развитие речи в средней группе "На прогулку в сказочный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Приобщение к наследию русской национальной культуры через русские народные сказки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_progulku_v_skazochnyy_les_sr.gr_.docx | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад: МДОУ «Лесная сказка»
Группа: Средняя группа «Теремок»
Время: 1 – ая половина дня
Вид занятия: развитие речи
Длительность: 20 минут
Тема: На прогулку в сказочный лес
Цель: Приобщение к наследию русской национальной культуры через русские народные сказки
Задачи:
1. Образовательные
1.1. Продолжать формировать интерес к культурному наследию наших предков, к р. н. сказкам и инструментам.
1.2. Закрепить знания детей о названиях и содержании р.н. сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Теремок».
1.3. Обучать детей ролевому поведению в театрализованной игре.
2. Развивающие
2.1. Способствовать речевому развитию, обогащать активный словарный запас воспитанников.
2.2. Развивать творческую активность, используя доступные средства выразительности (жесты, мимика, движение)
3. Воспитательные
3.1 Воспитывать дружеские и доброжелательные отношения между детьми.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Основной метод: словесный
Приёмы: Создание проблемно-игровой ситуации, художественное слово, активирующее общение, вопросы, поощрения.
Частные методы:
Словесные: подводящие к теме диалог, рассказывание, объяснение.
Наглядные: показ демонстрационного материла, используя экран: иллюстрации - лес, луг, фрагменты р. н. сказок, картинки персонажей к сказке «Теремок».
Практические: Театрализация р.н. сказки «Теремок»
Дидактические средства для детей: экран, сундучок, шапочки сказочных персонажей (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь), муз. инструменты (колокольчик, трещётка, балалайка, бубен, , дер. ложки, дудка).
Предварительная работа: Чтение р.н.сказок «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», просмотр мультфильма «Теремок» ( по р.н. сказке в обработке Булатова), разучивание стихов, обучение игре на муз. инструментах (колокольчик, дер. ложки, балалайка, трещётка, бубен, дудка), театрализация сказки «Теремок».
Список использованных источников:
- «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.Е.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Детская худ литература В.А.Степанов «Учебник для малышей», 2001г.
Ход
(Дети заходят в групповую комнату, в которой создана игровая среда на тему сказочного леса, стоит ширма, скрывающая стульчики для театрализации игры, на экране картинка – лес)
В: - Ребятки, сегодня у нас много гостей. Давайте пожелаем им доброго здоровья и скажем…
Д: - Здравствуйте.
В: - Ребята, вы любите сказки?
Д: - Да.
В: - А вы знаете, что есть новые, современные сказки, а есть старинные, еще их называют русские народные сказки. Их знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Некоторые р.н. сказки живут в сказочном лесу, где все звери разговаривают друг с другом и даже дружат.
- Ребятки, вы хотите побывать в сказочном лесу и посмотреть какие р.н.сказки там живут и проверить знаете ли вы их?
- Да.
- Отправимся на прогулку в сказочный лес на необычном поезде.
(дети двигаются друг за другом, на экране - лес)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи!
В: - Давайте сядем на брёвнышко (лавочку) и немножко отдохнём. Ребятки, видите дорожку? Интересно, какая сказка ходила по этой дорожке? (прислушивается) Ой, слышите, кажется, кто-то поёт. Давайте попросим сказку, чтобы она появилась.
- Сказка, сказка, появись, всем ребяткам покажись!
(на экране появляется картинка по р.н. сказке «Колобок»)
В: - Дети, вы узнали сказку? Как она называется?
Д: - Колобок.
В: - Аня, расскажи нам, пожалуйста, про приключения Колобка.
Аня:
- На окошке он студился,
По дорожке он катился,
Из муки он был печен,
На сметане был мешён,
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка,
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От неё уйти не смог.
Это сказка «Колобок».
В: - Сказку «Колобок» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.
- Не будем мешать сказке. Поедем по дорожке дальше?!
(дети двигаются друг за другом, на экране- лес)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи! (дети садятся)
(на экране картинка – изба в лесу)
В: - Смотрите, изба стоит. Кто же в ней живёт? А, вижу, вижу.
(дети слушают текст)
Жили-были семь ребят
Белых маленьких… (картинка про козляток с козой)
Мама очень их любила,
Молочком детей поила.
Тут зубами щелк, да щелк
Появился серый…. (картинка про волка)
Шкуру белую надел,
Нежным голосом запел.
- Игнат, расскажи, пожалуйста, как запел волк?
Игнат:
- Как коза, запел тот зверь:
«Отоприте, детки, дверь.
Ваша матушка пришла,
Молочка вам принесла».
В: - Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят –
Это знаем мы из сказки
Д: - Волк и семеро козлят.
В: - Сказку «Волк и семеро козлят» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.
- Ну, что, поедем дальше?
(дети двигаются друг за другом, на экране- лес)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи! (дети садятся)
В: - В какой дремучий лес мы приехали?! Видите, какой большой дом стоит в дремучем лесу. Интересно кто в нём живёт? Давайте тихонечко заглянем в избу и узнаем.
