Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы" с детьми 5-6 лет.
статья по развитию речи (старшая группа)
В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой недоразвития речи детей, начиная с дошкольного детства. Хотелось бы поделиться одним из способов развития связной речи через составление рассказов по сюжетной картине на примере «Зимних забав».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_po_kartine.docx | 640.23 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой недоразвития речи детей, начиная с дошкольного детства. Бедный словарный запас, недостаточная сформированность речевых навыков, привязанность к современным гаджетам и низкая мотивация к общению со сверстниками и взрослыми провоцируют отставание в развитии речи детей. Поэтому с каждым годом всё острее стоит задача воспитателей, логопедов и дефектологов в развитии речи дошкольников и коррекции отставания в развитии детей с ОНР и ТНР.
Хотелось бы поделиться одним из способов развития связной речи через составление рассказов по сюжетной картине на примере «Зимних забав». Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа, побуждать детей к эмоциональному восприятию иллюстраций и художественных произведений и создавать условия для усвоения обобщённой модели составления творческого рассказа.
Предлагаю вам освоить модель составления творческих рассказов по сюжетной картинке. В данной модели выделяют 9 этапов. Начинают работу в младшем возрасте (2-4 года) с первых двух этапов, все 9 этапов осваиваются к концу подготовительной к школе группы.
Итак, на первом этапе мы предъявляем детям картинку и предлагаем перечислить изображённые на ней объекты. Дети проговаривают «Я смотрю на картинку и вижу…», людям на картинке можно давать имена, а животным клички.
На втором этапе мы находим взаимосвязи между объектами картины, здесь подключается познавательная зона по установлению причинно-следственных связей. Например: Дети одеты в тёплую одежду, потому что на улице холодно. На улице холодно, поэтому дети одеты в тёплую одежду. На улице холодно, потому что наступила зима. Наступила зима, поэтому холодно и дети тепло одеты. Или: У зайчика белая шубка, поэтому его не заметно на снегу. Зайчик маскируется на снегу, потому что на него охотятся разные хищники.
На третьем этапе включается модели мышления по составлению сравнений, загадок и метафор, что способствует установлению общих признаков с другими объектами. Давайте придумаем несколько сравнений. Например: Ёлочка укрыта снегом, как ватным одеялом, пушистый зайчик похож на облачко.
На следующем, четвёртом этапе, подключаются наши анализаторы, и мы представляем возможные ощущения, если бы стали одним из героев картинки. Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие звуки издавать, каким быть на ощупь или по вкусу.
Пятый этап посвящён составлению рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Давайте, попробуем сочинить рифмовки – дразнилки. Например, девочка-фигуристка – маленькая артистка, на коньках скользистка, ножку задиристка.
На шестом этапе мы переходим к называнию места каждого из объектов на картинке, определяем передний план, задний план, центральное и периферийное положение объектов.
Седьмой этап посвящён составлению речевых зарисовок, используя разные точки зрения. Я превращаюсь в объект на картине, у меня такой характер.
На восьмом этапе мы работаем со следами времени и изменением объектов на картинке во времени. Я представляю, что было с объектом раньше, что будет с ним потом.
И последний девятый этап посвящён нахождению смысловых характеристик картины, мудрости или правил жизни. Например, гулять и заниматься спортом полезно в любое время года.
В зависимости от задач и количества освоенных этапов мы можем работать по сюжетной картине в пределах одного занятия или в течение всего дня, иногда нескольких дней, периодически возвращаясь и анализируя её с разных сторон.
Этап 1. Перечисление объектов на картине. «Я смотрю на картину и называю объекты» | |
Этап 2. Нахождение на картине взаимосвязей между объектами. «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» | |
Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор. «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов» | |
Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие он издает звуки, какой он на ощупь» | |
Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины. «Я называю объект и составляю про него рифмовку» | |
Этап 6. Определение местонахождения объекта на картине. «У каждого объекта есть свое место на картине» | |
Этап 7. Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения. «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер» | |
Этап 8. Описание объекта, изменяемого во времени. «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом» | |
Этап 9. Нахождение смысловых характеристик картины. «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»
Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим не...
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.
Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....
Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го - 7-го года жизни . Составление рассказа по сюжетной картине "Семья".
Формировать у детей умение связно и последовательно описывать изображённые события....
Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Соверш...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:" Составление рассказа по сюжетной картине"Река замерзла"
Конспект занятия по речевому развитию...
Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста
конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "зимние забавы"...
План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...