Открытое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Соколова Татьяна Ивановна

Интегрированное  НОД (ИЗО, развитие речи) Е.Пермяк "ПЕрвая рыбка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл permyak_pervaya_rybka.docx26.09 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»

Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи)

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе

Чтение и пересказ ЕПермяка «Первая рыбка»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Обучающие:

-формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.

-упражнять внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.

-совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.

-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Учить рисовать акварелью, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей.

Развивающие:

-развивать интерес и любовь к книге

-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.

-развивать творческое воображение.

Воспитательные:

-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Материалы и оборудование:

- текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;

- картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб.

-конверты с заданиями, смайлики (МОЛОДЦЫ).

-иллюстрации к рассказу, книга.

Ход Нод.

Организационный момент.

Дорогие ребята! Сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте откроем его и посмотрим.

На проекторе фото Незнайки с письмом. (Аудиозапись).

Ребята! Вот это письмо у меня в руках. Но сначала отгадайте пожалуйста загадку!

«Бывает золотая, бывает в серебре..

Махает плавниками и плавает в реке.

Рот свой открывает ,но всегда молчит !

И с братьями своими никогда не говорит.

Правильно , это рыба. А теперь я открою конверт и мы посмотрим ,что там …Это пазлы с картинками рыб. Давайте мы разобьемся на 2 команды подойдем к столам и соберем их!  (задание №1)

Вы хорошо потрудились ..А сейчас давайте посмотрим на экране презентацию «Речные рыбы Донского края».

Подскажите ,а где живут рыбы? Конечно в воде!

-Ребята скажите какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением. (задание № 2)

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая-Холодная

Прохладная –Теплая

Чистая-Грязная

Кипяченная-Сырая

Соленая –Пресная

Бурливая-Спокойная

Прозрачная –Мутная

Воспитатель: Ребята а кто из вас знает что такое рыбалка? Рыбалка –это занятие выуживанием рыбы из водоема (реки, моря, пруда) с целью  прокорма (для еды) или просто для развлечения. Это также является видом отдыха. А вы знаете что например в Ярославской области в старину «рыбалкой» называли птицу чайку…А знаете почему?

Например у стихотворении Некрасова « На Волге» есть такие строки -

Уж скоро полдень.Жар такой,

Что на песке горят следы,

Рыбалки дремлют над водой,

Усевшись в плотные ряды….

(Чайка тоже ловит и питается рыбой)..

    Ребята я хочу вас  познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, называется «Первая рыбка»

Основная часть.

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением.

Первая рыбка

Е. А. Пермяк

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.  (Задание №3)

Вопросы к тексту:

Почему этот текст называется «рассказ»?

Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

О чем говорится в этом рассказе?

В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

Сколько рыбы поймал Юра?

-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот поэтому автор употребил слова с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)

-Чему радовался Юра?

Вопросы:

уха (суп из рыбы)

вокруг (около, возле, рядом)

нахваливать (много хвалить)

ершище (большая рыба)

навариста, навар (это вода,бульон  в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее и больше рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: Это волшебный платок , которая превратит вас в мальчика Юру.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

Вопросы:

 1ребенок - Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

2 ребенок

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).

Воспитатель: Ребята, я сейчас прочитаю рассказ еще раз

(повторное чтение рассказа воспитателем).А вы будете рассказывать  по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)

- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану? Ответы детей.

- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?

- Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.

Предлагаю поиграть и  побыть рыбками…

Музыка Чайковского «Рыбы». Звучит тихо.

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают).

Молодцы, какие интересные и веселые рыбки у нас!

 А знаете я предлагаю пройти к столам и нарисовать рыбок в их подводном царстве.( Звучит музыка П. И. Чайковского «Рыбы»).

 

Какие интересные рисунки у вас получились! А давайте мы все рисунки сложим в один большой и у нас получится настоящее подводное царство.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель:

Что мы делали сегодня на занятии?

Кто написал рассказ «Первая рыбка»?

Как называлась рыбка, которую поймал Юра?

А что понравилось вам сегодня на занятии?

Что для вас было трудным?

А знаете нас сегодня снимал оператор ..! И я предлагаю эту запись  и рисунки послать нашему Незнайке.в Солнечный город...Чтобы жиели этого города увидели какие

вы у меня сегодня большие молодцы, я вами горжусь! И хочу вам вручить вот такие медальки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»

Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия

Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...