"Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Поклонова Елена Александровна

В этом докладе освещается проблемма развития речи-рассуждения у детей дошкольного возраста. Описывается структкра рассуждения. Раскрываются задачи работы с детьми в данном направлении., а так же условия для формирования умения рассуждать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья по ПДД16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи-рассуждения у детей дошкольного возраста.

Рассуждение – мыслительный процесс, направленный на обоснование какого-либо положения или получения нового вывода из нескольких посылок.

Ребёнок рано начинает подмечать элементарные причинные зависимости и делать выводы. Уже в 4 года 4 мес. у некоторых детей наблюдается понимание причин и следствий явлений. Развитие понимания причинности связно с наблюдением конкретных ситуаций, объяснением содержанием картинок.

В рассуждении обязательны две смысловые части:

  • первая - то, что объясняется или доказывается;
  • вторая - само объяснение или доказательство.

В его структуре выделяется тезис (обычно начальное предложение), доказательства выдвинутого тезиса и вывод - заключение. Если в описании преобладают средства выражения определительных отношений, а в повествовании - средства выражения последовательных действий, то в рассуждении используются различные способы выражения причинно-следственных отношений, придаточные предложения с союзом потому что, глагольные словосочетания, имена существительные в родительном падеже с предлогом от, с, из - за, вводные слова, частица ведь и бессоюзная связь, а так же слова вот, например.

Дети дошкольного возраста овладевают наиболее простыми рассуждениями разговорного стиля.

Задачей работы с детьми является: обучение их целостным связным рассуждениям, состоящим из тезиса, доказательства и выводов; формирование умений вычленить существенные признаки предметов для доказательства выдвинутых тезисов; использовать различные языковые средства связи смысловых частей (потому что, так как, поэтому, следовательно, значит); употреблять при доказательстве слова во  первых, во  вторых; включить элементы рассуждения в другие типы высказываний.

Одним из главных условий для формирования умения рассуждать является организация содержательного общения воспитателя с детьми и детей друг с другом. В процессе общения создаются ситуации, требующие разрешения определённых проблем, побуждающие детей пользоваться объяснительно доказательной речью. Для этого, например, можно использовать:

  • труд детей в природе (в уголке природы дети определяют состояние почвы, листьев комнатных растений и выясняют необходимость их полива; определяют влияние влаги и света на рост и развитие растений);
  • наблюдения за сезонными изменениями в природе, объяснение зависимостей, существующих в природе;
  • обследование предметов, их качеств, свойств (что тонет в воде, и почему? из какой ткани шьют летнюю, зимнюю одежду и почему?);
  • конструктивно - строительные задания (строить по схеме конструкцию и объяснить, как собирал, что получилось; построить мост через реку, железную дорогу, объяснить какие детали отобрал и почему);
  • классификацию иллюстраций и картинок в книжном уголке, объединение картинок в одну группу;
  • объяснение правил настольно - печатных, подвижных, словесных игр.

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить других или других в чём-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста. Речевое развитие детей с учетом специфики групп дошкольного отделения.

Познавательно-речевое развитие воспитанников является одним из направлений деятельности каждого образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования...

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО. Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста ДОУ в соответствии с ФГОС» Труфановой Е.И.

Семинар-практикум на тему: «Формирование творческой индивидуальности у детей дошкольного возраста в ДОО в соответствии ФГОС ДО.  Доклад вопроса «Развитие творческой индивидуальности у...

Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет воспитателю организовать работу родителей по развитию пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста....

Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

«Практический подход к формированию элементарных математических представ-лений у детей дошкольного возраста» «Использование кругов Эйлера, как один из способов развития логического мышления у детей дошкольного возраста 4-7 лет»

Я хочу представить Вашему вниманию типы кругов Эйлера. Это схемы, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями. Они делятся на группы, в зависимости о...