Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».
Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, родителям детей дошкольного возраста по проблеме развития у детей речи – рассуждения.
Опубликовано: Всероссийский образовательный проект RAZVITUM http://www.razvitum.org/4you/articles/1-articles/1393-2014-02-19-06-15-41
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gerlits_e.l.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи – рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
В ФГОС начального общего образования одной из приоритетных задач является формирование у детей основ умения учиться, и как результат – освоение детьми универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных). Психологическая готовность детей к обучению в школе включает в себя интеллектуальную готовность, которая предполагает развитие основ словесно-логического мышления, ведущей формы мыслительной деятельности. Ф.А. Сохин рассматривал взаимосвязь интеллектуального и речевого развития детей, и особенно отчетливо эта связь выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной.
В старшем дошкольном возрасте наблюдается появление речи-рассуждения в различных видах деятельности детей. Одним из таких видов деятельности старших дошкольников является решение арифметических задач. Арифметическая задача – это лаконичный связный текст, построенный с одной стороны, по определенным математическим канонам, а с другой – подчиненный общим принципам создания связного текста. Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи.
При разработке технологии развития речи – рассуждения у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач руководствовались определением: педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Таблица 1.
Схема педагогической технологии развития речи-рассуждения у старших дошкольников в процессе решения арифметических задач
Целевой модуль | Цель: развитие речи-рассуждения у старших дошкольников. |
Содержательный модуль | Задачи: 1. Развивать у детей элементы логического мышления в процессе решения арифметических задач 2. Содействовать усвоению детьми функций речи-рассуждения как типа монологической речи, ее структуры и языковых средств; 3. Воспитывать корректность речи-рассуждения и ее самостоятельность |
Процессуально – деятельностный модуль | Участники образовательного процесса: дети 5-7 лет, воспитатели. Средства: непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная игровая деятельность, комплекс задач различного вида, предметно-развивающая игровая среда. Формы и методы: занятия, игровые методы в сочетании с активизирующим общением воспитателя с детьми; |
Диагностико-результативный модуль | Результаты: повышение уровня развития речи-рассуждения при решении арифметических задач. Диагностические методы: диагностические задания. |
Задачи, указанные в схеме технологии, формулировались в соответствии с тем, что рассуждение одновременно является логической категорией, связанной с мышлением, и языковой категорией, отражающей специфику данного типа монолога (структуру, языковые средства и т.п.). Кроме того, любая форма речи предусматривает культуру речи и самостоятельность использования. Конкретизация задач представлена в таблице 2.
Таблица 2.
Содержание работы по развитию речи–рассуждения у детей 5-7 лет
в процессе решения арифметических задач
Задачи | Содержание |
1. Развивать у детей элементы логического мышления в процессе решения арифметических задач | Овладение рассуждением, как логической категорией, требует усвоения детьми в процессе решения арифметических задач ряда умственных действий, а именно: – содействовать овладению детьми умозаключением, как формой мышления; – анализировать задачу, вычленяя существенные основания для выбора арифметического действия и для доказательства правильности его выбора (находить аргументы, необходимые для объяснения решения задачи); – анализировать, сравнивать, обобщать, на основе ряда суждений выводить умозаключение, вывод и т.п. – устанавливать разнообразные связи, и, прежде всего, причинно-следственные; |
Содействовать усвоению детьми функций речи-рассуждения как типа монологической речи, ее структуры и языковых средств | – учить пользоваться объяснением, доказательствами; – знакомить со структурой (с построением) речи-рассуждения; – знакомить с речевыми способами доказательства правильности решения арифметической задачи: пользоваться сложноподчиненными предложениями, использовать различные языковые средства для связи смысловых частей («потому что», «так как», «поэтому», «значит», «следовательно», «во-первых», «во-вторых»). – учить формулировать суждения, умозаключения, выводы и заключения. |
Воспитывать корректность речи–рассуждения и ее самостоятельность. | – для корректности выражения своей точки зрения использовать обороты: «я думаю», «я считаю», «мне кажется», «на мой взгляд», «по-моему»; – формировать умения самостоятельно отбирать и формулировать аргументы для доказательства – строить речь-рассуждение без наводящих вопросов и подсказок и без помощи взрослого. |
Последовательная реализация технологии включала в себя этапы, связанные с обучением детей решению арифметических задач.
