Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы" с детьми 5-6 лет.
статья по развитию речи (старшая группа)

Штанько Юлия Андреевна

В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой недоразвития речи детей, начиная с дошкольного детства. Хотелось бы поделиться одним из способов развития связной речи через составление рассказов по сюжетной картине на примере «Зимних забав». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_po_kartine.docx640.23 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время мы часто сталкиваемся с проблемой недоразвития речи детей, начиная с дошкольного детства. Бедный словарный запас, недостаточная сформированность речевых навыков, привязанность к современным гаджетам и низкая мотивация к общению со сверстниками и взрослыми  провоцируют отставание в развитии речи детей. Поэтому с каждым годом всё острее стоит задача воспитателей, логопедов и дефектологов в развитии речи дошкольников и коррекции отставания в развитии детей с ОНР и ТНР.

Хотелось бы поделиться одним из способов развития связной речи через составление рассказов по сюжетной картине на примере «Зимних забав».  Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказа, побуждать детей к эмоциональному восприятию иллюстраций и художественных произведений и создавать условия для усвоения обобщённой модели составления творческого рассказа.

 Предлагаю вам освоить модель составления творческих рассказов по сюжетной картинке. В данной модели выделяют 9 этапов. Начинают работу в младшем возрасте (2-4 года) с первых двух этапов, все 9 этапов осваиваются к концу подготовительной к школе группы.

Итак, на первом этапе мы предъявляем детям картинку и предлагаем перечислить изображённые на ней объекты. Дети проговаривают «Я смотрю на картинку и вижу…», людям на картинке можно давать имена, а животным клички.

На втором этапе мы находим взаимосвязи между объектами картины, здесь подключается познавательная зона по установлению причинно-следственных связей. Например: Дети одеты в тёплую одежду, потому что на улице холодно. На улице холодно, поэтому дети одеты в тёплую одежду. На улице холодно, потому что наступила зима. Наступила зима, поэтому холодно и дети тепло одеты.  Или: У зайчика белая шубка, поэтому его не заметно на снегу. Зайчик маскируется на снегу, потому что на него охотятся разные хищники.

На третьем этапе включается модели мышления по составлению сравнений, загадок и метафор, что способствует установлению общих признаков с другими объектами. Давайте придумаем несколько сравнений. Например: Ёлочка укрыта снегом, как ватным одеялом, пушистый зайчик похож на облачко.

На следующем, четвёртом этапе, подключаются наши анализаторы, и мы представляем возможные ощущения, если бы стали одним из героев картинки. Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие звуки издавать, каким быть на ощупь или по вкусу.

Пятый этап посвящён составлению рифмованных текстов по мотивам содержания картины. Давайте, попробуем сочинить рифмовки – дразнилки. Например, девочка-фигуристка – маленькая артистка, на коньках скользистка, ножку задиристка.

На шестом этапе мы переходим к называнию места каждого из объектов на картинке, определяем передний план, задний план, центральное и периферийное положение объектов.

Седьмой этап посвящён составлению речевых зарисовок, используя разные точки зрения. Я превращаюсь в объект на картине, у меня такой характер.

На восьмом этапе мы работаем со следами времени и изменением объектов на картинке во времени. Я представляю, что было с объектом раньше, что будет с ним потом.

И последний девятый этап посвящён нахождению смысловых характеристик картины, мудрости или правил жизни. Например, гулять и заниматься спортом полезно в любое время года.

В зависимости от задач и количества освоенных этапов мы можем работать по сюжетной картине в пределах одного занятия или в течение всего дня, иногда нескольких дней, периодически возвращаясь и анализируя её с разных сторон.

Этап 1.

Перечисление объектов на картине.

«Я смотрю на картину и называю объекты»

Этап 2.

Нахождение на картине взаимосвязей между объектами.

«Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему»

Этап 3.

Составление сравнений, загадок и метафор.

«Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов»

http://syromono.info/images/crown-royal-clipart-pageant-crown-17.jpghttps://fondosdepantallaymuchomas.files.wordpress.com/2011/02/number32bcopy.png

Этап 4.

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

«Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие он издает звуки, какой он на ощупь»

https://shkolazhizni.ru/img/content/i157/157620_or.jpghttp://laoblogger.com/images/all-ears-clipart-4.jpg

Этап 5.

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

«Я называю объект и составляю про него рифмовку»

https://img2.okidoker.com/c/5/5/8/458086/6560756/13994331_2.jpg

Этап 6.

Определение местонахождения объекта на картине.

«У каждого объекта есть свое место на картине»

http://raskrasku.com/uploads/posts/2016-01/1453199897_igrushechnyy-dom_1_raskrasku.com.jpghttp://www.playcast.ru/uploads/2015/11/20/15957036.png

Этап 7.

Составление речевых зарисовок, используя разные точки зрения.

«Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер»

http://cliparts.co/cliparts/pc5/oz6/pc5oz6ani.gif

Этап 8.

Описание объекта, изменяемого во времени.

«Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»

https://thumbs.dreamstime.com/z/alarm-clock-dial-black-outline-white-background-42522804.jpg

Этап 9.

Нахождение смысловых характеристик картины.

«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл»

https://img-fotki.yandex.ru/get/4801/36014149.482/0_ab0c8_d65be053_M


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект группового занятия с детьми c ОНР старшей группы детского сада - составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом»

Групповое логопедическое занятие «составление рассказа по сюжетной картинке «Строим дом» составлено учителем – логопедом Федоровой А.А. для детей старшей группы с ОНР (общим не...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект НОД по развитию связной речи с детьми 6-го - 7-го года жизни . Составление рассказа по сюжетной картине "Семья".

Формировать у детей умение связно и последовательно описывать изображённые события....

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе с детьми с ТНР Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по сюжетной картине «Мы дежурим».Учить составлять рассказ по сюжетной картине «Мы дежурим». Соверш...

Конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине «зимние забавы» с детьми старшего дошкольного возраста

конспект занятия по составлению рассказа по сюжетной картине "зимние забавы"...

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...