(на экране картинка про избу трёх медведей №1)
Чашки три и три постели,
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь, в самом деле
Проживают ровно три.
Как увидишь, сразу ясно: (картинка №2)
- Адель, скажи, пожалуйста, что сразу ясно?
Адель:
Как увидишь, сразу ясно:
В гости к ним ходить опасно
Убегай скорей, сестричка,
Из окна лети, как птичка. (картинка №3)
Убежала! Молодец!
Значит сказке всей конец!
В: - Ребятки, как называется сказка?
Д: - Три медведя.
В: - А, кто помнит, как звали медведей?
Д: - Большой медведь – Михайло Иваныч, медведица – Настасья Петровна и маленький медвежонок – Мишутка.
В: - Сказку «Три медведя» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.
- Ребятки, здесь оставаться опасно. Поедем быстрее, пока нас медведи не увидали.
- У –У – У, загудел паровоз!
(дети двигаются друг за другом, на экране - лес)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи!
(дети садятся)
(на экране картинка про луг)
В: - Ребятки, смотрите, какие просторы, какой красивый луг! Ой, кажется, кто-то там по тропинке идёт и, как будто, кого-то несёт. А, я догадалась!
(на экране картинка про сказку «Маша и Медведь»)
- Маша в коробе сидит,
Далеко она глядит.
Кто несёт её, ответь,
Быстрыми шагами?
А несёт её…
Вместе с пирогами.
Путь не близкий, дальний путь…
- Расскажи, пожалуйста, Настя, а что было дальше?
Настя:
- Хочет Миша отдохнуть.
Только Маша не даёт
На пенёк присесть
И румяный пирожок
По дороге съесть.
Провела его малышка,
Будет он умнее впредь.
Есть у нас такая книжка –
Это «Маша и Медведь»
В: - Сказку «Маша и Медведь» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми. Вот видите, она и сейчас живёт в сказочном лесу, и мы её знаем.
- Ну, что, едем дальше? У –У –У!
(дети двигаются друг за другом, на экране - лес)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи!
(дети садятся, воспитатель находит сундучок)
В: - Смотрите, ребятки!
Среди ёлок и осин
Сундучок стоит один.
Не велик он и не мал…
Кто же нам его послал?
Давайте откроем сундучок и посмотрим, что в нём?
(пытается открыть)
- Что же это получается,
Сундучок не открывается!
- Ребятки, слышите, кажется меня кто-то зовёт. Да это же птичка-синичка. Здравствуй, синичка. Что, что? (прислушивается) Говоришь, письмо для нас под ёлочкой лежит? Говоришь, оно поможет нам открыть сундучок?
(воспитатель находит письмо, читает)
«Сундучок откроется, если отгадаете сказку с помощью этих загадок»
- Ребятки, вы не забыли, что мы находимся в сказочном лесу. А сказочный лес полон чудес. Значит, если мы отгадаем сказку с помощью этих загадок, то сундучок непременно откроется. Давайте попробуем! Очень хочется посмотреть, что в сундучке?
(воспитатель читает загадки и как только дети отгадают, на экране появляется сказочный персонаж )
1. Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.
2. Зелёная я, как трава, моя песенка – ква, ква!
3. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком!
4. В лесу живёт, кур в деревне крадёт!
5. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный!
6. Зимой спит – летом ульи ворошит!
В: - Ребятки, подумайте и скажите, из какой сказки эти сказочные герои?
Д: - Теремок
В: - Смотрите, сундучок открывается! А в нём муз. инструменты! ( дети рассматривают и называют их). Это р.н. муз. инструменты. На таких муз. инструментах когда - то, давным – давно, играли наши прабабушки и прадедушки. А ещё здесь шапочки героев сказки «Теремок».
- Ребятки, а мы ведь умеем играть в эту сказку. Давайте поиграем в неё, а птичка-синичка посмотрит.
(помогаю одеть детям шапочки и раздаю муз инструменты, включаю фоновое муз. сопровождение по произведению «Ах, вы сени…» и начинаем играть в сказку)
Сказочница:
Сказки любят все на свете
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
И прилежному труду.
Говорят, как надо жить
Чтобы всем вокруг дружить!
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок не высок, не высок.
(переставляю ширму за стульчики, на ширме изображение избы изнутри)
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
Мышка:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто, в не высоком живёт?
Сказочница:
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто, в не высоком живёт?
Мышка:
Я мышка – норушка! А ты кто?
Лягушка:
Я лягушка – квакушка.
Мышка:
Иди ко мне жить.
Сказочница:
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.
Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает:
Зайчик:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Мышка:
Я, мышка-норушка!
Лягушка:
Я, лягушка – квакушка. А ты кто?
Зайчик:
А я, зайчик – побегайчик.
Лягушка:
Иди к нам жить
Сказочница:
Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить
Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
Лисичка:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Мышка:
Я, мышка-норушка.
Лягушка:
Я, лягушка-квакушка.
Зайчик:
Я, зайчик – побегайчик. А ты кто?
