Открытое занятие
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Интегрированное НОД (ИЗО, развитие речи) Е.Пермяк "ПЕрвая рыбка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
permyak_pervaya_rybka.docx | 26.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»
Образовательная область «Речевое развитие»(развитие речи)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе
Чтение и пересказ Е. Пермяка «Первая рыбка»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Обучающие:
-формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.
-упражнять внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов.
-совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.
-упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
Учить рисовать акварелью, осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, одними пальцами – при рисовании небольших форм и мелких деталей.
Развивающие:
-развивать интерес и любовь к книге
-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
-развивать творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Материалы и оборудование:
- текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;
- картинки с изображением ерша, морских, речных и аквариумных рыб.
-конверты с заданиями, смайлики (МОЛОДЦЫ).
-иллюстрации к рассказу, книга.
Ход Нод.
Организационный момент.
Дорогие ребята! Сегодня на электронный адрес нашего детского сада пришло письмо. Давайте откроем его и посмотрим.
На проекторе фото Незнайки с письмом. (Аудиозапись).
Ребята! Вот это письмо у меня в руках. Но сначала отгадайте пожалуйста загадку!
«Бывает золотая, бывает в серебре..
Махает плавниками и плавает в реке.
Рот свой открывает ,но всегда молчит !
И с братьями своими никогда не говорит.
Правильно , это рыба. А теперь я открою конверт и мы посмотрим ,что там …Это пазлы с картинками рыб. Давайте мы разобьемся на 2 команды подойдем к столам и соберем их! (задание №1)
Вы хорошо потрудились ..А сейчас давайте посмотрим на экране презентацию «Речные рыбы Донского края».
Подскажите ,а где живут рыбы? Конечно в воде!
-Ребята скажите какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением. (задание № 2)
Д/игра «Скажи наоборот»
Горячая-Холодная
Прохладная –Теплая
Чистая-Грязная
Кипяченная-Сырая
Соленая –Пресная
Бурливая-Спокойная
Прозрачная –Мутная
Воспитатель: Ребята а кто из вас знает что такое рыбалка? Рыбалка –это занятие выуживанием рыбы из водоема (реки, моря, пруда) с целью прокорма (для еды) или просто для развлечения. Это также является видом отдыха. А вы знаете что например в Ярославской области в старину «рыбалкой» называли птицу чайку…А знаете почему?
Например у стихотворении Некрасова « На Волге» есть такие строки -
Уж скоро полдень.Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды….
(Чайка тоже ловит и питается рыбой)..
Ребята я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говориться о семейной рыбалке. Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, называется «Первая рыбка»
Основная часть.
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением.
Первая рыбка
Е. А. Пермяк
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. (Задание №3)
Вопросы к тексту:
Почему этот текст называется «рассказ»?
Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
О чем говорится в этом рассказе?
В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить) Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот поэтому автор употребил слова с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка» — этот вывод воспитатель должен сформулировать, когда ответят дети.)
-Чему радовался Юра?
Вопросы:
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода,бульон в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее и больше рыба, тем навара больше в ухе)
Воспитатель: Это волшебный платок , которая превратит вас в мальчика Юру.
Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
Вопросы:
1ребенок - Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
2 ребенок
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
Воспитатель: Ребята, я сейчас прочитаю рассказ еще раз
(повторное чтение рассказа воспитателем).А вы будете рассказывать по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану? Ответы детей.
- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?
- Ребята, вы очень здорово поработали, почти дословно передали слова автора, теперь можно и поиграть.
Предлагаю поиграть и побыть рыбками…
Музыка Чайковского «Рыбы». Звучит тихо.
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают).
Молодцы, какие интересные и веселые рыбки у нас!
А знаете я предлагаю пройти к столам и нарисовать рыбок в их подводном царстве.( Звучит музыка П. И. Чайковского «Рыбы»).
Какие интересные рисунки у вас получились! А давайте мы все рисунки сложим в один большой и у нас получится настоящее подводное царство.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель:
Что мы делали сегодня на занятии?
Кто написал рассказ «Первая рыбка»?
Как называлась рыбка, которую поймал Юра?
А что понравилось вам сегодня на занятии?
Что для вас было трудным?
А знаете нас сегодня снимал оператор ..! И я предлагаю эту запись и рисунки послать нашему Незнайке.в Солнечный город...Чтобы жиели этого города увидели какие
вы у меня сегодня большие молодцы, я вами горжусь! И хочу вам вручить вот такие медальки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...
открытое занятие Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Удивительные свойства воды»
Удивительное свойства воды...
открытое занятие для родителейКонспект открытого занятия во второй младшей группе. Сенсорика, Логоритмика, Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Тема: «Путешествие в страну Вообразилию»
Цель: развитие актерских способностей детей.Задачи:- побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);- развивать память, во...
Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)
Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...
Конспект открытого занятия "Будем солнышко искать и зверушкам помогать" конспект открытого занятия
Цель: Художественно – эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие...