Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звуки Н-Нь и буква Н»
Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить произношение звуков [Н], [Нь];
-Учить выделять звуки [Н], [Нь] из состава слова;
-Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости;
- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
- Формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, воображение.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать усидчивость и умение дружно работать в коллективе.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в группу из спальни, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Сюрпризный момент
Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары, виднеющиеся из-за штор: «Посмотрите, кто-то прислал нам письмо, да не простое, оно прилетело к нам на воздушных шарах, интересно, кто его отправил и что в нем? Занимайте свои места, будем открывать письмо. Дети садятся за столы.
3. Сообщением темы занятия
Воспитатель достает из конверта картинку с изображением грустного Незнайки. Посмотрите ребята, кто этот герой? Интересно почему он грустный? Давайте прочитаем письмо от нашего героя и поймем, что же с ним случилось (воспитатель читает письмо).
Здравствуйте ребята, живу я в Цветочном городе со своими друзьями. Мы очень дружный и трудолюбивый народ, любим учиться и узнавать много нового. Я тоже люблю учиться, но не всегда бываю внимательным, вот так я пропустил все самое интересное про звуки «Н» «Нь» и теперь не могу справиться с заданиями. Очень надеюсь, что вы мне поможете и расскажите все про эти звуки. Заранее спасибо. Ваш Незнайка.
Воспитатаель: Ребята поможем Незнайке? Тогда сегодня мы отправимся с вами в путешествие со звуками «Н» «Нь» и буквой Н.
4. Основная часть
Воспитатель достает из конверта первое задание Незнйки.
На доску вывешиваются предметные картинки «нота» «ножницы» «носок».
Воспитатель: Незнайка просит помочь разобраться, что общего у этих слов (ответы детей).
Ребята, вы правы в этих словах встречается твердый звук «Н», расскажите про него Незнайке (согласный т.к. нельзя петь, твердый, обозначается синим цветом).
Ребята, смотрите незнайка еще картинки в конверт положил.
На доску вывешиваются предметные картинки «нитки» «книга» «пень».
Воспитатель: Что общего в этих словах (ответы детей).
Вы правы в этих словах встречается мягкий звук «Нь», расскажите Незнайке про него (согласный т.к. нельзя петь, мягкий, обозначается зеленым цветом).
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо справились. Давай посмотрим какие еще задания приготовил для нас Незнайка.
Воспитатель показывает детям изображение комнаты с различными предметами.
Воспитатель: Незнайка получил задание найти в своей комнате предметы, в названии которых есть звуки «Н» «Нь», давайте назовем все предметы и если в их названии встречается твердый звук «Н» - повесим на этот предмет синий квадрат, а если мягкий «Нь» - зеленый.
Воспитатель называет предметы, дети по очереди выходят к доске и вешают на предмет квадрат соответствующего цвета.
Воспитатель: Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.
Воспитатель: Незнайка живет в доме, у него замечательная, светлая комната. Скажите, где же живут звуки? (Дом звука – это буква, у звуков «Н» «Нь» -дом буква Н (показывает букву).
Дидактическая игра «На что похожа буква Н».
Воспитатель вывешивает плакат «На что похожа буква Н» и рассказывает детям: Незнайка просит рассказать ему как же выглядит буква Н, давайте посмотрим внимательно, подумаем и расскажем, на что же похожа буква «Н?» (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка точно узнает букву Н, когда встретит ее. Но Незнайка спрашивает, как отличить букву от звука (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем, видим). Давайте сядем за столы и выложим букву Н из счетных палочек.
Дети выкладывают букву Н.
Воспитатель: Молодцы ребята, как ловко справились с заданием. Сколько понадобилось счетных палочек, что б выложить букву Н. (Ответы детей)
Воспитатель достает из конверта предметную картинку – музыкальный инструмент «труба». Незнайка пишет, что очень хочет научиться играть на трубе, но для этого ему что-то нужно выучить, а что именно спрятано в загадке-ребусе. Давайте поможем Незнайке Решить ребус.
Воспитатель вывешивает плакат – ребус с картинками ножницы, облако, тапочки, аист. Нужно назвать картинки, определить первый звук в слове, выбрать букву, соответствующую данному звуку и прикрепить ее на доску. Затем прочитать получившееся слово. Дети выполняют задание. В конце игры один ребенок читает слово «Нота». Молодцы ребята, конечно, Незнайке нужно познакомиться с нотами, прежде чем учиться играть на трубе.
