данном направлении., а так же услов...

"Развитие речи-рассуждения детей дошкольного возраста в процессе решения логических задач"

Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения....

Развитие речи-рассуждения у дошкольников.

Упражнения, направленные на формирование связных высказываний типа рассуждения....

Развитие речи-рассуждения у детей 5-7 лет.

Рассуждение -  сложный тип речи: делать умозаключения,  устанавливать различные связи между фактами и явлениями....