Конспект для детей с ОНР "Ракета для друга"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_raketa_dlya_druga.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
в подготовительной группе для детей с ОНР по развитию фонетико-фонематической стороны речи
«Ракета для друга»
Цель: Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [Р] и [РЬ], [Л] и [ЛЬ] в словах и предложениях; закрепить зрительный образ букв «Л» и «Р».
Задачи:
Образовательные. Закреплять слуховой и моторный образы звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].
Развивать умение детей анализировать артикуляцию звуков и давать им характеристику.
Коррекционно – развивающие. Развивать фонематический слух и восприятие, слуховую память, подбирая в рифму нужные слова.
Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
Закреплять связь звуков [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ] с их графическим изображением.
Создавать условия для формирования зрительного образа букв «Л» и «Р» через выкладывание букв из фасоли.
Способствовать закреплению образа букв через движения.
Развивать общую моторику, используя физминутку, пальцевую моторику, используя пальчиковую гимнастику.
Воспитательные. Воспитывать интерес к обучению при помощи игровых ситуаций, а также путем смены разнообразных видов деятельности и интересной наглядности.
Воспитывать чувство взаимопонимания, взаимопомощи во время совместной деятельности.
Оборудование: Доска магнитная, магниты, указка, индивидуальные зеркала, плоскостные изображения Лунтика и ракеты (детали ракеты в виде геометрических фигур разных цветов), демонстрационный материал Е.В. Колесниковой «Звуки и буквы» №9 и №12, карточки с буквами «Л» и «Р», набор букв на магнитах, пластмассовые, бумажные буквы, кубики «Азбука», листы бархатной бумаги 15 X 20 см на каждого ребенка, фасоль белая и красная, мяч, круг из картона желтого цвета (Д=20 см), конфеты «Лунтик».
1) Организационный момент.
Педагог просит детей по очереди ласково произнести свои имена и пройти за столы.
2) Введение в тему.
Педагог: Ребята, сегодня к нам пришел гость – Лунтик. Но он не просто так пришел к нам в гости, ему нужна наша помощь. Скоро лето многие ребята отправятся отдыхать к своим бабушкам и дедушкам. Вот и наш Лунтик собирается в гости к своим родственникам на Луну летом. Но его средство передвижения неисправно, все детали рассыпались. Подскажите, ребята, на чем можно полететь на Луну?
Дети: На ракете.
Педагог: Правильно. И чтобы ему помочь, вы должны выполнить много заданий. Вы согласны помочь Лунтику? Детали на ракете будут восстанавливаться с каждым правильно выполненным заданием. Готовы?
3) Артикуляционная гимнастика
Педагог: Помогут нам с вами выполнять задания звуки, с которыми вы уже знакомы. Звуки эти вы узнаете из слов Лунтик и ракета. А все ли звуки вы знаете и умеете произносить правильно? Давайте сначала сделаем зарядку для язычка (с зеркалами).
«В гости» (в игровой форме).
Толстые внуки приехали в гости, (дети надувают щёки)
С ними худые – лишь кожа да кости. (дети втягивают щёки)
Дедушка с бабушкой всем улыбнулись, («Улыбка»)
Поцеловать они всех потянулись. («Хоботок»)
Утром проснулись – в улыбочку губки. («Улыбка»)
Чистят они свои верхние зубки (движения широким языком под верхней губой)
Блюдца поставим – положат блины нам. («Блинчик»)
Блинчик с вареньем малиновым вкусным («Вкусное варенье»)
Вкусный был завтрак мы губы оближем.
Дедушка сделал для внуков качели («Качели»)
Внуки на них покачаться успели.
Дедушка скачет на лошади ловко («Лошадка»)
Вот замедляет лошадка подковки.
Весело было внучатам в гостях,
Домой уезжать не хотелось никак.
Педагог: Как вы думаете, ваши язычки работают хорошо? Они готовы к выполнению заданий? Назовите звуки, которые слышим в начале слов Лунтик и ракета.
Дети: [Л], [Р].
Педагог: Дружили звуки [Л] и [Р].
Они в словах звучали часто:
То младший [Р], то старший [Л].
Давайте их протянем четко, ясно.
Л-л-лунтик
Р-р-ракета
4) Акустико-артикуляционный образ звука [Л].
Педагог: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Л].
Педагог: Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Л]. На звук [Л] вы посмотрите, все о звуке расскажите.
Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык поднят за верхние зубы. При его произнесении воздух, выходящий изо рта, встречает преграду.
Педагог: Что вы еще знаете о звуке [Л]?
Дети: Звук [Л] – согласный (не тянется). Звонкий (голосовые связки работают). Твердый (обозначаем синим цветом), его мягкая пара [ЛЬ] -(обозначаем зеленым цветом).
- (Педагог вывешивает на доску плакат из пособия Е.В. Колесниковой «Звуки и буквы» - звук и буква «Л»).