Воспитатель: Подумайте сколько звуков в слове «нота» (ответы детей). Возьмите звуковую карточку обозначающую слово из 4 звуков. На строчке самостоятельно выложите слово нота. (Воспитатель следит за составлением слова детьми, помогает при необходимости). Молодцы, все старались. А теперь давайте составим звуковую схему данного слова (дети выполняют задание, воспитатель контролирует и помогает при необходимости). Все справились с заданием? Давай проверим, какой самый первый звук в слове «нота», почему его обозначают синим цветом, какой последний звук в слове «нота», почему он обозначается красным цветом. Сколько всего гласных звуков в данном слове, сколько согласных. Сколько всего звуков? (ответы детей).
Воспитатель: Какие молодцы, как хорошо справились с заданием, даже Незнайка стал веселым и улыбается.
5. Итог занятия.
Воспитатель.
Вот и помогли мы Незнайке выполнить задания, какие испытания мы с вами сегодня прошли? (Ответы детей) В благодарность Незнайка приготовил вам подарки. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится. А все задания мы аккуратно сложим в почтовую
коробку и отправим Незнайке в Цветочный город.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyate_neznayka.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Звуки Н-Нь и буква Н»
Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Уточнить произношение звуков [Н], [Нь];
-Учить выделять звуки [Н], [Нь] из состава слова;
-Учить дифференцировать звуки по твердости – мягкости;
- Продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
- Формировать навык чтения открытых слогов, односложных слов.
Коррекционно-развивающая:
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, слуховую память, зрительное восприятие, воображение.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать усидчивость и умение дружно работать в коллективе.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в группу из спальни, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
2. Сюрпризный момент
Воспитатель обращает внимание детей на воздушные шары, виднеющиеся из-за штор: «Посмотрите, кто-то прислал нам письмо, да не простое, оно прилетело к нам на воздушных шарах, интересно, кто его отправил и что в нем? Занимайте свои места, будем открывать письмо. Дети садятся за столы.
3. Сообщением темы занятия
Воспитатель достает из конверта картинку с изображением грустного Незнайки. Посмотрите ребята, кто этот герой? Интересно почему он грустный? Давайте прочитаем письмо от нашего героя и поймем, что же с ним случилось (воспитатель читает письмо).
Здравствуйте ребята, живу я в Цветочном городе со своими друзьями. Мы очень дружный и трудолюбивый народ, любим учиться и узнавать много нового. Я тоже люблю учиться, но не всегда бываю внимательным, вот так я пропустил все самое интересное про звуки «Н» «Нь» и теперь не могу справиться с заданиями. Очень надеюсь, что вы мне поможете и расскажите все про эти звуки. Заранее спасибо. Ваш Незнайка.
Воспитатаель: Ребята поможем Незнайке? Тогда сегодня мы отправимся с вами в путешествие со звуками «Н» «Нь» и буквой Н.
4. Основная часть
Воспитатель достает из конверта первое задание Незнйки.
На доску вывешиваются предметные картинки «нота» «ножницы» «носок».
Воспитатель: Незнайка просит помочь разобраться, что общего у этих слов (ответы детей).
Ребята, вы правы в этих словах встречается твердый звук «Н», расскажите про него Незнайке (согласный т.к. нельзя петь, твердый, обозначается синим цветом).
Ребята, смотрите незнайка еще картинки в конверт положил.
На доску вывешиваются предметные картинки «нитки» «книга» «пень».
Воспитатель: Что общего в этих словах (ответы детей).
Вы правы в этих словах встречается мягкий звук «Нь», расскажите Незнайке про него (согласный т.к. нельзя петь, мягкий, обозначается зеленым цветом).
Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошо справились. Давай посмотрим какие еще задания приготовил для нас Незнайка.
Воспитатель показывает детям изображение комнаты с различными предметами.
Воспитатель: Незнайка получил задание найти в своей комнате предметы, в названии которых есть звуки «Н» «Нь», давайте назовем все предметы и если в их названии встречается твердый звук «Н» - повесим на этот предмет синий квадрат, а если мягкий «Нь» - зеленый.