Лисичка:
А я, лисичка – сестричка.
Заяц:
Иди к нам жить!
Сказочница:
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок – серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
Волк:
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в не высоком живёт?
Мышка:
Я, мышка-норушка.
Лягушка:
Я, лягушка – квакушка.
Зайчик:
Я, зайчик – побегайчик.
Лисичка:
Я, лисичка - сестричка. А ты кто?
Волк:
А я волчок – серый бочок.
Лисичка:
Иди к нам жить!
Сказочница:
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить.
В теремочке дружно звери живут.
Веселятся все, играют и поют.
(громко звучит отрывок музыкального произведения «Ах, вы сени…», дети под музыку играют на муз. инструментах, затем громкость убавляется и становится фоновой )
Идёт мимо медведь косолапый. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.
Медведь:
Кто,кто в теремочке живёт?
Кто,кто в не высоком живёт?
Мышка:
Я, мышка-норушка.
Лягушка:
Я, лягушка – квакушка.
Зайчик:
Я, зайчик – побегайчик.
Лисичка:
Я, лисичка - сестричка.
Волк:
Я, волчок – серый бочок
А ты кто?
Медведь:
А я медведь косолапый.
Сказочница:
Заревел медведь,
Загудел медведь! (ребёнок исполняющий роль медведя гудит в дудку)
Звери испугались –
В страхе разбежались.
(дети разбегаются, кладут в коробку муз. инструменты, шапочки сказочных героев и садятся)
В: - Ребятки, слышите, птичка-синичка говорит: - « Молодцы, вы, как артисты играли в сказку». (дети сами себе аплодируют)
- Сказку «Теремок» сочинили давным-давно. Это р.н. сказка. Её знали наши прабабушки и прадедушки, когда были детьми, и мы её знаем. А давайте вспомним, как было в р.н. сказке. Помните, медведь никак не смог влезть в теремок и решил жить где?
Д: - На крыше.
В: - И, только, он уселся на крышу, как теремок затрещал, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него выскочить: (пальчиковая гимнастика)
мышка - норушка,
лягушка - квакушка,
зайчик - побегайчик,
лисичка-сестричка
и волчок-серый бочок, все целы и невредимы. А, что было дальше?
Д: - Звери принялись брёвна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили.
В: - Значит в р.н. сказке «Теремок» звери были какие?
Д: - Дружные и трудолюбивые.
В: - Ну что, ребятки, пора нам возвращаться. Давайте попрощаемся со сказочным лесом, нашими любимыми р. н. сказками.
Д: - До свидания! До новых встреч!
В: - Отправляемся в обратный путь! У –У –У!
(дети двигаются друг за другом, на экране- лес, луг)
Игр. Упражнение:
Паровоз наш небольшой,
Паровоз наш не простой,
В нём колёса не стучат,
Состоит он из ребят.
Едем, едем друг за другом,
Едем лесом, едем лугом.
Остановка на пути…
Эй, ребята, выходи!
В: - Ребятки, давайте расскажем нашим гостям, куда мы ездили?
Д: - На прогулку в сказочный лес.
В: - Что там видели?
Д: - Русские народные сказки.
В: - Что там делали?
Д: - Играли в р.н. сказку «Теремок»
В: - Времена теперь другие
Как и игры и дела
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Но преданья старины
Забывать мы не должны
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
- Ребятки, давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем:
Когда мы увидимся снова?
Никто не ответит заранее.
Сказать остаётся два слова
И мы говорим…
Д: - До свидания!
«Сундучок откроется, если отгадаете сказку с помощью этих загадок»
Загадки:
1. Живёт в норке, грызёт корки, короткие ножки, боится кошки.
2. Зелёная я, как трава, моя песенка – ква, ква!
3. По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком!
4. В лесу живёт, кур в деревне крадёт!
5. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный!
6. Зимой спит – летом ульи ворошит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная организованно-образовательная деятельности По развитию речи в средней группе На тему: «Сказочное путешествие»
Цель: учить детей различать эмоции и безопасно проявлять свои чувства иэмоции; способность свободно исследовать и выражать свое «Я». Интеграция областей: Речевое развитие :о...
Открытое интегрированное мероприятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказочный лес».
quot;Путешествие в сказочный лес"....
Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группе На тему: «Сказочное путешествие»
Конспект открытого занятия по развитию речи В средней группеНа тему: «Сказочное путешествие»— закрепить знания детей о русских народных сказках;— формировать умение узнавать и ...
НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказочный лес"
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитиеФорма организации детей: фронтальная,Вид детской деятельности: коммуникативная, игровая.Задачи:1. Упражнять в образовании слов множест...
НОД по развитию речи в средней группе "Путешествие в сказочную страну"
Цель: развивать речь детей, обогащать словарный запас, активизировать устную, связную и разговорную речьПрограммные задачи:Образовательные задачи: Расширить словарный запас; учить детей отвечать...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Путешествие за сказочной книгой"
Занятие по развитию речи для детей средней группы...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...
- Мне нравится (1)