(Работа с плакатом):
- Задания и вопросы
Назовите предметы. (Лук, пила, стол).
Какой звук слышится в каждом слове? ([Л]).
- Игровое упражнение «Предмет – схема».
Назовите предметы. (Лук, пила, стол).
Каким цветом обозначаются согласные звуки на схемах? (Синим).
Покажите указкой схему слова, где звук [Л] в начале слова, и назовите соответствующий предмет. (Лук).
Покажите указкой «стол», найдите на плакате схему этого слова. Покажите схему слова «пила» и назовите соответствующий предмет.
- Связь звука с буквой.
Педагог: Звуки [Л] и [ЛЬ] обозначаются буквой …
Дети: «Л».
(Показ буквы « Л»).
Педагог: Из каких элементов состоит буква «Л»?
Дети: Из двух палочек.
Педагог: Сколько элементов?
Дети: Два.
Педагог: На что похожа буква «Л»?
Дети: На горку, слона, страуса, клоуна.
Педагог: Клоун в цирке так хорош –
Он на букву «Л» похож.
Нарисуйте букву «Л» пальчиком на своих ладошках.
- Чтение слогов.
Повторить с детьми, что согласная буква, соединяясь с гласной, образует слог. Слоги эти звучат по-разному, в зависимости от того, какие буквы соединились. Педагог читает детям слоги: ла, ло, лу, лы, лэ. Затем, ведя указкой от согласной к гласной, добивается от детей слитного чтения слогов.
(Педагог прикрепляет первую деталь ракеты на доску).
5) Акустико-артикуляционный образ звука [Р].
Педагог: На звук [Р] вы посмотрите, все о звуке расскажите.
Дети: Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык поднят за верхние зубы, воздушная струя холодная. Когда выходит воздушная струя язык дрожит.
Педагог: Что вы ещё можете рассказать о звуке [Р]?
Дети: Звук [Р] – согласный (не тянется). Звонкий (голосовые связки работают). Твердый (обозначаем синим цветом), его мягкая пара [РЬ] -(обозначаем зеленым цветом).
- (Педагог вывешивает на доску следующий плакат из пособия Е.В. Колесниковой «Звуки и буквы» - звук и буква «Р»).
(Работа с плакатом):
- Задания и вопросы
Назовите предметы в названии которых есть звук [Р]. (Рыба, носорог, морковь).
Где находится звук [Р] в этих словах? (В начале, в середине).
Назовите другие слова в которых есть звук [Р]. (Рак, роза, торт, помидор, шарф).
В каком слове звук [Р] находится в конце слова? (Помидор).
- Связь звука с буквой.
Педагог: Звуки [Р] и [РЬ] обозначаются буквой …
Дети: «Р».
(Показ буквы «Р»).
Педагог: Из каких элементов состоит буква «Р»?
Дети: Из палочки и полукруга.
Педагог: Сколько элементов?
Дети: Два.
Педагог: На что похожа буква «Р»?
Дети: На флажок, парус, топор.
Педагог: Указательный с большим
Мы в кольцо соединим.
Руки правой – указательный
К кольцу слева прислоним.
Что получилось? – буква «Р».
Нарисуйте букву «Р» пальчиком на своих ладошках.
- Чтение слогов и слов
Дети читают слоги: ра, ро, ру, ры, рэ (одновременно педагог ведет указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов).
Прочитайте слова «ура», «нора», «рама» и расскажите, какие звуки мы слышим в этих словах (фонетический разбор).
(Педагог прикрепляет вторую деталь ракеты на доску).
6) Закрепление графического образа букв «Л» и «Р». (На столах у детей листы бархатной бумаги и тарелочки с фасолью). Конструирование
букв из фасоли на листах бархатной бумаги. Педагог предлагает девочкам из белой фасоли выложить букву «Л», а мальчикам из красной фасоли - букву «Р».
(Педагог прикрепляет третью деталь ракеты на доску).
(Дети встают из-за столов).
7) Физминутка.
Буква Л, расставив ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонилась влево, вправо,
Получается на славу
Влево, вправо, влево, вправо.
Кто покажет нам пример
Примененья буквы Р?
Я напомню: с давних пор
Р похожа на топор.
Топоры мы в руки взяли,
Лесорубами мы стали.
Раз – два, Раз – два,
Будут на зиму дрова!
(Следуя содержанию стихотворения, дети выполняют наклоны в стороны, а потом имитируют рубку дров).
(Педагог прикрепляет четвертую деталь ракеты на доску и предлагает детям пройти на ковер).
8) Игра «Закончи слово» с мячом.
Педагог: С каждым разом задания становятся труднее, но я уверенна, что вы справитесь и с этим заданием. Вы должны встать в две шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог: 1) начинающийся на звук [Л] и бросает мяч. Стоящий напротив, ловит мяч и заканчивает слово, подбирая один или несколько слогов (ли-са, лас-точка, ла-дошка и т. д.); 2) начинающийся на звук [Р] (ро-за, ру-ка, ры-ба …).