Первый этап – ознакомление с арифметической задачей.
На этом этапе дети знакомились со структурой арифметических задач на основе задач-драматизаций и задач-иллюстраций. Параллельно решались задачи развития у детей речи-рассуждения. Ключевая математическая задача первого этапа – научить детей отличать задачу от рассказа. Признаки арифметической задачи – это аргументы для рассуждений детей при обосновании отнесенности текста к задачам.
Таблица 3
Задачи первого этапа технологии
Математические задачи | Задачи по развитию речи-рассуждению |
– учить детей отличать задачу от рассказа; – анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные), – учить понимать отношения между числовыми данными; – понимать обобщающее содержание слов «условие», «вопрос», «арифметическое действие», «прибавить», «убавить», «сложить», «вычесть»; | – доказывать, чем является текст: задачей или рассказом; – оперировать при доказательстве отличительными признаками арифметических задач, словами «условие», «вопрос», «числовые данные»; – строить текст рассуждения по образцу воспитателя; – подсказывать и активизировать в речи-рассуждении детей слова-связки: значит, следовательно. |
На втором этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение суммы.
Таблица 4
Задачи второго этапа технологии
Математические задачи | Задачи по развитию речи-рассуждению |
– продолжать учить детей отличать задачу от рассказа; – знакомить детей с задачами на нахождение суммы учить их решать такие задачи; – анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные); – продолжать учить понимать отношения между числовыми данными; – правильно выбирать арифметическое действие, ориентируясь на содержание условия задачи; – учить сопровождать записью процесс анализа задачи и поиска ее решения, пользуясь знаками (+), больше. | – строить текст рассуждения, объясняющего решение задачи по образцу воспитателя; – оперировать при объяснении решения числовыми данными условия задачи, ее вопросом; – активизировать слова: стало; – аргументировать выбор арифметического действия; – подсказывать и активизировать в речи-рассуждении слова-связки: значит, следовательно. |
На третьем этапе обучения детей решению арифметических задач учили их составлять и решать задачи на нахождение остатка.
Таблица 5.
Задачи третьего этапа технологии
Математические задачи | Задачи по развитию речи-рассуждению |
– продолжать учить детей отличать задачу от рассказа; – знакомить детей с задачами на нахождение остатка и учить их решать такие задачи; – анализировать содержание задачи (выделять ее числовые данные); – продолжать учить понимать отношения между числовыми данными; – правильно выбирать арифметическое действие, ориентируясь на содержание условия задачи; – учить сопровождать записью процесс анализа задачи и поиска ее решения, пользуясь знаками (–), меньше. | – строить текст рассуждения, объясняющего решение задачи по образцу воспитателя; – оперировать при объяснении решения числовыми данными условия задачи, ее вопросом; – активизировать слова: стало, осталось; – аргументировать выбор арифметического действия; – подсказывать и активизировать в речи-рассуждении слова-связки: значит, следовательно. |
Итак, технология формирования связных высказываний-рассуждений интегрировалась в процесс обучения детей решению простейших арифметических задач, она представляла собой оптимальную последовательность педагогических действий. Каждый «технологический шаг» соответствовал уровням порождения речевого высказывания, требованиям развития элементарной оформленности речи и возрастным психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательно-исследовательской деятельности (по формированию элементарных математических представлений) в старшей группе на тему «Решение арифметической задачи. Число и цифра 8»
Образовательная область – познание.Интеграция образовательных областей – социализация, коммуникация, познание, труд, здоровье, музыка, конструирование.Цель – формировать представление детей...
Конспект занятия по развитию речи с детьми средней группы. Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»
Конспект занятия по развитию речис детьми средней группы.Тема: Решение творческой задачи «Как Айболит добирался до больных зверей»...
Опыт применения ИКТ в процессе решения арифметических задач для развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Сопровождение к презентации...
Презентация "Развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе решения арифметических задач средствами ИКТ"
Обобщение педагогического опыта....
Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования.
Методические рекомендации образовательного процесса по развитию речи у старших дошкольников посредством экспериментирования....
Формирование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально-коммуникативного развития
Форимрование морфологической стороны речи у старших дошкольников в процессе социально - коммуникативного развития...
Конспект СОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».
Конспект СОД по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной группе «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание».Цель: создания условий на формирование у...