Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию
Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный возраст
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_literaturnoy_viktoriny_po_skazkam_a.s.pushkina.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию
Тема: литературная викторина
по сказкам А.С. Пушкина.
Старший дошкольный возраст
/с использованием ИКТ/
Составлен воспитателем:
Муравкиной Ольгой Владимировной
Санкт-Петербург
2015 г.
Конспект
непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию с использованием ИКТ
Тема: литературная викторина
по сказкам А.С. Пушкина.
Старший дошкольный возраст
Цель
Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.
Задачи
Образовательные
- Актуализировать знания о сказках А.С. Пушкина.
- Формировать умение узнавать сказку по прочитанному эпизоду, вспоминать героев сказок, их имена, характеры.
Коррекционные
- Развивать связную речь, обогащать словарь.
- Развивать внимание, мышление, память.
- Координировать речь с движением.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные
- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.
- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции.
- Воспитывать любовь к книге.
Предварительная работа
Чтение сказок А.С.Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.
Прослушивание аудиоверсий сказок А.С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта..
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина.
Изготовление сказочного дуба из «Лукоморья».
Демонстрационный материал
Книги со сказками А. С. Пушкина.
Иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка «О рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Портрет А. С.Пушкина.
Интерактивная доска, ноутбук, презентация с заданиями к викторине.
Раздаточный материал
Картинки для выполнения заданий.
Золотые рыбки для проведения подвижной игры.
Золотые рыбки за правильные ответы.
Ход НОД (викторины)
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите сказки?
- Конечно, сказки любят и знают все. Какие сказки вы знаете? А кто же сочиняет сказки? (Писатели и народ). Все верно. Сказки, которые сочинял народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали их своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.
А есть сказки, которые сочиняли писатели, они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.
- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
- Где же изображен портрет А.С. Пушкина? (слайд №1)
- Верно, это А.С. Пушкин (слайд №2). У него была няня Арина Родионовна, которая очень часто рассказывала мальчику сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А.С. Пушкин создал свои сказки. (слайд№3).
Вы знаете эти сказки? Кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина? Все? Мы можем это проверить? Как? Мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. За каждый правильный ответ вы получаете «золотую рыбку». В конце викторины посчитаем, у кого больше рыбок – тот лучше знает сказки А.С.Пушкина.
1. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (слайд №4) ( ответы детей)
2. Отгадайте, из каких сказок эти строки?
Слайд №5: Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Слайд №6: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет...
(«Сказка о царе Салтане»...)
Слайд №7: Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
Слайд №8: Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
(«Сказка о золотом петушке»)
Слайд №9: Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно — золотисто
Будто медом налилось!
Видно семечки насквозь.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Слайд №10. Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках.
( «Сказка о рыбаке и рыбке»).
3. Ответьте на вопросы и назовите сказку.
- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – поварихой («Сказка о царе Салтане») (слайд №11)
- Князь Гвидон в сказке три раза превращался в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).(слайд №12).
- Царевна Лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Назовите эти
чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все
скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь
обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)(слайд №13)
- В какой сказке А.С. Пушкина главная героиня жила в воде? («Сказка о рыбаке и рыбке») (слад №14)
- Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать лет и три года «Сказка о рыбаке и рыбке»)(слайд №15)
- Что просила старуха у рыбки ? (Новое корыто, новую избу).(слайд№16)
-Кем хотела быть старуха (столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)(слайд №17)
- Как золотая рыбка проучила старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта).(слайд №18)
- Какая птица из золота была у одного из героев сказки А.С. Пушкина? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»).(слайд №19)
- К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты. (К солнцу, к месяцу и к ветру)(слайд№20)
4. А теперь мы немного разомнемся.
«Ветер по морю гуляет...»
Ветер по морю гуляет | Руки поднять через стороны вверх. |
И кораблик подгоняет | Помахать руками. |
Он бежит себе в волнах | Сцепит пальцы в замок. |
На раздутых парусах | Сцепленные руки опустить перед собой |
Мимо острова крутого | Пальцы расцепить, сесть на корточки |
Мимо города большого | Встать |
Пушки с пристани палят | Хлопать. |
Кораблю пристать велят | Топать. |
5. «Подскажи словечко».
- Жил старик со своею старухой
У самого синего ... (моря).
- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку, а неведому ... (зверюшку).
- И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи ... (кругом).
- Белка песенки поет, да орешки все ... (грызет).
- Нужен мне работник: повар, конюх и ... (плотник).
- Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка ... (Золотого петушка).
6. Игра «Поймай золотую рыбку».
Сегодня мы поймаем золотую рыбку.
- На концах веревок палки,
Называются «Моталки»
Посреди бечовок – рыбка.
Ты мотай бечевку шибко
Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,
Рыбку не простую, рыбку золотую.
Выбираются дети, которые будут «Ловить золотую рыбку». Дети берутся руками за палочки, от которых отходят веревки (на конце веревок – «Золотые рыбки». По команде ведущего дети наматывают на палку веревку, стараясь как можно быстрее добраться до рыбки.
7. Из одной ли сказки эти герои?
- Царь Дадон и Шамаханская царица. (Да)
- Царевна-Лебедь и семь богатырей. (Нет)
- Князь гвидон и злая мачеха. (Нет)
- Царь Салтан и 33 богатыря. (Да)
- Чернавка и сватья баба Бабариха. (Нет)
- Золотая рыбка и старик. (Да)
- Королевич Елисей и мертвая царевна. (Да)
8. Назовите, из какой сказки предметы и герои.
Раздать детям карточки с изображениями предметов. Дети должны сгруппировать предметы по сказкам из которых они взяты.
Предметы:
- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Бочка («Сказка о царе Салтане»)
- Белочка («Сказка о царе Салтане»)
- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»)
- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
- Золотой петушок («Сказка о Золотом петушке»)
- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
- Поп («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
9. Подведение итогов. Вы все хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Какая у вас самая любимая? Почему именно эта? Мне очень приятно, что вы любите сказки А.С.Пушкина, потому что А.С.Пушкин и мой самый любимый поэт.
Литература
- Бутенко Т.А. «Хрестоматия по литературе» - Ростов на дону, 1994.
- Ушаков О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», ТЦ «Сфера», Москва, 2002.
- Николаева С.А., Арзамасцева И.Н. «Детская литература» - учебное пособие – И.Ц. «Академия», Москва, 1997.
- http://skaz-pushkina.ru/read.html
- http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.
Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство»
Конспектнепрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста«Пу...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Железнодорожное путешествие» с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (старший дошкольный возраст)
Цели: уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста
Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ технологий для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие речи с элементами ТРИЗ-технологий...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...