(Педагог прикрепляет пятую деталь ракеты на доску).
(Дети сидят на ковре по-турецки).
9) Развитие фонематического слуха:
1. Упражнение «Рифмушки».
Педагог предлагает детям закончить маленькие стихотворения, подобрав в рифму нужное слово.
Дедушку зовут Лука, у него болит …
Рисовал художник лампу и картину вставил в …
Приготовил повар Пров вкусный и душистый …
Друг позвал меня на пир, ел я торт и чай я …
В блеске солнечных лучей по земле бежит …
2. «Вот так поиграл!..» (Педагог предлагает детям послушать рассказ Е.Спивака. Назвать слова со звуками [Р] и [Л]. Пересказать рассказ.
На подоконнике стоял горшок с геранью. Рома играл в мяч и случайно попал в горшок. Горшок упал на пол и разбился, а герань сломалась. Мама ничего не сказала, а только покачала головой. Ей было жалко красивую герань. С тех пор Рома никогда не играл в мяч в комнате.
( После выполнения задания педагог прикрепляет шестую деталь ракеты на доску).
10) Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь мы считать:
Раз – туфли,
Два – сапожки,
Три – ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.
(Перечисляя обувь, дети загибают пальцы на руке).
Педагог: Поможем Лунтику подобрать обувь для летнего отдыха. (Дети называют летнюю обувь). Надеюсь, летом на Луне будет хорошая погода.
(Педагог прикрепляет седьмую деталь ракеты на доску).
11) Игра «Ласковое солнышко».
(На середине ковра лежит картонный круг и рассыпаны буквы). Ребята, а у нас за окном кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно выполнить ещё одно задание - выбрать из всех букв только буквы «Р» и «Л», разложить их вокруг желтого круга, чтобы получилось солнышко. Молодцы! Правильно подобрали все буквы. Назовите их и солнышко засверкает своими лучами.
(Педагог прикрепляет восьмую деталь ракеты на доску).
12) Итог занятия. Педагог:
Ребятки, вот и готова ракета Лунтика. Скажите, какие звуки нам помогали выполнять задания? ([Л-ЛЬ], [Р-РЬ]). Какой буквой обозначаются звуки [Л] и [ЛЬ]? (Буквой «Л»). Какой буквой обозначаются звуки [Р] и [РЬ]? ( Буквой «Р»).
Лунтику очень понравилось у нас в гостях, и он очень рад, что теперь сможет отправиться на Луну к своим родственникам. А ещё, Лунтик приготовил для вас лунные угощения - очень вкусные конфеты. (Педагог показывает красивую жестяную баночку с конфетами от Лунтика, а затем раздает конфеты детям. Лунтик прощается с детьми и уходит). Молодцы! Все сегодня работали хорошо, выполнили все задания и помогли Лунтику. Занятие окончено.
Список литературы:
- Азова, Е.А. Учим звуки [Текст]: Азова, Е.А., Чернова О.О. – М.: Издательство «ТЦ Сфера», 33 С.
- Быкова, Н.М. Игры и упражнения для развития речи [Текст] / Н.М. Быкова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 160 С.
- Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке [Текст] / Т.Р. Кислова. М.: Баласс, 2002. - 128 С.
- Колесникова, Е.В. Звуки и буквы [Текст] / Е.В. Колесникова. – М.: Издательство ЮВЕНТА, 2005. – 48 С.
- Бузмакова, О.Н. Методическая копилка [Текст] / О.Н. Бузмакова //Логопед в детском саду. – 2010. - №5(48). – С. 43
- Спивак, Е.Н. Звуки [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ] [Текст] / Е.Н. Спивак. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 88 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""
Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....
Конспект НОД для детей 5 - 7 лет "Друг за друга держаться - ничего не бояться!"
Конспект НОД, направленный на формирование ценностного отношения ребёнка к себе и окружающим его людям. Расширение и углубление представления детей о дружбе, доброжелательном отношении к окружаю...
Конспект НОД по коммуникации "Мы улыбаемся друг другу"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникации "Мы улыбаемся друг другу" для детей младшего возраста....
Конспект НОД на тему: «Думаем, решаем, друг другу помогаем».«Современные интерактивные технологии формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира у дошкольников (ФЭМП)»
Для детей подготовительной к школе группы...
Конспект занятия с родителями «Учимся понимать друг друга» Педагог-психолог Миникаева Наталья Анатольевна
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах воспитания и развитие эффективных навыков коммуникации с детьми....
Конспект НОД "Друзья, которые любят противоречить друг другу" (с элементами Триз)
Формирование знаний детей о свойствах металла и дерева, развивать логическое мышление....
Конспект ООД по познавательному развитию "Дарите друг другу добро" в подготовительной к школе группе
Технологическая карта организованной образовательной деятельности в подготовительной группеТема: «Дарите друг другу добро»...