Воспитатель называет предметы, дети по очереди выходят к доске и вешают на предмет квадрат соответствующего цвета.
Воспитатель: Молодцы! Много слов нашли, ни одного не оставили.
Воспитатель: Незнайка живет в доме, у него замечательная, светлая комната. Скажите, где же живут звуки? (Дом звука – это буква, у звуков «Н» «Нь» -дом буква Н (показывает букву).
Дидактическая игра «На что похожа буква Н».
Воспитатель вывешивает плакат «На что похожа буква Н» и рассказывает детям: Незнайка просит рассказать ему как же выглядит буква Н, давайте посмотрим внимательно, подумаем и расскажем, на что же похожа буква «Н?» (ответы детей).
Воспитатель: Молодцы, теперь Незнайка точно узнает букву Н, когда встретит ее. Но Незнайка спрашивает, как отличить букву от звука (звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем, видим). Давайте сядем за столы и выложим букву Н из счетных палочек.
Дети выкладывают букву Н.
Воспитатель: Молодцы ребята, как ловко справились с заданием. Сколько понадобилось счетных палочек, что б выложить букву Н. (Ответы детей)
Воспитатель достает из конверта предметную картинку – музыкальный инструмент «труба». Незнайка пишет, что очень хочет научиться играть на трубе, но для этого ему что-то нужно выучить, а что именно спрятано в загадке-ребусе. Давайте поможем Незнайке Решить ребус.
Воспитатель вывешивает плакат – ребус с картинками ножницы, облако, тапочки, аист. Нужно назвать картинки, определить первый звук в слове, выбрать букву, соответствующую данному звуку и прикрепить ее на доску. Затем прочитать получившееся слово. Дети выполняют задание. В конце игры один ребенок читает слово «Нота». Молодцы ребята, конечно, Незнайке нужно познакомиться с нотами, прежде чем учиться играть на трубе.
Воспитатель: Подумайте сколько звуков в слове «нота» (ответы детей). Возьмите звуковую карточку обозначающую слово из 4 звуков. На строчке самостоятельно выложите слово нота. (Воспитатель следит за составлением слова детьми, помогает при необходимости). Молодцы, все старались. А теперь давайте составим звуковую схему данного слова (дети выполняют задание, воспитатель контролирует и помогает при необходимости). Все справились с заданием? Давай проверим, какой самый первый звук в слове «нота», почему его обозначают синим цветом, какой последний звук в слове «нота», почему он обозначается красным цветом. Сколько всего гласных звуков в данном слове, сколько согласных. Сколько всего звуков? (ответы детей).
Воспитатель: Какие молодцы, как хорошо справились с заданием, даже Незнайка стал веселым и улыбается.
5. Итог занятия.
Воспитатель.
Вот и помогли мы Незнайке выполнить задания, какие испытания мы с вами сегодня прошли? (Ответы детей) В благодарность Незнайка приготовил вам подарки. Эти буквы вы, ребята, разукрасьте как вам нравится. А все задания мы аккуратно сложим в почтовую
коробку и отправим Незнайке в Цветочный город.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»
Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и С в подготовительной группе
Упражнять детей в умении характеризовать звуки З и С, активизировать предметный и глагольный словарь, учить делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте на тему Дифференциация звуков З и с в подготовительной группе
Упражнять в умении характеризовать звуки З и С, делить слова на слоги....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема: Поможем Золушке попасть на бал.Дифференциация звуков Л-Л\',Р-Р\'.Буквы Л, Р
Дети отправляются в Сказочное Колролевство для того,чтобы помочь Золушке попасть на бал.Занятие направлено на закрепление правильного произношения звуков л,л',р,р' и умения дифференцировать да...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (подготовительная группа). Дифференциация звуков «т» и «д» (система Г.А. Каше)
Каше Галина Амосовна – педагог-дефектолог, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник сектора логопедии НИИ дефектологии АПН СССР, научный корреспондент АПН СССР. Педагогическая сис...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте" Путешествие в страну Звуков"
Открытое занятие...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте. Тема: «Изучение согласного звука [Н] и [Н’]. Буква "Н".
- Закреплять умение понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют значение . Упражнять в подборе слов, противоположных по смыслу. Разви...